Самуэль Хачикян – один из самых влиятельных режиссеров иранского кино
Родился 21 октября 1923 года в Тебризе. Отец избежал геноцида и поселился в Иране. Мать увлекалась кино и искусством и часто водила детей в театр. Первое стихотворение “Тюрьма” Самуэль опубликовал в армянской газете "Алик", когда ему было девять лет. Пять лет спустя он впервые выступил в Тебризе в спектакле “Севилья”. Получил образование в области истории и журналистики и написал восемь пьес, которые вышли на сцену не только в разных городах Ирана, но и в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско и Греции.
Хачикян снял первый фильм в 1953 году под названием "Возвращение". Он был одним из первых и немногих режиссеров, которые использовали технику декупажа на съемочной площадке, заранее подготовив полный сценарий съемки. Успех его работ привлек большое внимание к преимуществам такого подхода к кинопроизводству. Как новаторский режиссер, он превратил производство детективов и нуар-триллеров в популярную новую волну в иранском кинопроизводстве. В 1954 году он сделал первый в истории иранского кинематографа трейлер фильма "Девушка из Ширы". Последующие фильмы, такие как "Забастовка" и "Орлы", были кассовыми хитами своего времени.
В 1960-1970-е годы режиссер обратился к жанру детектива, и в мире кино обрел звание «мастера страха», или «Альфреда Хичкока Ирана».
Кстати, сам Хачикян это прозвище не любил. Но по популярности вряд ли уступал западному коллеге: на улицах во время премьер фильмов иранского режиссера возникали самые настоящие пробки.
Фильм 1956 года "Вечеринка в аду" Хачикяна был представлен на 8-м Берлинском международном кинофестивале, участвуя в номинации на Золотого Медведя. Умер 22 октября 2001 года в возрасте семидесяти восьми лет в Тегеране, Иран.
Фильмы в жанре триллеров и детективов не только являлись выражением творческих поисков Хачикяна, но и его гражданской позиции. Режиссер критикует общество, порождающее насилие, и жизненный строй, способный перерасти в трагедию целого народа. Здесь в большей степени речь идет о Геноциде армян, который коснулся и семьи мастера. Так, эта тема для него – армянина – была особенно важна. В одном из интервью Хачикян говорил: «Мой отец был одним из тех, кто чудом спасся во время резни Первой мировой войны.
От него я еще с детства слышал многочисленные рассказы о побоищах, кровавые истории, и у меня возникло желание показать вообще звериную жестокость человеческого существа в отношении другого».
Многие армянские артисты под руководством Хачикяна создали актерскую и режиссерскую школу кино. «Множество иранских звезд состоялись благодаря С. Хачикяну, закалились и отшлифовались», – писала газета «Алик» в 1958 году. К 1970-м годам Иран стал одной из стран с мощнейшей киноиндустрией, выпускавшей по 60 фильмов в год и организовывавшей фестивали. Государство стало признанным на Востоке центром кино со своим индивидуальным обликом. И во многом это заслуга именно Самвела Хачикяна.