Найти тему
Вести: Приморье

"Недетский разговор": как отвечать на буллинг, и как должен настроить диалог детей классный руководитель?

Оглавление

Новенькие в школе, буллинг, правила общения в коллективе и задачи классного руководителя, об этом поговорили в студии ГТРК "Владивосток" с Ольгой Романовой, уполномоченным по правам ребенка в Приморском крае и Антониной Логиновой, заместителем директора по учебно-воспитательной работе Центра психолога, педагогической, медицинской и социальной помощи города Владивостока. Ведущая - Юлия Егорова.

Юлия Егорова:

- Здравствуйте, этот выпуск проведу я, Юлия Егорова, и сегодня мы поговорим на непростую тему, про буллинг. Для этого я пригласила двух экспертов, Ольгу Романову, уполномоченного по правам ребенка в Приморском крае, и Антонину Логинову, заместителя директора по учебно-освятательной работе Центра психолога, педагогической, медицинской и социальной помощи города Владивостока.

Здравствуйте, Ольга Владимировна и Антонина Анатольевна!

Что такое буллинг?

Ольгу Романова:

- Здравствуйте, Юлия!

Антонина Логинова:

- Здравствуйте!

Юлия Егорова:

- Перед тем, как мы приступим к разговору, давайте определим, что такое буллинг. Буллинг – это агрессивное отношение к одному из членов коллектива со стороны другого или других участников. Проявляться может по-разному – от неприятных шуток до физического воздействия. В отличие от обычных конфликтов, в буллинге силы неравны. Здесь всегда есть жертва, которая подвергается нападкам более сильной стороны. Причем, тех, кто травит, может быть больше, чем защитников за счет молчаливых наблюдателей.

Буллинг можно условно поделить на два типа – психологический и физический. К первому относятся вербальные нападки, невербальное гонение, бойкот, вымогательство, кибербуллинг.

К физической травле – прямое насилие с нанесением телесных повреждений и травмами. Домогательства также являются физическим буллингом. Итак, психологический буллинг.

С ним, на мой взгляд, можно встретиться довольно часто. Например, на уровне ребенок-ребенок, когда приходит новенький в класс.

Либо когда в классе определяется явный лидер, который решает, с кем дружить, а с кем нет. Вот как дети быть в такой ситуации?

Ольга Романова, Антонина Логинова и Юлия Егорова в студии ГТРК "Владивосток"
Ольга Романова, Антонина Логинова и Юлия Егорова в студии ГТРК "Владивосток"

Антонина Логинова:

- Здесь сложно сказать, что нужно делать ребенку, но однозначно не отвечать агрессией. Но все-таки, если мы говорим про то, что у нас пришел новенький в класс, здесь вопрос больше степени ко взрослым. С одной стороны, это - родители. Потому что, зная своего ребенка и имея какой-то свой жизненный опыт, они могут заранее подготовить и предвидеть какие-то ситуации, с которыми может ребенок столкнуться. При этом они также могут дать какой-то шаблон поведений, как может ребенок в той или иной ситуации отреагировать.

Если говорить про педагогический коллектив, то каждый учитель знает свой класс. Он знает сильные и слабые стороны. Соответственно, педагог, тоже зная, что приходит новый человек в класс, должен подготовить. Потому что, если говорить про начальное звено, там гораздо проще выровнять эти отношения. Если мы берем среднее или старшее звено, там гораздо все жестче.

Новичок в школе: создание атмосферы в коллективе

Ольгу Романова:

- Я хотела бы тоже добавить, конечно, это абсолютно точно верно. Родителям, прежде чем разговаривать с детьми, стоит поговорить с классным руководителем относительно того, какой класс, кто лидер, какие правила приняты, какие существуют нормы взаимоотношений между ребятами, прежде чем готовить своего ребенка.

Но основная задача по комфортному, безопасному поступлению нового ученика в класс, стоит перед классным руководителем. Это его задача, потому что обязанности классного руководителя - создавать комфортную, безопасную среду для каждого ребенка. Поэтому, когда в класс приходит новенький человек, классный руководитель, конечно, должен помочь ему. Он должен подготовить класс, он должен сделать так, чтобы атмосфера по встрече была очень комфортной для новичка.

