Зрячий только зрит и видит, а прозревший умозрит и предвидит. «Смотри в корень!» - фраза Козьмы Петровича Пруткова из сборника «Плоды раздумья».
Закон о такси наводит жесткий налоговый порядок в данной сфере услуг. И именно выражение «жесткий налоговый порядок» отражает основную цель, для чего он принимался, и что он не регулирует отношения таксиста и пассажира. Более подробно об это можно прочесть в статье «ПОЧЕМУ ЗАКОН О ТАКСИ НА ПРАКТИКЕ НЕ РАБОТАЕТ ДЛЯ ЛЮДЕЙ?».
В связи с новыми требованиями закона на водителя ложится бремя налогового учета, отчетности и платежей. Агрегаторы уже рассылают смс уведомления о том, что водителям нужно получить разрешение на деятельность такси, а некоторые из агрегаторов блокируют доступ к приложению. А что бы получить разрешение на деятельность такси нужно сначала зарегистрироваться в качестве налогоплательщика либо, как самозанятый, либо, как предприниматель. Либо стать работникам таксопарка и заключить трудовой договор. Есть вариант сделать ООО (Общество с ограниченной ответственностью) но экономически это не выгодно. При налоговом учете для юридических лиц больше тонкостей и нюансов в отчетности и любые штрафы для ООО в разы больше чем для физических лиц. Про штрафы и ответственность для таксистов можно почитать в статье «ЗАКОН О ТАКСИ ЗАКРУЧИВАЕТ ГАЙКИ ДЛЯ ТАКСИСТОВ, А ЧТО ГРОЗИТ ТАКСИСТАМ В СЛУЧАИ…». Для регистрации можно воспользоваться разными вариантами через сайт «госуслуги» «гос. ключ» или приложение «мой налог» или зайти лично в налоговую и подать письменное заявление.
ЛИЦЕНЗИЯ НА ТАКСИ ИЛИ РАЗРЕШЕНИЕ И ТУТ ЕСТЬ ВОПРОСЫ
Очень много вопросов о том, сколько стоит лицензия на такси. Чаще всего таксисты именно так и говорят. Но по факту лицензий на такси ни когда не было, и ни когда не выдавались, всегда были разрешения. Это так называемый Эффект Манделы, который проявляется даже в этом. Эффект Манделы заключается в совпадении у многих людей понимания в отношении, какого либо обстоятельства или события устойчивых воспоминаний, противоречащих реальным фактам. Некоторых таксистов интересует вопрос из той же «оперы», сколько стоит разрешение на деятельность такси сейчас. Разрешение на деятельность такси выдается бесплатно, на всей территории Российской федерации. Это прямо сказано в федеральном законе в пункте 3 статьи 5 «Разрешение предоставляется без взимания платы.» Федерального закона "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" от 29.12.2022 N 580-ФЗ.
Но вот в чем вся закавыка. В пункте 1 статьи 37 конституции Российской Федерации прямо указано цитирую «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». И возникает вполне логичный вопрос, а зачем таксисту разрешение на деятельность, то есть на труд. Чем, по мнению законодателя, понятие «деятельность» отличается от понятия «труд» и может ли быть понятие «трудовая деятельность». И в статье конституции прямо указано «свободно выбирать род деятельности», а в законе о такси указано «разрешение на деятельность такси». И там и там слово «деятельность» присутствует. Отметим, что по конституции «свободно выбирать род деятельности» это буквально означает, свободный выбор без разрешения на труд кого либо, в том числе и разрешения различных органов власти. Депутаты, что не читали конституцию? А они точно депутаты Российской Федерации, если не знают основного закона страны, в которой живут. Получается, что федеральный закон противоречит конституции чего быть не должно.
КАКУЮ ФОРМУ НАЛОГОВОГО УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ ВЫБРАТЬ
Казалось бы, получи разрешение на деятельность такси. Выбери вариант, регистрации в налоговой инспекции, который устраивает тебя, как таксиста и вперед, занимайся любимым делом. Что может быть проще? Но за понятием «таксист» всегда «стоит» конкретный человек с его конкретной жизненной ситуацией и без определенных знаний разобраться, что именно подойдет тому или иному таксисту, в качестве кого ему лучше зарегистрироваться в налоговой инспекции, не всегда понятно. Ведь неслучайно есть несколько способов регистрации в качестве налогоплательщика и в каждом из них свои тонкости и нюансы.
