Найти в Дзене
ИндияСвами

Химеры прошлого: удивительные существа-гибриды из Индии

Оглавление

Индийская мифология и культура наполнена чудесами. Особенно интересны в этом отношении существа-гибриды, некоторые из которых буквально поражают воображение своей диковинностью, рядом с которой греческий кентавр или египетский сфинкс просто меркнут.

Среди них - НараСимха, Гандеберунда, Кирти Мукха, Яли, НаваГунджара, Гаджа Симха, Макара, Пуруша Мрига, о котором мы рассказывали в одной из предыдущих статей:

Сегодня речь пойдет о нескольких других существах. Все они - не просто плод воображения древних, а отражение их удивительной мысли, несущие глубокий иносказательный смысл.

Яли или Вьяла: лев+слон+змея

Изображение: candlemonk.com
Изображение: candlemonk.com

Вьяла, также известная как Яли, — мифическое существо чаще всего с головой и телом льва, хоботом и бивнями слона и хвостом змеи.

Яли обычно встречаются в храмовой архитектуре Южной Индии. Существует 16 видов Яли, самыми популярными из которых являются Симха Вьяла (голова льва), Гаджа Вьяла (голова слона), Ашва Вьяла (голова лошади), Нир Вьяла (голова человека) и Швана Вьяла (голова собаки). В некоторых храмах можно найти Сурул Яли с открытым ртом, из которого вытекает водопад.

Изображение Яли находится также на конце грифа Вины - музыкального инструмента богини Сарасвати.

История Буддхи и Илы

В древних текстах, таких как Пураны, Яли — это также вахана Буддхи (божества планеты Меркурий). История гласит, что бог Луны Чандра влюбился в жену мудреца Брихаспати Тару и сбежал с ней. Дэвы вмешиваются от имени Брихаспати. После этого Тара вернулась к своему мужу, но несколько недель спустя поняла, что беременна. Брихаспати и Чандра настаивали на том, чтобы узнать, кто стал отцом ребенка в ее утробе.

Когда Тара ответила, что отцом был Чандра, Брихаспати проклял ребенка, сказав, что он не будет ни мальчиком, ни девочкой. Таким образом, Буддха, ребенок Тары и Чандры, имеет средний пол.

Храмы Наваграха храма Сурендрапури, Будда с супругой Илой. Фото: wikipedia.org
Храмы Наваграха храма Сурендрапури, Будда с супругой Илой. Фото: wikipedia.org

Буддха, в свою очередь, женился на принцессе Иле, которая изначально была принцем по имени Судьюмна, который превратился в женщину, когда он, сам того не зная, входит в заколдованный лес Шивы под названием Шаравана. Сжалившись над ним, Шива уменьшил воздействие своего проклятия и позволил Судьюмне две недели в месяц быть мужчиной, а в течение следующих двух недель - женщиной Илой.

В итоге, когда Ила в форме женщины встретила Буддху в другой части леса, они влюбились друг в друга и поженились. Таким образом, Буддха, который не был ни мужчиной, ни женщиной, соединился с Илой, которая одновременно является и мужчиной и женщиной.

Историю заколдованного леса Шраваны мы подробно описывали здесь:

Но вернемся к Яли.

Являясь ваханой (средством передивжения) Буддхи, Яли, также совмещают в себе как мужские, так и женские черты. Яли агрессивны и хитры, как лев, быстро адаптируются к любой ситуации и грациозны, умны и сильны, как слон. Змеиный хвост Яли вселяет страх.

Яли охраняют входы, входы и пороги храмов, отгоняют злые силы и защищают людей. Яли напоминают о том, что приближаться к Богу можно лишь с трепетом, благоговением и правильными мысялми.

Как вахана Буддхи, Яли помогает оценить в себе черты, которые обычно являются мужскими или женскими. И напоминает, что человек может прожить более осмысленную жизнь, лишь если дополнит своими качествами качества своих супругов.

Навагунджара состоит из 9 существ (Нава переводится как девять). Изображение: exoticindiaart.com
Навагунджара состоит из 9 существ (Нава переводится как девять). Изображение: exoticindiaart.com

Мифологическое существо по имени Навагунджара встречается только в одном тексте - в одийской версии Махабхараты, написанной Саралой Дасом. А скульптуру Навагунджары и Арджуны можно увидеть в храме Джаганнатхи в Пури. Вершине этого храма украшает священный символ Нила-чакра с 8 Навагунджарами, вырезанных по ее внешней окружности.

История Навагунджары

Однажды Арджуна - один из главных героев Махабхараты, встретилсущество, у которого была голова петуха, шея павлина, спина быка, талия льва и хвост змеи. У Навагунджары ноги слона, тигра, оленя или лошади, а четвертая конечность — это поднятая человеческая рука, несущая лотос или колесо.

Увидев этого невероятного зверя, Арджуна инстинктивно поднял лук, чтобы выстрелить в него. Однако, что-то очаровало его в облике этого существа, который вышел за пределы человеческого понимания. Арджуна быстро понялт, что Навагунджара - это не чудовище, которого следует бояться, а проявление божественного Вишну. Его эго было полностью разбито, и он смиренно бросил свой лук, поклонился Навагунджаре и получил благословение Вишну.

