Я не помню с книжкой своих родителей, но помню, как они усердно заставляли читать всех своих детей. И в горести, и в радости. Конечно, если процесс любви к чтению не запускался сам собой, они начинали поиски литературы, которая могла бы нас заинтересовать. Но это срабатывало ровно на одну книгу. Удивительно, как при одинаковом подходе у меня и у моих братьев получились совершенно разные отношения с книгами.
Я читаю до сих пор, хотя и существенно реже. Нет теперь больших летних каникул у бабушки, где из развлечений только пыльная библиотека с довольно суровыми взрослыми рассказами, библия и "Заговоры сибирской целительницы". Как в каком-то селе, где у всех непроизносимые имена, выдают дочку замуж, вся семья мужа ездит на ней верхом, а в конце она умирает от простуды под кустом. Или как Бедная Лиза идёт топиться после того, как Эраст её поматросил. Идеально для читательского дневника третьеклассницы. А потом нас в пятом классе пытались запугать Вием - что вы, ребята, вы для такого ещё маленькие. Однако трюк сработал, и на следующий день весь класс Вия таки прочитал.
Точно ручаюсь, что чтение способствует развитию концентрации внимания, которой не хватает, например, моему мужу: ему уже сложно воспринимать длинные тексты, особенно из моего блога. Он привык все читать "по диагонали", и если диагональ плохо ищется, то текст автоматически становится "водой".
Я бы очень хотела, чтобы в далёком будущем сын обладал навыком чтения. В смысле не просто умел читать, а был бы способен вовлекаться и интересоваться процессом. Не воспринимал бы чтение как кару небесную и не засыпал после пары абзацев. Но какова в этом педагогическая мощь родителя и когда надо начинать тренировки?
Голос
Первый доступный инструмент воздействия на молодое сознание на старте его жизни. И даже немного до. Кто-то включает космическую музыку, кто-то читает вслух "Мертвые души", кто-то поёт песенки. Мне было сложно целенаправленно заставлять себя разговаривать с животом: я же знала, что он ничего не понимает. И музыка для него слышится как вечеринка соседей снизу через этаж. А если я начну петь песни, то, того и гляди, ребёнок совсем бы передумал рождаться. Поэтому найдя мнение, что звуковое общение до рождения нужно, прежде всего, для формирования связей "мать-ребёнок", я оставила попытки вести задушевные беседы с нерожденным малышом. Думаю, и без этого там всё в порядке со связями. При рождении голос мой он всё равно узнал: неистово плакал, но когда услышал меня - замолчал. Трогательный был момент.
Песенки
После появления ребёнка на свет настала моя минута славы: впервые после школьных уроков музыки мне предстояло петь для публики. Но песни, которые я знала наизусть, не очень годились для колыбельных. Например, про Серёгу, который постоянно лез с непрошеными советами. Пришлось найти тексты, где "ложкой снег мешая", и в кои-то веки увидеть эту песню целиком. Жалко, что там оказалось всего два куплета. У мужа с песенками получше: он может петь обо всём, что видит, почти в рифму, но не всегда цензурно. Но тембр его голоса нравится сыну, он для него слишком необычный. Также отлично зашла песенка от Матвея Северянина "енотик-полоскун" на время гигиенических процедур. Запоминается легко и почти в тему, с сюжетом и драмой.
Потешки
У меня два младших брата, но из всевозможных потешек я знала только про сороку. Ещё что-то про козу бодатую. Потешки - очень мощное оружие для детей. Я чувствовала себя очень странно, пытаясь найти в интернете, кто и как их читает. Купила пару книжек с потешками, но сам по себе текст оказался местами вымученный. Не знаю, это исторические потешки, или кто-то выдавливал из себя рифмы, чтобы сдать книжку в издание. Даже Самуил Маршак, на мой взгляд, немного подхалтуривал с этим. Хотя он очень хорош. Белое пятно у меня с потешками.
Сказки
Моё чтение вслух было воспринято без энтузиазма. Возможно, не хватает какой-то страсти и эмоций, чтобы ребёнку было интересно меня слушать. Я пробовала читать и детские сказки, и взрослые, и новости с телеграм-каналов, но разницы в реакции с тем, что я просто разговариваю, не обнаружила. Как это происходит: вы читаете ребёнку фоном, а он занимается своими делами? Или он замирает и слушает? Зато определенных успехов смогла добиться колонка Алиса со своими сказками. Я их включаю во время кормления или по вечерам, когда надо как-то "замедлить" ребёнка. Сложно сказать, как он это воспринимает, но к разным голосам прослушивается. Хоть он и не видит "рот", который произносит все эти звуки, но хотя бы слышит правильную размеренную речь. Надеюсь, когда-нибудь он и меня будет также слушать, если я буду что-нибудь читать. Но пока нет.
Трогание и Облизывание
Второй этап знакомства с книгами. Точно уже не вспомню, наступает месяцев с 3х. Надо было как-то обозначить книжки от других игрушек, но для этой категории малышей отличия минимальны. Все началось с тканевых раскладушек, затем шуршажки с хвостиками и резиновыми углами. Я накупила книжек "поплотнее", из такого картона, который не сразу растворится от слюней.
Но такие книжки совать в рот очень неудобно. Я нашла получше. Набор маленьких мягких "книжулек" в виде зверят. Конечно, они не для чтения. Но разлеплять страницы малышу приходится, потому что иначе они не помещаются в рот. Иногда это вызывает нервные истерики. Ни одна игрушка не способна была его так выбесить, как эти книги. Но он понял, что их можно открывать, и что там есть страницы.
Затем ближе к 6ти месяцам сын стал проявлять интерес к книгам с окошками. Он просто научился пользоваться своими пальцами достаточно, чтобы эти окошки дергать. Разумеется, после того, как я их открою.
Венец тактильного знакомства с книгами для меня случился после приобретения книги со шкурками. Стоит она немало по меркам малышковой литературы, но оказалась очень качественной. А главное - заинтересовала малыша.
Разглядывание
Примерно к 7ми месяцам мы приблизились к целевому использованию книги: ребёнок способен сидя листать странички, трогать их, совать в рот, и... Разглядывать. Я бы назвала это прогрессом потому, что раньше он всё разглядывал больше через рот. Можно сколько угодно показывать, где киса Мяу-Мяу или собака Хрю-Хрю, если глазами он на них не смотрит и сердечко не откликается.
Умелки, спонсируемые книжками
Думаю, один из первых навыков на пути к книгам - это сидение. Малыш зафиксирован, ему некуда бежать, в поле его зрения из развлечений - только столик и книжка. Тогда он готов на ней сфокусироваться по полной.
Потом он потихоньку овладевает пальчиками, способен потрогать тактильные участки или даже перелистнуть страничку. И неважно, если между делом он как обычно будет тянуть её в рот.
Говорят, что примерно с 9ти месяцев у малышей может появиться указательный жест. То есть он сможет даже кого-то показывать на картинке. Признаться, для меня это пока и есть финишная остановка в изучении книг с ребёнком.
Я безумный фанат всякой канцелярии, прихожу в восторг от того ассортимента, который сейчас предлагается детям. Я уже даже не жду, пока сын подрастёт, и покупаю то, что понравилось, чисто для себя. Уже не за горами то время, когда моё бумажное наследство перейдёт в следующие руки, а пока эти руки следует подготовить к "крушить-ломать-изучать".