"Мой ответ, казавшийся ложью, есть несомненная истина..." Из писем святого Феодора Студита

Преподобный Феодор Студит (759 - 826)
Преподобный Феодор Студит (759 - 826)

Спасти девицу - это добро

Представим: приходит ко мне девица, преследуемая каким-нибудь развратником, и просит не открывать развратнику, если он спросит, не у меня ли она скрывается. И когда развратник приходит и спрашивает, не пришла ли девица сюда, ко мне, если я говорю «нет», то не лгу, так как не имею в мыслях, будто у меня нет девицы, но умолчанием выражаю, что он не совершит у меня этого зла.
Иначе если я скажу «да», то девица подвергнется растлению, а это зло. Зло же не от добра, а от лжи, ибо отец лжи - виновник зла. Напротив, спасти девицу от растления – это добро, а добро - это истина, ибо Бог – благость и истина. Вывод: мой ответ "нет", казавшийся ложью, есть несомненная истина.
Впрочем, не должно делать это ради себя самого, чтобы спастись от смерти, ибо в этом есть ложь.

О зажжении лампад и уборке храма

Ты, возжигатель лампад, будь пристрастен и тщателен в исправлении данного тебе послушания: ибо оно от Бога и божественно!
Блюди освещение храма, как два свои ока: ибо оно пред лицом Бога совершается. Если возжигающий свечи пред царём бывает весь внимание, чтоб угодить пред очами его; не тем ли паче тебе, чадо моё, со страхом и любовью совершать возжжение лампад Всецарю Богу, от всей твари дориносимому, а также очищать лампады, исправлять светильни, и поддерживать соразмерный свет?
И за чистотой церкви смотри, выметай её по крайней мере два раза в неделю, смахивай пыль с икон, чтоб не портились, и всё прочее держи в порядке и убирай, всячески остерегаясь, как бы чего не повредить из церковного.

Каким должно быть воздержание

Воздержание – это когда телу дают пищу, сообразно с потребностью, не слишком обременяя ею тело и не слишком облегчая его. Так же, как поступают при нагружении судна, ибо когда оно слишком наполнено, то может пойти ко дну, а когда слишком легко, то подлежит опасности перевернуться кверху дном.
Так же и в отношении ко сну: надо принимать его сколько полезно. За соразмерной диетою следуют лёгкие сны, а затем и другим – бодрость на псалмопении, внимательное слушание чтений, разумное понимание каждого слова из божественных песней. Будучи же услаждаема всем этим душа согревается и просвещается, вкушая плоды умеренности во всем.
А от многоястия – сны тяжёлые, омрачение мыслей, неразумение песенных речений, сжатие уст, потемнение очей, души и тела: ибо с внешним сообразуется и внутреннее.

"Если так будем вести себя..."

Каждодневно умирайте, чтоб жить вовеки; бегайте помышлений злых, как самых дел; почитайте многоречие многогрешением, смех – блудодеянием, многоястие и насыщение – рабством похоти.
Будьте чисты телом и душой; воодушевляйтесь благонадежием; ни к чему на земле не привязывайтесь, Единого Бога бойтесь.
Если так будем вести себя, если так будем благонастроены, то ликовствовать будем с Ангелами и радоваться со всеми святыми вовеки.