Потому что для любого человека, в любом возрасте, попадать в новый коллектив, это достаточно сложная и стрессовая ситуация. И человек, который является профессионалом, педагог, он абсолютно точно понимает эту ситуацию, он абсолютно точно поможет.

Перевод ребенка в другую школу: за и против

Юлия Егорова:

- Вы сказали, что многое зависит от учителя, от классного руководителя. Но ведь бывают случаи травли на уровне «взрослый – ребенок», когда учитель выделяет, допустим, любимчика, либо наоборот определяет кого-то ребенка, к которому он выражает такую открытую неприязнь. Что делать в этом случае, наверное, даже больше родителям, чем ребенку, ребенок не сможет со взрослым как-то конфликтовать. Родитель должен перевести ребенка в другую школу, тем самым просто сгладив конфликт, замяв его, не выяснив причины, либо что они должны делать?

Ольга Романова:

- В практике уполномоченного таких ситуаций очень много. Количество обращений по фактам травли со стороны учителей в отношении учащихся, очень много, они растут. И в большей степени это касается начального звена.

Ребенок, да и не только в начальном, а в среднем звене и в старшем звене, ребенок сам никогда не справится. Он не может противостоять взрослому человеку, потому что это и есть один из симптомов буллинга. Силы неравны, и взрослый всегда будет гораздо более сильным, он обладает более властными полномочиями, нежели ребенок.

Поскольку таких ситуаций много, я в них очень внимательно разбиралась каждый, когда в поле зрения уполномоченного попадает подобный факт.

Чаще всего это история про то, что конфликтный родитель, как считает педагог, родитель, который внимательно относится к процессу образования, который задает вопросы, он является не очень удобным для учителя. И в этой ситуации происходит перенос отношения к взрослому человеку на ребенка. Очень сложно с этим справиться.

Для этого нам нужно помочь самим педагогам, потому что, по большому счету, учитывая, какая колоссальная нагрузка сегодня на учителях, они не всегда с этой нагрузкой справляются. И нам нужно понимать, и под словом нам я понимаю саму систему, что нам нужно предусмотреть варианты психологической поддержки учительского состава.

В начальной школе этого очень много напряженный график, очень сложные родители, очень тяжелые. В психологическом плане сегодня дети не всегда готовы к обучению, не всегда они уравновешены. Очень много гиперактивных детей. Поэтому нагрузка на педагога большая.

Но такие факты, когда происходят, у меня очень большая просьба ко всем родителям. Во-первых, нужно в этой ситуации разобраться, обращая внимание на состояние психологической ребенка. Если он боится идти в школу, если он плачет, если у него проявляются какие-то признаки соматического, уже нездоровья, скажем так, температура поднимается, живот болит, его тошнить начинает перед школой. Это абсолютно точно симптомы того, что ребенок подвергается определенному психологическому давлению, не скажу насилию, но давлению. Это важно, на это нужно обращать внимание. Он не виноват, нужно прийти к учителю и поговорить, что происходит.

Если вы до этого момента в школе не были, если вы до этого момента с учителем лично очно не разговаривали, нужно прийти поговорить. И в этой ситуации, узнав, что происходит, не нужно принимать сразу решение о переводе в другую школу, потому что в начальной школе, особенно когда это 4 класс, 3 класс, когда у детей уже есть определенное отношение, и ребенок подвергается давлению, в случае, если родитель принимает решение уйти, ребенок всегда считает, что он проигравший. Он абсолютно точно дважды наказывается. Он несправедливо подвергается давлению и он вынужден уходить, убегать поле боя. Дети к этому не очень хорошо относятся. Они считают, что нужно справедливость, чтобы она восторжествовала, нужно как-то исправить ситуацию.

Поэтому нужно поговорить с ребенком, поговорить с учителем и постараться понять, что произошло.

Об этом и многом другом в интервью в студии ГТРК «Владивосток».

"Недетский разговор": как отвечать на буллинг, и как должен настроить диалог детей классный руководитель?