По старой привычке, коллеги обращаются порой за помощью, как к бывшему, времен киностудии им.М.Горького, оператору по спецсъёмкам (вертолётные, подводные, Стадикам и проч.). Чаще всего, просят помочь, когда удалось получить минимальный бюджет фильма. Стараюсь помогать, особенно, когда тема интересна, влезаю с советами по сценариям. Почему-то на правдивые фильмы средств отпускают минимум. О войне сложно создать фильм с ограниченным бюджетом. Но можно.
Документальный фильм о событиях под Пешаваром снимали в подвале под жилым домом. Бывший оператор по спецъемкам обнаглел, и один снимал с трех видеокамер, включая две другие камеры с дистанционного пульта. Чудеса видеотехники.
Подвал вполне достойно оборудовали под съемочный павильон. Соорудили выгородки под казематы крепости Бадабер.
Устроили по коридорам подвала беготню со стрельбой. Для пущей динамики и «экшена» использовали фонарики.
Голь на выдумки хитра, как говорила одна моя знакомая бабушка Лиза из Тверской губернии.
Реконструктивные кадры для фильма получились очень даже приличными. На мой взгляд. Пусть даже таким образом, но отдал дань памяти моим знакомым, детям моих друзей, погибших на войне в Афганистане, с которой соприкоснулись мои ровесники.
События под Пешаваром в 1985 году спровоцировали не очень боевое, мягко говоря, настроение в некоторых подразделениях «ограниченного контингента». На сколько мне известно, в срочном порядке в одном только Подмосковье набрали группу из тридцати офицеров запаса в качестве политруков, с задачей «поднимать боевой дух солдат». В основном, собрали «пиджаков», получивших звания лейтенантов после окончания институтов с военной кафедрой, которые и сами не понимали назначения этой войны. Один из них, уже в звании капитана запаса, задал вопрос майору на призывном пункте:
- Зачем мы там? Объясни мне толком, чтоб я мог ребятам в Афгане объяснить внятно, а не лозунгами и прокламациями.
С капитана сняли звездочки, пообещали «обломать» карьеру на гражданке.
У старшего инженера, теперь уже бывшего капитана запаса по специальности РВиА, на иждивении трое детей. Младшему едва исполнилось 9 месяцев. Советская власть не церемонилась с «отщепенцами» и «критиканами», как обозвали бывшего капитана запаса за закрытом заседании суда.
Другой мой знакомый, сын военного летчика, в качестве политрука, молча, отправился выполнять один из последних призывов партии и правительства СССР. Его отца, командира турбореактивного бомбардировщика ИЛ-28, со второго курса военно-воздушной Академии, по бездумному сокращению армии генсеком Хрущевым, выгнали из ВВС. Летчик жить без неба не смог, как он сам сказал, мог доучиться в Академии на штабного офицера, дослужиться на земле до генерала, но отправился переучиваться на пилота гражданской авиации. Вместо хотя бы ИЛ-14-ого, на худой случай, АН-2, - получил от нового начальства, в отместку за строптивость, в управление двухместный вертолетик МИ-1. Но пилотом он был упорным, профессионалом своего любимого дела, за летную жизнь освоил ИЛ-18, ТУ-134, ТУ-154. Из любых аварийных ситуаций выходил победителем. Пролетал до самой пенсии пилотом-инспектором, участвовал в комиссиях по расследованию аварийных ситуаций на воздушном транспорте.
Его сын в 1985 году, в сухопутной должности политрука, с тягостным настроением недоумения, отправился выполнять «интернациональный долг».
Командир экипажа военного транспортника АН-12, на котором перелетали в город Ош Киргизской ССР, решил уточнить по списку о фамилии его отца. Оказалось, командир экипажа с отцом вынужденного политрука учились вместе на втором курсе военно-воздушной академии и вынуждены были сломать карьеру. Кого списали на гражданку, кто продолжил летать в военно-транспортной авиации после истребителей.
Из уважения к отцу, сына пригласили в пилотскую кабину. Оказывается, он с детства мечтал увидеть заход на посадку из застекленной кабины штурмана АН-12. Транспортник вез комиссию из Москвы. На аэродроме назначения об этом узнали заранее, изрядно потрудились ночью, для встречи «высоких» проверяющих.