СТАТЬ САМОЗАНЯТЫМ ТАКСИСТОМ
На первый взгляд стать самозанятым очень просто. Этот вариант, который чаще всего предлагают чиновники, налоговики, таксопарки и агрегаторы. Стать таксисту самозанятым с регистрацией за пять минут на сайте «мой налог» не сложно, но может впоследствии принести гораздо больше проблем для таксистов. Выражаться это будет потерей разного рода социальных льгот и вычетов, которые позволяют снизить налогооблагаемую сумму или получить компенсацию от государства. Подробно об этом написано в статье «ЗАКОН О ТАКСИ ГОСУДАРСТВО ПРЕДЛАГАЕТ ТАКСИСТАМ ПОУЧАСТВОВАТЬ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПОД НАЗВАНИЕМ САМОЗАНЯТЫЙ КТО И ЧТО ПОТЕРЯЕТ ОТ ЭТОГО» очень рекомендую почитать. В данной статье описаны значимые подводные камни для регистрации таксиста в качестве самозанятого. Статья поможет понять подходит вам данный способ налоговой отчетности или от него у вас появятся больше проблем и денежных потерь.
СТАТЬ ТАКСИСТОМ - ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ
Стать индивидуальным предпринимателем подойдет то же не для всех и не всегда. Ещё один важный «тонкий» момент есть разные формы налогового учета у индивидуальных предпринимателей.
У таксиста-предпринимателя есть выбор между пятью режимами налогообложения. Первый - это общая система налогообложения, так называемая ОСНО. Вторая - это упрощенная система налогообложения сокращенно УСН. Третий вариант - патентная система налогообложения (ПСН). Четвертый режим налогообложения это налог на профессиональный доход (НПД). Последний это единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
Начну с последнего, про единый сельскохозяйственный налог таксисты могут сразу забыть. Это для сферы сельскохозяйственного назначения таксисты к ней ни как не относятся. Про общую систему налогообложения для таксиста можно почитать в статье «ЗАКОН О ТАКСИ И ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ТАКСИСТА ВЫБРАТЬ ИЛИ ОТКАЗАТЬСЯ». Упрощенная система налогообложения гораздо проще в бухгалтерском и налоговом учете, но есть свои минус. Об этой системе налогообложения можно почитать в статье «ЗАКОН О ТАКСИ ТАКСИСТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ НА УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВСЕ ПРОСТО ИЛИ ЛУЧШЕ ПОДУМАТЬ». Про систему налогообложения для таксиста на профессиональный доход можно почитать в статье «ЗАКОН О ТАКСИ ГОСУДАРСТВО ПРЕДЛАГАЕТ ТАКСИСТАМ ПОУЧАСТВОВАТЬ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ ПОД НАЗВАНИЕМ САМОЗАНЯТЫЙ КТО И ЧТО ПОТЕРЯЕТ ОТ ЭТОГО». Патентная система налогообложения для таксиста то же имеет свои нюансы о них можно почитать в статье «ЗАКОН О ТАКСИ И ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ЧТО ЖДЕТ ТАКСИСТА».
Зарегистрироваться в качестве индивидуальным предпринимателем и выбрать оптимальный налоговый режим для последующего налогового учета и отчетности то же тема с подводными камнями. Так что все выше рекомендованные статьи лучше прочесть, чтобы потом не вышло все «боком».
СТАТЬ ТАКСИСТОМ - РАБОТНИКОМ ТАКСОПАРКА
Стать просто работником таксопарка не всегда получается. Во-первых, не все таксопарки и агрегаторы хотят вести учет и подавать отчетность в налоговую инспекцию. Платить за таксистов налоги и социальные отчисления, особого желания у них то же нет. Это дополнительные затраты для таксопарка. Во-вторых, это официальное трудоустройство по договору с выплатой больничных и отпусков таксистам, что то же не выгодно таксопарку. В третьих, высокий платеж за аренду авто то же останавливает таксистов от заключения трудового договора плюс сюда же идет прицепом не всегда удобный график работы, который предлагают таксопарки. И этот способ не подойдет у кого сложности с судебными приставами.
Об очень значимых вещах для таксистов, откровенно говоря, умалчивают и таксопарки и агрегаторы и налоговики и чиновники. А когда случается что-то нелицеприятное у них всех для таксистов ответ будет всегда один – «Это в законе было написано. Вы не читали? Ну, кто тут тогда вам виноват». Ну, а фраза «незнание закона не освобождает от ответственности» - думаю, известна многим.
ВАЖНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ЕЩЁ РАЗ
Поэтому ещё раз порекомендую почитать следующие статьи:
«ЗАКОН О ТАКСИ И ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ТАКСИСТА ВЫБРАТЬ ИЛИ ОТКАЗАТЬСЯ»
«ЗАКОН О ТАКСИ И ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ЧТО ЖДЕТ ТАКСИСТА»
Данные статьи помогут разобраться в тонкостях налогообложения и в правильном выборе при регистрации в налоговой инспекции. Дадут направления, где поискать нужную информацию и с чего вообще лучше всего начать. Как сэкономить на налогах и получить значимые социальные вычеты.