Давно не смотрю ни на одного ребёнка под знаком "диагноза", много лет назад переболела этой особенностью каждого молодого специалиста:
когда чувствуешь свою силу и уверенность в своих знаниях, когда с ходу понимаешь - это дизартрия или алалия, а тут просто дислалия "погулять вышла".
Вроде бы усилиться эта способность должна была за десятилетия работы логопедом. А происходит обратное. Диагноз вообще перестал "звучать" в голове! Сколько я видела "странных" детей за 40 лет работы. На первичной консультации, при мгновенном взгляде на ребёнка, главное усилие тратишь на то, чтобы не дрогнуло лицо и не отразились на нём эмоции. Их нельзя показать родителям, потому что они сами в невероятном напряжении, им до невозможности страшно за своего малыша. Сажают передо мной в кресло такого маленького ребёнка, а я не знаю даже, как за него взяться, потому что на 1-й взгляд у него всё плохо!
Ручки-ножки не очень слушаются, понимать ничего не понимает, глазки неизвестно куда смотрят, слюнки бегут, ротик не закрывается. Ну вот что с ним делать!? А ведь рядом мама сидит, которая неотрывно смотрит на моё лицо и ищет на нём приговор или надежду.
Какой уж диагноз!! Тут нужно хоть с чего-нибудь начать работать, чтобы весь этот единый комплекс неблагополучия, который есть у ребенка, разбить на отдельные проблемы. И приступить к решению каждой из них по отдельности. Потому что все вместе они выглядят безнадёжно. Но вот начали заниматься, тут чуть-чуть стронулось, там немного пошло, и оказалось, что малыш-то на глазах стал хорошеть. Мама вдруг присылает с летнего отдыха видео, где он по канату упорно ползёт вверх! Или в садике стихи ребёнок прочёл, а мне с гордостью шлют документальную съемку. Потом, года через 2-3, мы с мамой уже можем поделиться друг с другом своими мыслями, которые мучали нас тогда, в первые месяцы работы. Как обе думали, что ничего не получится, что нет таких методик, способных сработать в этом случае. Как тут можно помочь ребёнку, если он весь закрыт в своей "коробочке" и никак до него не достучаться?
И что дали бы тогда мои полные диагностические выкладки, кроме глубочайшей депрессии у мамы?
Да, я обозначаю проблему, но без надрывной и трагической интонации и сразу "дроблю" её на рабочие блоки. Сама себе уже много лет назад зареклась давать далеко идущие прогнозы. Потому что ребенок в любящей семье раскрывается и становится прекрасным вопреки всем прогностическим ужасам касательно его развития.
Вот и смотрю теперь на каждого малыша, отключая "логопедический" взгляд, выискивая то прекрасное, что в нём точно заложено.
Найдём и вытянем обязательно, чтобы чудо-чудное, заложенное в каждом ребёнке, всем стало видно, а не только родителям и мне!
Вот такая с годами у меня случилась профессиональная деформация: нет унынию, работаем вопреки диагнозам!
Из "свежей" радостной информации. Девушка Антонина получила диплом победителя в баскетбольном турнире, с гордостью прислала свой видео-привет с кубком в руках. Фото, по понятным причинам, не даю, красавице уже 18 лет, взрослая! А я же помню эту крошечную девочку Тонечку, которую на руках заносили ко мне в кабинет. Совсем грустно она выглядела, не то что говорить, ходить не получалось И кого сейчас волнуют давние мысли специалистов, относительно будущего Тони?
У мамы Антонины есть девиз, который она любит повторять себе и близким: если у тебя опускаются руки, расправь свои крылья!
Всем успехов в развитии речи!