О профессиональной деформации логопеда и о девочке Тоне, которая справилась!

528 прочитали

Давно не смотрю ни на одного ребёнка под знаком "диагноза", много лет назад переболела этой особенностью каждого молодого специалиста:

когда чувствуешь свою силу и уверенность в своих знаниях, когда с ходу понимаешь - это дизартрия или алалия, а тут просто дислалия "погулять вышла".

Вроде бы усилиться эта способность должна была за десятилетия работы логопедом. А происходит обратное. Диагноз вообще перестал "звучать" в голове! Сколько я видела "странных" детей за 40 лет работы. На первичной консультации, при мгновенном взгляде на ребёнка, главное усилие тратишь на то, чтобы не дрогнуло лицо и не отразились на нём эмоции. Их нельзя показать родителям, потому что они сами в невероятном напряжении, им до невозможности страшно за своего малыша. Сажают передо мной в кресло такого маленького ребёнка, а я не знаю даже, как за него взяться, потому что на 1-й взгляд у него всё плохо!

Ручки-ножки не очень слушаются, понимать ничего не понимает, глазки неизвестно куда смотрят, слюнки бегут, ротик не закрывается. Ну вот что с ним делать!? А ведь рядом мама сидит, которая неотрывно смотрит на моё лицо и ищет на нём приговор или надежду.

Какой уж диагноз!! Тут нужно хоть с чего-нибудь начать работать, чтобы весь этот единый комплекс неблагополучия, который есть у ребенка, разбить на отдельные проблемы. И приступить к решению каждой из них по отдельности. Потому что все вместе они выглядят безнадёжно. Но вот начали заниматься, тут чуть-чуть стронулось, там немного пошло, и оказалось, что малыш-то на глазах стал хорошеть. Мама вдруг присылает с летнего отдыха видео, где он по канату упорно ползёт вверх! Или в садике стихи ребёнок прочёл, а мне с гордостью шлют документальную съемку. Потом, года через 2-3, мы с мамой уже можем поделиться друг с другом своими мыслями, которые мучали нас тогда, в первые месяцы работы. Как обе думали, что ничего не получится, что нет таких методик, способных сработать в этом случае. Как тут можно помочь ребёнку, если он весь закрыт в своей "коробочке" и никак до него не достучаться?

И что дали бы тогда мои полные диагностические выкладки, кроме глубочайшей депрессии у мамы?

Да, я обозначаю проблему, но без надрывной и трагической интонации и сразу "дроблю" её на рабочие блоки. Сама себе уже много лет назад зареклась давать далеко идущие прогнозы. Потому что ребенок в любящей семье раскрывается и становится прекрасным вопреки всем прогностическим ужасам касательно его развития.

Вот и смотрю теперь на каждого малыша, отключая "логопедический" взгляд, выискивая то прекрасное, что в нём точно заложено.

Найдём и вытянем обязательно, чтобы чудо-чудное, заложенное в каждом ребёнке, всем стало видно, а не только родителям и мне!

Вот такая с годами у меня случилась профессиональная деформация: нет унынию, работаем вопреки диагнозам!

Не знаю, как отразить через фото эту тему. Поэтому взяла для иллюстрации рисунок Карины. По настроению он вполне подходит.
Не знаю, как отразить через фото эту тему. Поэтому взяла для иллюстрации рисунок Карины. По настроению он вполне подходит.

Из "свежей" радостной информации. Девушка Антонина получила диплом победителя в баскетбольном турнире, с гордостью прислала свой видео-привет с кубком в руках. Фото, по понятным причинам, не даю, красавице уже 18 лет, взрослая! А я же помню эту крошечную девочку Тонечку, которую на руках заносили ко мне в кабинет. Совсем грустно она выглядела, не то что говорить, ходить не получалось И кого сейчас волнуют давние мысли специалистов, относительно будущего Тони?

У мамы Антонины есть девиз, который она любит повторять себе и близким: если у тебя опускаются руки, расправь свои крылья!

Всем успехов в развитии речи!