АН-12 заходил на посадку… а вдоль почти всей взлетно-посадочной полосы, с обеих сторон, были выложены ящики. Реальные потери в той войне тщательно скрывали в советские времена. Только не в этот раз. Цинки с грузом 200 выстроились в траурном строю по всей полосе пробежки АН-12-ого с московской комиссией на борту. И что же? Виновные в этой акции были наказаны.
Мощнейший по образности кадр! Цинковые ящики вдоль ВПП.
Почему же таких образных кадров нет в современном кино? Они влияют на зрителя гораздо сильнее любой болтовни и «экшена». Выходит, нынешние кинодеятели не умеют продумывать и создавать реальную метафору жизни в фильме?
Фильм Бекмамбетова «Пешаварский вальс» (1994) помню до сих пор. Эмоции и впечатления остались надолго. Не «зашел», что называется, его же фильм «Девятаев» (2021). Впечатление смазано. В самом начале перемельтешили с «полетными» сценами, перетянули со сценами в лагере. Совсем уж нелепа такая «удивительная» мужская дружба между летчиками, один из которых - предатель. Совсем уже глупые придумки киношников с догонялками «мессера» и бомбардировщика, попыткой истребителя «завалить» юнкерс «постучалками» шасси сверху.
Бред сивой кобылы за штурвалом, как выразились после просмотра фильма военные летчики. А ведь бюджет фильма был весьма приличный. В который раз не продумали сценарий? Забыли о драматургии для зрителя? Странно. И где сейчас Бекмамбетов? На крыльях Линкольна – охотника на вампиров (2012), с «кривыми полетами пуль» (2008) отправился покорять Заокеан! Вот и вся патриотизма на заработанные на Родине деньги.
В свое время, пригласил ветеранов войны в Афганистане на премьеру фильма «Девятая рота» (2005). Во время финальных титров суровые афганцы заранее и благоразумно «свалили» из зрительного зала, на фуршет не остались.
- Не приставай, - ворчали они позже на посиделках в ресторане близ Дома кино и великодушно отмахивались. – Поиграла твоя «золотая молодёжь» в Зарницу, окучила денежки, ну, и ладно. Рваный флаг «ихнего» кино - им в руки!
Позже, совместными усилиями, мы так и не смогли запустить в производство фильм по сценарию, к разработке которого я тоже приложил голову и руки. «Тайна дворца Тадж-бек». С режиссером Евгением Сокуровым (полковником спецназа в отставке) лично встречались с участниками уникальной боевой операции - штурма дворца Амина: Романовым, Семеновым, Плюсниным и др. Уточнили, до мельчайших подробностей, все детали штурма, прорисовали схему расположения подразделений… Нет. Не состоялся проект. Достоверные фильмы о войне опять оказались не нужны киноначальству и Минкульту. Зачем?! Проще рассказывать высокобюджетные сказки. Создавать развлекательные псевдовоенные дайджесты с «побегушками» и «пострелкушками»!
Охотно, по первому призыву, поднялся с колёс еще в одну творческую атаку. Съездили в Самару, встретились с бывшим сапёром. Андрей Грачёв написал прекрасную книгу «Афганские былинки». Мальчишкой он подорвался на мине, ослеп. К нашей встрече Андрей уже кандидат педагогических наук, преподавал в ВУЗе.
Прекрасная случилась застольная беседа.
По возвращению в Москву, ни заявку, ни синопсис продюсеры не взяли.
- Кому нужна твоя правда о войне? Тем более, солдатская! – ворчали продюсеры.
- Моя правда?! Или наша?! И чем же отличается правда «офицерская» от «солдатской»?
Чудеса кинобюрократии.
Высокий бюджет фильма не определяет его достоверность, коллеги. Память о наших героях, живых и погибших, не может быть фальшивой. Экранная фальшь долго не живет, даже при поддержке массированной рекламы в СМИ и на телевидении.
Некоторые друзья по соцсетям опять упрекнут: длинная, долгая заметка получилась.
Как и долгая память о давних событиях под тем же Пешаваром…
P.S. В планах еще сценарий о летчиках Первой мировой войны, в память о дальнем родственнике.
Кинематограф – удивительное волшебное действо, которое позволяет проживать несколько жизней своих героев, даже сценаристу, пусть даже виртуально.
Работаем!