Найти в Дзене
Владислав Алеф

Големы: истоки и происхождение безропотных слуг

Каменные и железные, золотые и алмазные, из кристаллов и песка, из плоти и адамантина. Нет такого материала, из которого фантазия авторов не придумала големов. Эти покорные истуканы стоят в услужении нелюдимых магов и хранят сокровища древних городов. Но какими они были в нашем мире? Термин «голем» (евр. golmi) встречается в Библии лишь однажды (пс. 138:16) под ним понимается сырой, необработанный материал. «Голем мой видели очи Твои», – обращается Адам к Богу. В более поздних текстах слово «голем» заменено понятным «зародыш». В иудейской Мишне «големом» обозначают глупого необразованного человека. Попытки создать человека раввины предпринимали неоднократно. Их старания высмеиваются в Вавилонском Талмуде, рассказывающем, как одному мудрецу это удается, но его голем не обретает самой главной человеческой особенности – способности говорить. Коллеги раввина разоблачают его творение, обращая голема обратно в пыль. Однако и сами идут его дорогой. Правда, им удается создать лишь теленка, кот
Колоссальный каменный голем глазами нейросети
Колоссальный каменный голем глазами нейросети

Каменные и железные, золотые и алмазные, из кристаллов и песка, из плоти и адамантина. Нет такого материала, из которого фантазия авторов не придумала големов. Эти покорные истуканы стоят в услужении нелюдимых магов и хранят сокровища древних городов. Но какими они были в нашем мире?

Скульптура голема в Праге
Скульптура голема в Праге

Термин «голем» (евр. golmi) встречается в Библии лишь однажды (пс. 138:16) под ним понимается сырой, необработанный материал. «Голем мой видели очи Твои», – обращается Адам к Богу. В более поздних текстах слово «голем» заменено понятным «зародыш». В иудейской Мишне «големом» обозначают глупого необразованного человека.

Попытки создать человека раввины предпринимали неоднократно. Их старания высмеиваются в Вавилонском Талмуде, рассказывающем, как одному мудрецу это удается, но его голем не обретает самой главной человеческой особенности – способности говорить. Коллеги раввина разоблачают его творение, обращая голема обратно в пыль. Однако и сами идут его дорогой. Правда, им удается создать лишь теленка, которого они съедают на ужин.

Сефер йецира, обложка издания 2007 г.
Сефер йецира, обложка издания 2007 г.

Ключ к созданию големов раввины находят в «Книге творения» Авраама – Се́фер йецира́. Книга представляет буквы еврейского алфавита простейшими элементами кода вселенной. Умение писать код позволяет изменять этот мир. Наибольшей силой обладала комбинация букв имени Бога – «шем». Шем писали на бумаге, засовывали голему в рот или в лоб. Самих големов, как и Адама, лепили из глины.

Таким способом в XVI веке голема создает польский раввин Илия из Хелма, за что его даже называют Илия Баал Шем. Его творение росло с каждым днем и угрожало разрушить мир, так что раввину пришлось его уничтожить. Его шемом являлось слово «истина» (אמת – emét), а когда Илия стер первую букву слова – א (алеф), «истина» превратилась в «смерть» (מת – mét). Самого раввина по одной из версий завалило насмерть останками голема.

Голем в музее мадам Тюссо в Праге
Голем в музее мадам Тюссо в Праге

Для тяжелых физических работ обыкновенно создавали големов-мужчин, однако есть случаи и сотворения женщин. Поэт и философ Шломо бен Иехуда ибн Гвироль создал себе служанку еще в XI веке, а живший в XVI веке раввин Исаия бен-Авраам Горовиц пишет о создании женщины-наложницы.

Иные раввины полагали преступным не использовать големов на благо общины. В них видели могучих защитника иудеев, которых недруги не смогли бы уничтожить, ибо сделать это могли только создатели големов. Эту идею разделял и раввин Иуда Лёв бен Бецалель, живший в Праге в XVI-XVII веках. Он оживляет голема шемом. Чтобы голем не работал по субботам, вечерами пятницы Лёв извлекал из его рта записку. Но однажды по забывчивости он делает это в последний момент накануне субботы. Лёв ловит голема уже перед синагогой, а когда вытаскивает «шем», тот рассыпается. Пыльные останки голема до сих пор находятся на закрытом чердаке Староновой синагоги в Праге.

Кадр из фильма «Голем» 1915 г.
Кадр из фильма «Голем» 1915 г.

На этом старая легенда о пражском големе заканчивается, но позднее обретает продолжения.

Первым голема воскрешает Рабби Эзехиэль, потомок Лёва с целью умертвить вероотступника, молодого еврея Иоахима, сына Шаламоуна. Юноша влюбляется в христианскую девушку, Дороту Профетову, ради расположения которой решает покреститься. Все они встречаются в трактире, где работает Дорота. Родители Иоахима не могут отговорить сына, так что они травят его руками голема, вместо соли посыпавшего яйца ядом.

В другой истории голема оживляет незадачливый студент. Ему не хватает знаний для написания качественного шема. Потому голем оживает лишь ненадолго, успев только подняться и свалиться, раздавив студента.

Еще в одном рассказе в гости к голему поднимется нацистский солдат. Он презрительно пинает голема, но тот пробуждается и ударяет солдата в ответ, да так, что убивает его.

Голем в Музее призраков и легенд в Праге
Голем в Музее призраков и легенд в Праге

Но другое, более прописанное продолжение повествует о каменщике, который приходит в синагогу, дабы подлатать прохудившуюся крышу. Он находит на чердаке треснувшего голема, скрепляет его, опоясав железным обручем, и вкладывает ему в рот шем, который хранился в серебряной шкатулке его жены. Голем оживает, но, не имея приказа, начинает бесчинствовать. Он душит семь человек и поджигает пламенем из глаз Злату улицу. Останавливает голема белая голубка, которая, подлетев, выхватывает у него шем. Сильный дождь растворяет голема, оставляя от него один только железный обруч, который и сегодня окольцовывает одну из колонн синагоги. Этот обруч всегда покрывается слезами, когда еврейскому кварталу грозит опасность.

Если вам понравилась эта статья, подпишитесь и обязательно посмотрите ее сокращенную видеоверсию.

#фольклор #мифология #мистика #голем