Найти тему

Три сестры.

Из интернета.
Из интернета.

"Три сестры". Семён Спивак. "Театр на Фонтанке" Санкт-Петербург.

У нас трёх сестёр, жизнь не была ещё прекрасной, она заглушала нас, как сорная трава..."

Пьеса "Три сестры" о счастье, о недостижимом счастье в глубинке, если глубинкой можно назвать уральский город Пермь. В письме к Максиму Горькому Чехов указал, что героини проживают в городе "вроде Перми". У Чехова ничего не бывает без глубокого тайного смысла. Место, где всё происходит, очень важно. Место влияет и раскрывает драму. Пермь в начале 20 века славилась своими улицами-обжорками. Около пожарной части был пельменный ряд. Здесь же стояли бочки со стерлядью под открытым небом, в пыли и грязи. Вдоль пристаней братьев Каменских и Любимовых была целая гирлянда мелких лавчонок с разными съестными припасами. Тут же шлялись жители "дна" просившие на опохмел, ходили монашки с кружками "на строительство храма". Тучи мух летали над лавчонками, и везде царил дух наживы. В этот город генерал Прозоров привёз своих детей из Москвы.

Пьеса, написанная в 1900 году, получила возможность на многочисленные интерпретации при воплощении на мировой сцене. И ментальное разнообразие стран только оказалось в помощь. Споры о трактовках не прекращаются и сегодня. В провинции иллюзии становятся нестерпимыми, и от них никуда не деться. Ибо они - отдушина в клейкой обыденности, неизбежной однотипности, лишённой разнообразия. За 11 лет счастье так и не пришло в дом Прозоровых, а превратилось в его иллюзорность. Чехов на примере сестёр буквально призывает не отчаиваться, призывает к оптимизму, к поиску правильных решений.

Московский генерал Прозоров получает в своё подчинение бригаду и вместе с дочерьми и сыном переезжает в Пермь, провинциальный по тем временам уральский город, евро-азиатский по своему составу населения. Ольга, Маша и Ирина совершенно разные девочки от одних родителей, но они выигрышно смотрятся на фоне горожан на рубеже веков прошлого столетия. Их роднит одинаковое воспитание и образование. У них одна единственная мечта - вырваться из губернской застоялой обыденности, чуждой им по всем статьям. Эта величайшая драма всех времён и народов. Кто точно столкнулся с такой драмой и выстрадал её с ужасом, была певица Майя Владимировна Кристалинская.

Немного отойдём от темы. Майя родилась в Москве в еврейско-русской семье. После окончания МАИ(Моковский авиационный институт) была распределена в Новосибирск на авиационный завод им. Чкалова. О том времени мы можем прочитать всего три слова: вскоре вернулась домой. Но чего ей стоили эти слова. Новосибирск - научный мозг Сибири со своим знаменитым Академгородком. А Кристалинская испытала тройной накал тоски сразу за Олю, Машу и Ирину. Пьеса Чехова будет всегда современная, всегда сопричастна каждой душе, потому что Чехов открыл для зрителя трагедию тоскливого психологического состояния личности из любой социальной среды, и никакие традиции, семейные или народные не спасут.

Сёстрам кажется, что когда они вернуться в Москву, большой купеческий и промышленный город с театрами и музеями, они обретут душевный покой. Москва - билет в прекрасную, наполненную счастьем жизнь. Три сестры, три борьбы с тоской. И от того, как их покажут актрисы - многое зависит, а главное успех спектакля. У Туминаса в литовском Малом театре всё ушло во внешние эффекты, актёры играли фарсово, границ дома нет, всё размыто. В московском Малом театре и у Петра Фоменко было даже уютно. Но Прозоровых я увидел только в постановке Спивака в петербургском "Театре на Фонтанке". Мало того, я прочувствовал резкие гудки паровозов, редко стоящие фонари на улицах. Военные искренне радовались, когда попадали в дом сестёр Прозоровых, от них веяло деликатностью и искренностью, они не были провинциальными, что ещё более усугубляло трагизм женщин, оказавшихся не на своём месте. Я не увидел бытовой рутины в доме Прозоровых. Обывательщину привнесёт Наталья.

Ирина - свежая, живая, без жеманства, немного циничная Мария и интеллигентная Ольга не обладали чванством губернского "Высшего света". Маша вышла замуж в 18 лет. Маша всегда в чёрном, хотя траур не носит. Но, возможно, это её сознательный выбор, и она носит траур по загубленной своей жизни. "Эта жизнь проклятая, невыносимая...". Жизнь серая в оттенках серого, гнетёт их, но каждая по-своему с этим борется. "В Москву!" - это становится мантрой для всех трёх сестёр. Слышать каждый день гудки паровозов - тяжёлое испытание для стремящихся в Москву женщин.

Их брат Андрей Прозоров - центральный герой в семье. Дворянин, родившийся в Москве. Умный, образованный, мягкий и деликатный, на него сёстры возлагают большие надежды. Сёстры надеются, что, став профессором, он не станет здесь жить. Точный возраст Андрея не назван. Но на его счёт сёстры ошиблись. Он влюбляется в местную девушку Наталью Ивановну. В браке у них рождаются мальчик Бобик (Владимир) и девочка Софочка. Рутина, поглотившая со временем семью Андрея, приводит его к неутешительной мысли, что брак - это скучно. Он становится подкаблучником и постепенно спивается.

Ольга и Маша считают, что Наташа одевается безвкусно. "Ах как она одевается! Не то чтобы некрасиво, не модно, а просто жалко.". Это мнение высказала Маша. После свадьбы Наташа ведёт себя как полноправная хозяйка, хотя дом принадлежит всем. Наташе не хочется, чтобы в доме были гости, и она ищет повод, чтобы от них избавиться. Мнимые болезни детей, по её мнению, самый хороший повод отвадить от дома постоянных гостей. "У нас так много народу везде, куда не пойдёшь, полон дом. Теперь в городе инфлюэнца, боюсь, как бы не захватили дети.". В этом вся Наташа, необразованная пустота провинциальной мещанки.

Самому Андрею собственная жена кажется удивительно пошлой. Когда всего мало и надо взять, не стеснясь, удивляться нахрапистой пошлости не приходится. Раз я здесь, то это и моё тоже. Как много таких Наташ спят, едят и дышат полной грудью среди нас. "Говорят я пополнела... и не правда! Ничуть!". (Наташа). Главное, чтобы был порядок! "Ты в гимназии, я - дома, у тебя ученье, у меня - хозяйство. И если я говорю, что насчёт прислуги, то знаю, что говорю; я знаю, что го-во-рю... Право, если ты не переберёшься вниз (Ольга), то мы всегда будем ссориться.". Примитивной обывательнице тяжело в семье Прозоровых, но она "подомнёт под себя любого из них, облизывая пальцы после жирных щей". Постепенно Наташа остаётся единственной хозяйкой в доме.

Наташи никогда не победят своей энергией, потому что они спотыкаются на лицемерии и даже не замечают, как они одиноки. Крутят варенья и соленья впрок, а раздать некому. Всех гостей она постепенно отвадила от дома.

Из интернета.
Из интернета.

"Театр на Фонтанке" Санкт-Петербург.