Найти в Дзене

Как появился современный календарь

Юлианский календарь Бестолковость римского календаря приводила к полной неразберихе. Действия римских властей, старавшихся навести порядок в календаре, только всё усложняли. «Начиная с 191 г. до н. э., согласно «закону Мания Ацилия Глабриона», понтифики, во главе которых стоял верховный жрец (Pontifex Maximus) получили право определять продолжительность добавочных месяцев («назначать для вставочного месяца столько дней, сколько потребуется») и устанавливать начало месяцев и годов. При этом они очень часто злоупотребляли своей властью, удлиняя годы и тем самым сроки пребывания на выборных должностях своих друзей и укорачивая эти сроки для врагов или тех, кто отказывался дать взятку. Известно, например, что в 50 г. до н. э. Цицерон [римский государственный и политический деятель, оратор и учёный] 13 февраля еще не знал, будет ли через десять дней вставлен добавочный месяц. Что же касается римского календаря того времени, то, как отмечает Э. Бикерман, он не совпадал ни с движением Солнца,
Оглавление

Юлианский календарь

Бестолковость римского календаря приводила к полной неразберихе. Действия римских властей, старавшихся навести порядок в календаре, только всё усложняли.

«Начиная с 191 г. до н. э., согласно «закону Мания Ацилия Глабриона», понтифики, во главе которых стоял верховный жрец (Pontifex Maximus) получили право определять продолжительность добавочных месяцев («назначать для вставочного месяца столько дней, сколько потребуется») и устанавливать начало месяцев и годов. При этом они очень часто злоупотребляли своей властью, удлиняя годы и тем самым сроки пребывания на выборных должностях своих друзей и укорачивая эти сроки для врагов или тех, кто отказывался дать взятку. Известно, например, что в 50 г. до н. э. Цицерон [римский государственный и политический деятель, оратор и учёный] 13 февраля еще не знал, будет ли через десять дней вставлен добавочный месяц.

Что же касается римского календаря того времени, то, как отмечает Э. Бикерман, он не совпадал ни с движением Солнца, ни с фазами Луны, а «скорее полностью блуждал наугад…».

И так как в начале каждого года проводилась уплата долгов и налогов, то нетрудно представить, как твердо с помощью календаря держали жрецы в своих руках всю хозяйственную и политическую жизнь в древнем Риме.

Со временем календарь был так запутан, что праздник жатвы приходилось отмечать зимой. Неразбериху и хаос, господствовавшие в римском календаре того времени, лучше всех охарактеризовал французский философ Вольтер (1694 — 1778) словами: «Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось…».»

© Климишин. Календарь и Хронология.

С римским календарём что-то надо было делать. Он не устраивал ни гражданских, ни военных жителей Рима, за исключением, разве что, жрецов, которые имели свою выгоду от запутанного календаря. Кардинально решил этот вопрос Гай Юлий Цезарь (100 — 44 года до н. э.). Будучи талантливым полководцем и грамотным политиком, Юлий Цезарь имел большой авторитет среди римлян и несколько раз избирался римским консулом.

Помимо военных заслуг перед Римом, Юлий Цезарь смог избраться великим понтификом Рима в 690 году от основания Рима (63 г. до н. э.). Должность главного жреца Рима открывала широкие возможности Цезарю по реформированию римского календаря. Исследовав различные варианты, Гай Юлий Цезарь остановился на Египетском солнечном календаре, с которым он ознакомился во время египетского похода в 706 году (47 г. до н. э.).

Будучи бессменным консулом Рима — диктатором (которым он сам себя провозгласил), Юлий Цезарь, после триумфального возвращения из Египта, в 707 году (46-м г. до н. э.) пригласил из Александрии греческого астронома и математика Созигена, который стал создателем нового римского календаря.

К тому времени римский календарь представлял из себя «кошмарного монстра», в котором трудно было разобраться. Начинавшийся некогда весной, в мартовское новолуние, римский календарь пришёл к тому, что 707 год существования Рима заканчивался уже после осеннего равноденствия, в конце современного сентября. Какой месяц шёл тогда в Риме? Похоже, что это был Februarius.

Пользуясь властью верховного жреца Рима (великого понтифика), Гай Юлий Цезарь добавил к 707-му году ещё три месяца: традиционный Мерцедоний (23 дня) и два безымянных месяца, по 30 дней каждый. Таким образом, 707 год должен был закончиться к дню реального зимнего солнцестояния. Так как месяц Мерцедоний вставлялся между 23 и 24 февраля, то на конец современного сентября в Риме того времени приходилось окончание «февраля», а в октябре должен был начаться «март» нового 708 года от основания Рима.

В Риме все понимали, что это нелепица, когда «мартовское начало весны» приходилось на осенние холода. Потому римский диктатор и верховный жрец Юлий Цезарь решил сдвинуть начало года на время празднования Сатурналий или ко дню зимнего солнцестояния. Вслед за этим, принять за начало года — 1 января, а не 1 марта, потому как в этот день вступали в должность римские консулы.

Александрийские астрономы, прибывшие в Рим вместе с Созигеном, сделали расчеты и доложили, что день зимнего солнцестояния в 707 году (46 г. до н. э.) придётся на последнюю четверть Луны. Для суеверных римлян начинать новый год в период «увядающей» Луны было равносильно проклятью, так как это время считалось несчастливым. Узнав об этом Юлий Цезарь решил увеличить длительность вставных месяцев ещё на семь дней, чтобы начало нового года, 1 января, пришлось бы на новолуние.

