Доброго времени суток, уважаемые подписчики и гости моего канала! Сейчас, как Вы знаете, не самое простое время для нашей страны. И последние два года слово "Беспилотники" мы, к сожалению, слышим, как правило, в контексте случившихся происшествий на территории нашей страны. Власти принимают все меры по борьбе с незаконно вторгнувшимися в наше воздушное пространство летательными аппаратами, но, к сожалению, не всегда удается защитить наше небо на 100%. Но что, если я Вам расскажу по-настоящему вопиющий и наглый случай, произошедший 37 лет назад! 28 мая 1987 года молодой немецкий пилот-любитель Матиас Руст приземлился на своем самолете на Красной площади – в самом сердце советской столицы! Сегодня мы вспомним тот самый случай, который похоронил карьеру некоторых высокопоставленных военных чиновников.
Незаконное вторжение в чужие границы в День пограничника
За несколько дней до полета в Москву начиная с 13 мая 1987 Матиас Руст успел слетать на ранее арендованном лёгком самолёте "Цессна-172 Скайхок" (бортовой номер D-ECJB) в три разных места: Шетландские острова, Фарерские острова и в Исландию.
22 мая Руст вылетел в Берген (Норвегия), оттуда 25 мая — в Хельсинки (Финляндия). Теперь, преодолев почти 2600 миль из Гамбурга, он почувствовал, что имеет достаточно навыков для достижения главной цели. Однако сомнения в своей способности выдержать нервное напряжение не оставляли. Он постоянно колебался: "Да, я должен это сделать" — "Нет, это безумие".
Утром 28 мая он приехал в аэропорт, заправил "Цессну", которая предварительно была модифицирована путем установки дополнительных топливных баков, проверил погоду и подал диспетчерской службе план двухчасового полёта на юго-запад, в Стокгольм. По его словам, это был альтернативный маршрут на случай, если он струсит.
После успешного взлета с финского аэродрома Руст прекратил связь с диспетчерской службой уже через 20 минут и в 13:00 исчез из воздушного пространства Финляндии. Диспетчеры запустили поиск. Спасатели обнаружили в море масляное пятно и предположили, что самолёт потерпел крушение. Руст же пересёк советскую границу возле города Кохтла-Ярве (Эстония) и взял курс на Москву. В 18:30 он подлетел к Москве, сделал несколько кругов, снизился над Большой Ордынкой и, выждав зеленый сигнал светофора, сел на Большой Москворецкий мост и накатом доехал до Собора Василия Блаженного. В 19:10 Руст вылез из самолёта и стал раздавать автографы. Через 10 минут он был арестован.
Почему самолет не сбили?
Радиотехнические подразделения ПВО, дислоцированные в районе Скрунды, обнаружили самолет в 14:10. Три зенитных ракетных дивизиона были приведены в боевую готовность, но команды на уничтожение не получали. В воздух поднимались дежурные звенья МиГ-21, МиГ-23 с аэродромов Тапа, Андреаполь, Хотилово и Бежецк.
Генерал Кромин, командующий Ленинградской армией ПВО, колебался. Он помнил инструкцию, введенную в действие после того, как на Дальнем Востоке был сбит южнокорейский "Боинг", якобы "по ошибке" нарушивший советскую границу. Инструкция запрещала сбивать пассажирские и легкомоторные самолеты.
В районе города Гдов его обнаружили визуально — в 14:29 лётчики доложили, что в разрыве облаков наблюдают "спортивный" самолет типа Як-12 белого цвета с тёмной полосой вдоль фюзеляжа". Самолёт Руста двигался на малой высоте и с малой скоростью полёта, что делало невозможным постоянное сопровождение его скоростными истребителями. Сделав несколько пролётов над ним и не получив чёткой команды по воздействию, лётчики просто возвращались на аэродром.
В районе Пскова шли учебные полеты авиаполка. Когда Руст полз к Москве, в полку произошла замена кода системы госопознования. Все летчики должны были строго в 15.00 сменить этот код. Но некоторые не сделали этого. И стали "чужими". В этом рое самолетов руководитель полетов, не разобравшись в ситуации, чохом присвоил всем истребителям признак "свой". В их числе оказалась и "Сессна" Руста. Так что к Москве он спокойно подходил под личиной "своего" (хотя и не знал этого).
