19 мая 1945 года на стадионе «Сталинец» в Москве проходил очередной матч первенства СССР по футболу между московскими клубами ЦДКА и «Локомотив», в котором болельщики впервые увидели на поле новобранца «команды лейтенантов» Всеволода Боброва
Вряд ли кто ни будь, включая его самого мог представить тогда КАКОЕ будущее ждет этого футболиста и какую роль ему предстоит сыграть в истории не только футбола, но и хоккея в нашей стране. Он был просто начинающим игроком, вышедшим на замену внезапно заболевшего Петра Щербатенко и в первой же своей игре забившем сразу два гола в ворота соперника. Впереди его ждала совершенно потрясающая карьера в двух самых культовых в нашей стране видах спорта футболе и хоккее, всемирная слава и обожание миллионов болельщиков. Но давайте обо всем по порядку.
Бобров Всеволод Михайлович (1922–1979)
Родился 1922 году в Моршанске Тамбовской губернии. Его отец Бобров Михаил Андреевич с 1907 года состоял в обществе любителей футбола Санкт-Петербурга и играл за различные столичные команды. В 1925 году семья Бобровых переехала в Сестрорецк, где отец стал тренером местной футбольной команды и команды по хоккею с мячом. В общем маленький Сева начал ходить и гонять мяч почти одновременно. С 1938 года он уже играл за ленинградское «Динамо»
В 1941 году эвакуировался в Омск, где работал на одном из военных заводов, а в 1942 году поступил в военно–интендантское училище. С 1944 года игрок ЦДКА.
Как я уже писал выше дебютировал в основном составе 19 мая 1945 года и сразу забил два гола.
После столь удачного дебюта тренеры ставят его практически на каждую игру и Бобров становится неоспоримым лидером команды. В том первом своем чемпионате СССР Всеволод Бобров провел 21 матч и забил 24 гола и стал лучшим бомбардиром Чемпионата СССР. В итоге клуб ЦДКА занял второе место в турнире, но зато стал обладателем кубка СССР.
Осенью 1945 года тренер московского «Динамо» Михаил Якушин обратился к руководству ЦДКА с просьбой отпустить Боброва вместе с его командой в турне по Великобритании.
Динамовцы тогда выиграли два матча и 2 сыграли вничью. Бобров принимал участие во всех играх и забил 6 голов став лучшим игроком турнира.
В хоккейном ЦДКА Бобров дебютировал 31 декабря 1946 года в матче против ВВС, в котором оформил хет-трик и помог своей команде одержать победу со счётом 5:3.
Выиграв с ЦДКА три чемпионата СССР (в 1948 году став лучшим бомбардиром чемпионата, забросив 52 шайбы), в 1950 году Всеволод по приглашению Василия Сталина пополнил состав ВВС. После авиакатастрофы в Свердловске Бобров стал безоговорочным лидером и капитаном вновь создаваемой команды. Здесь нападающий выиграл еще три чемпионата и трижды становился лучшим бомбардиром турнира. Василий Сталин особо доверял Боброву, считая его своим другом, и в 1952 году назначил его играющим тренером как хоккейной, так и футбольной команды.
На Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки Бобров был капитаном сборной СССР по футболу. Сегодня трудно в это поверить, но тогда второе место в Олимпийском турнире было расценено как провал и привело к расформированию клуба ЦДКА и принятию персональных мер в отношении футболистов сборной. Главным пунктом обвинения был тот факт, что проиграла команда Боброва никому ни будь, а сборной Югославии, с которой у СССР тогда были отношения примерно, как сегодня у России с Украиной.
Впрочем, уже в 1953 году армейский клуб был сформирован вновь и стал называться ЦДСА, а вот клуб ВВС после ареста Василия Сталина свое существование прекратил и Бобров вернулся под армейские знамена.
Возглавляемая Бобровым сборная СССР по хоккею, в 1954 году впервые приняла участие в Чемпионате мира в Стокгольме, который блестяще выиграла.
Затем были серебряные медали ЧМ-55, золото Олимпийских игр 1956 года и ЧМ-56, серебро ЧМ-57 года в Москве.
В 50-е годы в СССР был настоящий культ Боброва, которого болельщики называли по-простому - "бобёр". Бобров повлиял даже на моду. «Бобровская» кепка была непременным атрибутом любого уважающего себя мужчины независимо от возраста и профессии.
Знаменитый советский поэт Евгений Евтушенко посвятил ему стихи, где назвал игрока «Шаляпин русского футбола, Гагарин шайбы на Руси».
Окончив карьеру игрока, Всеволод Бобров становится тренером ЦСКА по футболу.
С 1964 года работал главным тренером хоккейного «Спартака» и успешно противостоит ЦСКА под руководством Анатолия Тарасова.
В 1972 году возглавил сборную СССР по хоккею. Руководил командой во время легендарной серии матчей с канадскими профессионалами.
В 1974 году во время чемпионата мира в Хельсинки у Боброва произошел конфликт с тогдашним министром спорта СССР Валентином Сычем, который в сопровождении посла СССР в Финляндии в перерыве матча СССР-Чехословакия пришел в раздевалку советской сборной.
Бобров дававший, в это время указания на дальнейшую игру в исконно русской манере объяснил визитерам, что им здесь не место.
К сожалению, это оказался, как раз тот случай, когда «победителей судят».
Несмотря на то, что наши ребята в очередной раз стали чемпионами мира и Европы Бобров был отстранен от работы в сборной и отлучен от хоккея.
Фактически он был сослан в Алма-Ату, где возглавил местный футбольный клуб «Кайрат».
Может быть именно эта несправедливость, вместе с многочисленными спортивными травмами окончательно подорвала здоровье великого спортсмена.
Единственный в истории мирового спорта капитан национальных сборных по футболу и хоккею Всеволод Михайлович Бобров скончался 1 июля 1979 года в возрасте 56 лет.
Похоронен, на Кунцевском кладбище в Москве. В 1997 году рядом с ним упокоился сын, погибший в автомобильной катастрофе.
Вот такая история великого спортсмена, которого помнят и сегодня, как легенду не только советского, но и мирового футбола и хоккея.