До чего увлекательное дело - разбирать семейные архивы! Открываешь вот так одну из хранящихся в шкафу тетрадей, и в памяти оживают давно уже забытые события, моменты... Которые тогда казались обычными, рядовыми, а сейчас воспринимаются с ностальгией.
Сегодня мне попалось несколько тетрадей из учительской жизни. Да-да, есть в моей биографии такой этап длиной в 11 лет. В августе 2003 года из родного села Дубровино наша молодая семья с двухлетней дочерью на руках приехала в посёлок Рассвет. По направлению комитета по образованию Романовского района мне предстояло преподавать рассветовским школьникам правила русского языка и прививать любовь к мировой литературе.
Беру в руки одну тетрадку. На обложке значится "Общая тетрадь № 2. Планирование, 7 класс, русский язык. Сизко́ Яна Анатольевна". Открываю. Первая запись датирована 12 октября 2003 года. Это уже урок 30 первой четверти. Логично: тетради № 1 хватило всего на полтора месяца))
Да, представьте себе: то были ещё последние "докомпьютерные" годы, когда планы уроков учителя́ писали в обычных школьных тетрадках. Впрочем, даже с появлением в школе через год-два первых умных машин, мы не изменили своим привычкам. Потому за 11 лет работы учителем у меня скопилось большое количество тетрадей с планами уроков, предметных недель, мероприятий, с составленными к школьной олимпиаде заданиями...
Читаю первую же страничку. Улыбаюсь. Это были мои первые семиклашки. Ксюша Сотникова, Альбина Гунькова, Алёна Дмитриева, Катя Швайгерт, Андрей Учанин... И сейчас помню их именно такими, какими впервые увидела тогда, в августе 2003-го.
Итак, урок 30.
Тема: Развитие речи. Выборочное изложение по упражнению 92.
Задача: формировать умение выборочного изложения текста с описанием внешности.
Для изложения предлагался отрывок из рассказа Михаила Шолохова "Судьба человека". Помните такой эпизод буквально в самом начале произведения, где автор знакомится с мужчиной и его маленьким сынишкой? Вот по этому фрагменту ребятам и предстояло написать изложение на одну из трёх предложенных тем.
Чуть позже, проверяя ученические работы, я выписала в свою тетрадку первый детский "шедевр". Что интересно, его автором была отличница Катя Швайгерт:
На куртке был искусный шов когда-то разорванного рукава.
В оригинале у Шолохова, сравните:
Забавно у Кати получилось, правда? Что интересно, шолоховский язык оказался сложным и для следующего 7 класса, который писал это изложение через год. Целых две "очепятки" выписала я в свою тетрадку из работы Алёши Дорохина:
Потом мальчик прижался к моим коленкам и глядел на меня своими голубыми, как небушко, глазами сквозь свои брови.
Не знаю, как вы, а я прям гоголевского Вия себе представила 😅 С такими-то бровями!
В оригинале:
И вторая:
Мальчик был одет в старую, длиннопоколенную курточку.
Как много можно сказать одним словом, правда? 😅 Детское словотворчество ещё никто не отменял)) В оригинале же курточка была длиннополой))
Сохранились в моих учительских тетрадках ещё фразочки из разных ученических работ. Знакомьтесь))
Леса начинали быстро исчезать, потому что мы топимся дровами.
Ксюша Сотникова, 7 класс.
Да, припоминаю, то было сочинение на экологическую тему.
У тётки Марьи был надет на голове тёплый шерстяной платок и валенки.
Ксюша Сотникова, 7 класс
А это было изложение по тексту о бедной женщине, пришедшей издалека к художнику Перову, чтобы взглянуть на портрет своего сына, с которым уже год жила в разлуке. Так и видятся валенки на голове)))
У Саши небольшие руки, ростом метр пятьдесят пять.
Оля Фильчакова, 7 класс.
Так девочка описывала внешность своей двоюродной сестрёнки)) Дети учились писать сочинение-описание. Руки ростом 1,55 м?
Он был в душе таким же весёлым, только отросли бакенбарды.
Альбина Гунькова, 8 класс.
Примерно таким, по представлению Альбины, Пушкина увидел его друг Пущин, навестивший ссыльного поэта в Михайловском. Представили себе душу с бакенбардами? 😉
Кони бежали в сугробе по пузо.
Наташа Хомякова, 8 класс.
О той же поездке Пущина к Пушкину)) В оригинале "Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора..." Да, изложение, близкое к тексту, - это очень трудно. Чего проще - своими словами))
А это предложение, как пример неправильной постановки запятой, выписала я из работы Оли Фильчаковой, 7 класс:
Брюки его измяты, вытянуты, на коленях длинные волосы растрёпаны.
Представили себе колени, на которых растут длинные волосы? 😅 А всего-то надо было поставить запятую после слова "коленях"))
Где-то в другой тетрадке записана ещё такая фразочка из сочинения кого-то из моих семиклассников (к сожалению, не помню, чей это именно перл, а запись пока на глаза не попалась):
Из моего окна видны соседские зады.
Это было задание ученикам написать сочинение на тему "Вид из окна". Помню, с каким недоумением читала я эту работу. Что за соседские зады видны из окна детской комнаты? Может, соседи картошку в огороде копают? Что имел в виду ребёнок?
Всё оказалось проще)) Выяснилось, что "задами" в Рассвете называют хозяйственные дворы. Соответственно, из своего окна девочка (а это точно была девочка!) видела именно соседские хоздворы с курами, овцами, сараями...
Тогда же я узнала, что в Рассвете есть и другие словечки, которых я не слышала, живя в родном селе: "ямка" - погреб, "ураза́" - праздник окончания уборки урожая. Но "зады́" не идут с ними ни в какое сравнение, согласитесь)))
На этом листать тетради из учительского архива я не закончила)) Ещё вернусь к ним)) 🌷