Поэтому символически Навагунджара позволяет нам избавиться от тщеславия. Независимо от того, признаем мы и принимаем это или нет, но несколько миров действительно существуют за пределами воображения человеческого разума и будут существовать вечно. И если мы не отбросим наше эго, то никогда не сможем полностью постичь сущность божественности своим ограниченным умом.

Гаджасимха: лев+слон

Мифическое существо по имени Гаджасимха мы находим на порогах нескольких храмов в Индии, Камбодже и Таиланде. В индуистско-буддийской кхмерской империи на территории современной Камбоджи встречаются статуи Гаджасимхов с чешуей на телах.
Мифическое существо по имени Гаджасимха мы находим на порогах нескольких храмов в Индии, Камбодже и Таиланде. В индуистско-буддийской кхмерской империи на территории современной Камбоджи встречаются статуи Гаджасимхов с чешуей на телах.

Еще один вид гибридного существа - Гаджасимха, от слов "Гаджа" - слон и "Симха" - лев.

Во время правления Сурьявармана II в Кхмерской империи люди верили, что их царь был аватаром Вишну. Поэтому в архитектуре и скульптуре они заменили более раннее изображение Вишну, лежащего на Ананта Шеше, лицом своего царя Сурьявармана верхом на Гаджасимхе.

Поэтому можно найти резные изображения Гаджасимхи во дворцах, храмах, тронах, коронах с чешуей на теле. Так люди хотели сохранить память об Ананта Шеше и верили, что, как и Ананта, Гаджасимха был их божеством-хранителем и помогал их правителю в процессе созидания своей империи.

Гаджасимха.  Изображение: GO Social
Гаджасимха. Изображение: GO Social

Еще один вид Гаджасимхов - это статуи с хрустальным шаром во рту или во лбу.

В некоторых буддийских текстах можно найти следующее описание этого существа:

«Мы верим, что Гаджасимха, наш хранитель, заботится о материальных богатствах, таких как золото, жемчуг, другие драгоценные металлы, священные тексты и реликвии Будды, и дарует нам воду, Амриту, Сому и своевременный дождь.
Только решительный и чрезвычайно смелый человек может вытащить жемчужину изо рта Гаджасимхи против его воли. Но если человек — просветленный царь или Бодхисаттва, Гаджасимха с готовностью передаст ему все ценные драгоценности».

В Индии можно встретить Гаджасимхов, обрамляющих обе стороны Ната Мандапы в храме Солнца в Конарке. Здесь лев шагает по слону, который, в свою очередь, давит своим весом человека.

По мнению исследователей, слон символизирует богатство богини Лакшми, лев символизирует силу богини Дурги, а человек под ними изображает жалкое положение смертных, которые поддаются влиянию богатства и власти.

На входе в храмы, Гаджасимха символически говорит людям, что прежде чем поклонится Богу, ему необходимо отказаться от стремления к этим человеческим страстям.

Макара: крокодил+змея / крокодил+лев

Варуна (слева) и Ганга (справа) на своей вахане Макаре. Изображение: myIndiamyGlory
Варуна (слева) и Ганга (справа) на своей вахане Макаре. Изображение: myIndiamyGlory

Другое важное существо индийской культуры - Макара - вахана бога океанов Варуны и богини-реки Ганги. Кроме того, его можно найти на знамени бога плотской любви и страсти Кама Дэвы.

Макара — древнее мифическое морское чудовище. У некоторых Макаров на обоих концах голова крокодила и выгнутое тело Наги - змеи. У других Макар может быть голова Симхи, Гаджасимхи или Киртимукхи. Изображение Макары встречается на арках храмовых ворот, дверных проемах и статуях, на коронах, тронах и драгоценностях.

Некоторые ученые говорят, что Макара символизирует космическое созидание и разрушение. И все, что создается или разрушается, сначала должно пройти через рот Макары.

Другие полагают, что Макара — загадочное морское чудовище, имеющее множество воплощений в различных формах, обладающее способностью менять форму и символизирующее сущность живительной воды и плодородия.

В некоторых скульптурах Макары также присутствуют карлики, похожие на Якш, пытающихся вытащить предмет, похожий на жемчуг, из челюстей Макары, или вооруженного воина, сражающегося внутри челюстей. Возможно, это связано с влиянием буддизма и передает то же послание, что и Гаджасимхи с хрустальными шарами во рту или в голове.

Макары в буддийском ХрамеВат Тат Пун. Вьентьян, Лаос. Фото: wikipedia.org
Макары в буддийском ХрамеВат Тат Пун. Вьентьян, Лаос. Фото: wikipedia.org

Каждая жизнь человека конечна, и все существа, которые пришли в этот мир, уйдут из него со временем. Но лишь божественность будет продолжать пронизывать космос вечно. Именно этим знанием пронизана вся индийская культура и мифология.

Лидия Яхонтова

Наш телеграм-канал:

Индия Свами