Самым известным ныне украшением для причесок среди дам прошлого считается, конечно, же диадема. Однако тиара вошла в моду у высокородных дворянок лишь в XIX в, во времена Наполеона. Знаменитый полководец, как известно, был неравнодушен ко всему римскому. В результате в интерьерах и в одежде вошли в моду элементы стиля ампир, включая диадемы, напоминавшие римские лавровые венки.
До этого же тиары практически не использовались высокородными дворянками. Вместо них волосы украшали с применением совсем других аксессуаров. Это могли быть, к примеру, ленты, кружева, заколки, гребешки. Среди этих украшений присутствовал и аксессуар, считавшийся наиболее красивым и изысканным.
Шпилька с драгоценностями и пером
Назывался этот аксессуар эгретом и использовали его дамы еще в средние века и в эпоху Возрождения.
Но в те времена носили этот аксессуар не слишком часто. В большую моду эгрет начал входить лишь к концу XVII в. Это необычное украшение, как и диадема, считалось атрибутом дам самого высшего света и представляло собой длинную двойную или одинарную шпильку из благородного металла, украшенную декоративным навершием.
Изделие, созданное по подобию сарпечей (перьев на тюрбане) восточных султанов, настолько понравилось европейским красавицам, что в последующем не выходило из моды весь XVIII в.
Какими могли быть эгреты
Свое название украшение получило от французского слова aigrette, означающего в переводе «цапля». Придумано это название было потому, что элементами дизайна эгрета в XVII-XVIII вв. часто становились длинные перья цапли либо страуса.
Но помимо перьев, навершие могло представлять собой, и к примеру, букеты цветов или какие-то другие элегантные композиции из драгоценных камней.
Вместо шпилек для крепления эгрета к волосам могли использоваться также гребешки из золота, дорогих пород дерева или панциря черепахи.
Иногда эгреты изготавливались и в виде брошей. Такие аксессуары носили не в волосах, а на шляпках или даже на корсете.
Смотрите галерею эгретов (листайте):
Анна Иоанновна
В России, как и в Европе, в XVIII в. эгреты были необыкновенно популярны. Считается, что ввела моду на такие украшения среди российских дворянок императрица Анна Иоанновна, племянница Петра Великого. К сожалению, портретов этой правительницы с эгретом не сохранилось.
На дошедших до нас полотнах Анна Иоанновна чаще всего предстает в большой императорской короне. Но сохранились портреты старшей сестры этой императрицы, еще одной племянницы Петра I — Екатерины Иоанновны с такими украшениями. Екатерина Иоанновна некоторое время жила в Европе, выйдя замуж за немецкого принца. Но затем она сбежала от мужа-деспота и вернулась в Россию, забрав с собой дочь. Известно, что Анна Иоанновна очень ее любила.
Носила эгреты и регентша при Иване VI Анна Леопольдовна. Галерея эгретов Анны Леопольдовны (листайте):
Эгреты Елизаветы Петровны
Самой же большой почитательницей эгрета в России в XVIII в. была императрица Елизавета Петровна. Дочь Петра Великого, как известно, просто обожала украшения и красивую одежду. До наших дней сохранилось множество портретов этой императрицы, на которых ее прическа украшена эгретами.
Галерея портретов Елизаветы Петровны с эгретами (листайте):
Одно из таких украшений Елизаветы Петровны дошло, в том числе и до наших дней. Этот эгрет под названием «Фонтан» ныне хранится в Алмазном фонде.
В этом украшении обычное перо заменено на бриллиантовое с сапфировыми свободными подвесками. При движениях императрицы сапфиры покачивались, создавая иллюзию льющейся воды. В дополнение к эгрету мастер создал для Елизаветы Петровны и тяжелые роскошные серьги в том же дизайне.
Эгреты Екатерины Великой
В коллекции Алмазного фонда сохранился не только эгрет «Фонтан» Елизаветы Петровны. До наших дней дошел еще один похожий на него эгрет-портбукет с сапфирами асимметричного, но при этом очень уравновешенного дизайна.
В советском каталоге Алмазного фонда отмечается, что это украшение было создано в 1762 г. То есть сделали его через год после кончины Елизаветы Петровны. Поэтому, скорее всего, этот сапфировый эгрет принадлежал Екатерине Великой.
В любом случае известно, что в молодости Екатерина Алексеевна любила носить подобные украшения. Об этом свидетельствует и сохранившийся до наших дней портрет императрицы с Петром III.
Головные шпильки
Помимо двух больших сапфировых эгретов, в запасниках Алмазного фонда хранится и множество маленьких, представляющих собой, по сути, обычные шпильки, украшенные драгоценностями.
Смотрите галерею драгоценных головных шпилек из Алмазного фонда:
Во времена Екатерины II популярность эгретов постепенно сошла на нет. При Александре I же, как и повсюду в Европе, в моду начали входить "наполеоновские" диадемы.
XX век
В последующем мода на эгреты вернулась лишь в начале XX в. В революционной России аксессуар популярности не заслужил. В Европе же он использовался модницами в те времена достаточно интенсивно. Связано это было с популяризацией джаза. При выполнении танцевальных движений перья колыхались, что делало постановку более эффектной. В XX в. эгрет чаще всего называли эгреткой.
Эгретки начала XX века:
Спасибо за прочтение статьи. Подписывайтесь на канал