Таким образом, свой дальнейший путь Руст совершил с советской воздушной пропиской. Вторичную легализацию Руст получил вблизи Торжка, где велись спасательные работы после столкновения двух наших самолетов – немецкую тихоходную "Цессну" приняли за поисковый советский вертолет.
Последствия
Руст был обвинён в хулиганстве (его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на площади людей), нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы. Руст заявил на суде, что его полёт был "призывом к миру". 4 сентября Руста приговорили к четырём годам лишения свободы.
В советских газетах его полёт был представлен как провал системы ПВО страны. При этом не учитывалось, что система ПВО предназначалась для отражения нападения с воздуха или из космоса, способного нанести урон общегосударственного масштаба. Задача противодействия в мирное время воздушным хулиганам на легкомоторных аппаратах, летящих на малых высотах, непосильна для экономики государства, имеющего протяжённость границ более 60 тыс. км. Михаил Горбачёв использовал инцидент для того, чтобы сместить министра обороны Сергея Соколова и командующего ПВО Александра Колдунова, а также для последующего сокращения вооружённых сил. Оба они были политическими противниками Горбачёва. Вместо них он назначил людей, поддерживавших его политический курс, хотя один из них — новый министр обороны Дмитрий Язов — впоследствии участвовал в путче против Горбачёва.
Командующий Московским округом ПВО генерал-полковник Владимир Царьков, назначенный на должность в мае 1987 года (за несколько дней до события), получил выговор, но должность сохранил.
Наиболее цитируемая оценка последствий полёта Руста для советских Вооружённых Сил дана американским специалистом по национальной безопасности Вильямом Одомом: "После пролёта Руста в советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооруженных сил, организованной Сталиным в 1937 году".
Кстати, была версия, что полёт Руста был операцией западных спецслужб, согласованной с Горбачевым. Цель - сместить оппозиционную Кремлю верхушку армии.
Генерал армии Петр Дейнекин, Главком ВВС России в 1991-97 годах:
- Нет сомнений, что полет Руста был спланированной провокацией западных спецслужб. И проведена она с согласия и с ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства СССР. На мысль о внутреннем предательстве меня наводит тот факт, что сразу после посадки Руста на Красной площади началась невиданная чистка высшего и среднего генералитета. Как будто специально ждали подходящего повода... Сбить "Сессну" могли столько раз, сколько было нужно.
Что стало с Матиасом Рустом после?
Матиас Руст вернулся в ФРГ 3 августа 1988 года после того как Андрей Громыко, в то время председатель президиума Верховного Совета СССР, подписал указ об амнистии. Руст провёл в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня. Сегодня Матиасу Русту 55 лет. Он живет в окрестностях Гамбурга. В коротком интервью корреспонденту ТАСС накануне 35-й годовщины своего полета он рассказал, что в 1988-м после его возвращения из СССР немецкие власти отобрали у него лицензию пилота. Восстановить ее удалось лишь спустя несколько лет. Сейчас Руст уже не летает, говорит, что это стало для него слишком дорогим удовольствием. Однако тяга к адреналиновым приключениям никуда не делась — самолеты Матиасу заменил гоночный мотоцикл. На нем он путешествует по скоростным автобанам.
С некоторых пор я не даю больших интервью и предпочитаю не распространяться о моей частной жизни. Скажу только, что всегда буду благодарен России, потому что со мной тогда обошлись весьма гуманно. Никто ничего от меня не утаивал и не старался упечь в тюрьму на долгие годы как опасного преступника. Следствие шло достаточно открыто. И это несмотря на то, что мой полет в Москву и посадка недалеко от Красной площади нанесли серьезное оскорбление репутации бывшего СССР и выставили советские силы обороны не в лучшем свете.
Матиас Руст
На этом всё. Спасибо Вам, что дочитали до конца. До новых встреч!
#Матиас Руст #Самолет на Красной площади #СССР #История #Интересные факты #Общество #Полёт Матиаса Руста