Трудно представить современного подростка без гаджетов. Они заменяют все игры офф-лайн. А ведь еще в относительно недалеком прошлом существовало большое количество головоломок, в которые играли поголовно все подростки. Да что подростки! Сколько взрослых с удовольствием проводило время за этим занятием! Сколько всего было: кубик Рубика, змейка Рубика, «Лабиринт», «Пентамино», «Волшебные шарики», «Йога», «Кристалл», «Пифагор» и «Пятнашки». Хотя бы одна из этих игр точно была у школьников в 70–90-е годы прошлого века. Некоторые из них производят и сейчас, другие можно купить только на сайтах продажи подержанных вещей, но все они — продуманные игры на развитие логики, математического и пространственного мышления.
Самой популярной головоломкой долгое время был, конечно, Кубик Рубика. В СССР он появился в начале 1980-х, и скоро стал любимой головоломкой взрослых и детей. Игру изобрел в 1974 году венгерский преподаватель архитектуры Эрнё Рубик.
Змейка
Еще одна головоломка Эрнё Рубика. Она представляет собой 24 призмы в прямоугольном сечении, последовательно соединенные между собой. Поворачивая шарниры, можно собирать различные фигуры и даже животных. Самой популярной были собака и лебедь. Собрать просто, выглядит узнаваемо.
Пифагор, он же Танграм
Плоская пластмассовая коробка, в ней — набор из семи геометрических фигур, из которых предлагается сложить геометрические фигуры. На схеме 100 вариантов. В арсенале большой и маленький квадраты, 2 маленьких треугольника, 2 больших треугольника и 1 параллелограмм. Эта занимательная головоломка способствовала развитию пространственного мышления и была любима многими.
Пятнашки
Механическая головоломка, которая занимает третье место в мире по популярности после пазлов и кубика Рубика. Классический вариант пятнашек — это квадратное поле 4 х 4, с 15 фишками и одной свободной ячейкой. Цель игры — перемещая костяшки по коробке, добиться упорядочивания их по номерам, желательно сделав как можно меньше перемещений. Существуют варианты с рисунками вместо цифр.
Минус-кубик
Прозрачный корпус, внутри которого расположено 7 двухцветных кубиков. Одно место остается свободным. Поворачивая корпус, необходимо расположить кубики таким образом, чтобы каждая сторона была одного цвета. Напоминает трехмерные пятнашки.
Волшебные шарики
Эту головоломку еще называли «башней» и «светофором». Она представляла собой пластиковый цилиндр с пятью ярусами, заполненными разноцветными шарами. Задача была проста и сложна одновременно, и похожа на остальные логические головоломки: нужно было совместить шары одного цвета по вертикали или по кругу, используя специальные пустые места, ловушки.
Йога, она же Солитер
Игра в круглой или квадратной коробочке. Внутри — поле с дырочками, в которые вставлялись специальные фигурки на штырьках. Цель: перемещая фигуры по разрешенным направлениям, снять с доски наибольшее их число за наименьшее количество ходов. Ходить можно было по горизонтали и по вертикали, перепрыгнутая фишка считалась выбывшей. Были варианты игры для одного и для двоих, ее удобно было брать в дорогу, чтобы играть в поезде или в деревне на каникулах, отлично можно было провести перемену.
Кристалл, он же Звезда
Кристалл разбирался на фрагменты, из которых его потом надо было сложить заново.
Куб, он же Лабиринт
Прозрачный куб с лабиринтом, внутри шарик. Задача — провести шарик от верхней плоскости к нижней, наклоняя куб в разные стороны. Увлекательно, не очень сложно, быстро. Производил игру НИИ точных приборов, разрабатывавший аппаратуру для космической отрасли.
Тетрис
Одним из лидеров головоломок своего времени конечно же стала игра «Тетрис». Не было человека в 90-х годах в России, который не знал бы и хоть раз не играл в эту игру. А ведь не все знают, что «Тетрис» изобрели в нашей стране!
Идея головоломки принадлежит советскому ученому Алексею Пажитнову.
На ее создание Пажитнова вдохновила детская настольная игра «Пентамино». Смысл головоломки в том, чтобы сложить вместе несколько плоских фигурок, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов.
Программист начал экспериментировать, решив создать её компьютерную версию, но остановился на более простом варианте, где элементы были сложены из четырёх квадратов. Такие фигурки он назвал «тетрамино», от греческого «тетра» — «четыре». Пажитнов добавил к этому слову название своего любимого вида спорта, тенниса, и получил «Тетрис».
Первоначально игра была черно-белая, без музыки, элементы игры состояли из пробелов, ограниченных с двух сторон скобками, и играть в нее можно было только на советском микрокомпьютере «Электроника-60».
Усовершенствовать игру Пажитнову помогли коллеги. Так цветную версию «Тетриса» написал программист Вадим Герасимов, а попасть за границу головоломке помог научный руководитель Вычислительного центра Виктор Брябрин. Постепенно игра стала популярна во всем мире.
В США «Тетрис» рекламировали как первую игру из-за «железного занавеса». Её упаковали в красную коробку, поместили на обложку собор Василия Блаженного, букву «с» стилизовали под серп и молот. Ещё в «Тетрис» добавили музыку — мелодию песни «Коробейники» на стихи Николая Некрасова.
«Тетрис» - одна из немногих игр, которая остается популярной и в наши дни. Ее знают во всем мире, но изобрели в России! Ежегодно на Портлендской выставке ретро-игр проводится мировой чемпионат по классическому «Тетрису» который привлекает более 6000 зрителей.