Длительность месяца Мерцедония была ограничена 23 днями, потому второй и третий вставные месяцы к 30 имеющимся дням получили дополнительные 3 и 4 дня. Итого, вставка составила 90 дней (23 + 33 + 34 = 90).

Предложенный Созигеном календарь имел продолжительность 365 дней с четвертью и был полностью солнечным, что соответствовало римским религиозным представлениям. Он напрочь перечёркивал принятую в Риме греческую лунно-солнечную вакханалию и устанавливал длительность года в соответствии с астрономическими наблюдениями за движением Солнца и восходами звёзд. Наука взяла верх над религиозными предрассудками того времени. При этом, отдавая дань традиции, заложенной основателем Рима царём Ромулом, новый исправленный 708-й год от основания Рима (45 г. до н. э.) начался в «новолуние», как это было заведено в первом римском календаре.

«Юлий Цезарь решил начать счет дней в новом году с новолуния, которое как раз пришлось на 1 января (согласно расчетам астрономическое новолуние в январе 45 г. до н. э. было 1 числа в 18 ч 16 мин).

В новом календаре почти на каждый день года было дано указание, какая звезда или созвездие имеет свой первый утренний (гелиакический) восход или заход. Например, в ноябре (по современному счету чисел месяца) отмечалось: 2-го — заход Арктура, 7-го — заход Плеяд и Ориона и т. д. Тем самым календарь тесно связывался с годичным движением Солнца по эклиптике и, следовательно, с циклом земледельческих работ, начала которых приурочивалось к определенному положению созвездий на вечернем или утреннем небе.

Счет по юлианскому календарю был начат с 1 января 45 г. до н. э. На этот день, с которого уже начиная с 153 г. до н. э. вступали в свою должность вновь избранные римские консулы, и было перенесено начало года.

© Климишин. Календарь и Хронология.

Продолжительность месяцев в новом римском календаре Юлия Цезаря была установлена простая и логичная: нечётные месяцы (январь, март, май, квинтилис, сентябрь и ноябрь) — 31 день, а чётные месяцы, за исключением февраля, (апрель, июнь, секстилис, октябрь и декабрь) — 30 дней. Февраль имел продолжительность 29 дней, а раз в четыре года — 30 дней.

30-м днём февраля становились четыре четвертинки (год по Созигену длился 365,25 дней), не учитываемые в простых годах, которые были собраны в единый день и раз в четыре года вставлялись вместо месяца Мерцедония после 23 февраля. Обычный год имел продолжительность 365 дней, а удлинённый — 366.

Счёт дней в каждом месяце нового календаря остался прежним, связанным с давней римской традицией считать дни по лунным фазам. При этом, соблюдалось правило — учитывать только растущую Луну, которая, по римским преданиям, приносила удачу. Отсюда первые числа каждого месяца назывались «календами», от латинского глагола «calare» — «провозглашать». Потому как в Риме начало каждого месяца ранее было связано с новолунием и оглашалось жрецами. Середина месяца была связана с полнолунием и называлась «идами», от латинского слова этрусского происхождения «Idus» — «делить». На полнолуние приходится середина лунного месяца, оно делит месяц пополам. Между календами и идами был день, связанный с первой четвертью растущей Луны, называемый «нонами», от латинского слова «nonus» — «девятый». Потому как нонами считали девятый день до середины месяца — ид.

В римском календаре счёт дней месяца был не таким каким мы привыкли видеть, с первого дня и далее, по нарастающей. У них был обратный отсчёт. Римляне считали сколько дней осталось до нон, ид и календ. Вставку дополнительного дня в удлинённом римском году осуществляли после 23 февраля, который назывался «шестой день до мартовских календ» — «sextum Kal. Mart». Вставной день назывался «bis sextum Kal. Mart» — «дважды шестой до мартовских календ».

Удлинённый на один день римский календарный год стал называться «annus bissextus», откуда и пошло наше название этого года — «високосный».

Спустя год, во время мартовских ид (15 марта 44 г. до н. э.), на праздник Анны Перенны, Гай Юлий Цезарь был убит. Но, созданный им календарь, которым мы пользуемся по сей день, получил настоящее бессмертие. Лучше этого календаря, по составу года, пока ничего не придумано.

«В благодарность за реформу, а также учитывая выдающиеся военные заслуги Юлия Цезаря, римский сенат переименовал месяц Квинтилис (в этом месяце Цезарь родился) в Юлиус.»

© Климишин. Календарь и Хронология.

После смерти Юлия Цезаря римские жрецы постарались вновь запутать календарь. Они стали вставлять «bis sextum Kal. Mart» не раз в четыре года, как было предписано, а каждые три года, как принято делать в лунных календарях. В результате этого, в период с 44 по 9 годы до н. э. было введено 12 високосных годов вместо 9.

Эта ошибка была исправлена первым римским императором Октавианом Августом, который постановил отменить високосные года в период с 744 по 760 годы от основания Рима. Таким образом, созданный Юлием Цезарем календарь, в 4-м году нашей эры, вернулся в своё временное русло.

«В связи с этим сенат, учитывая большие военные победы и в благодарность за исправление календаря, переименовал месяц Секстилис в месяц Августус».

© Климишин. Календарь и Хронология.

Месяц Августус был чётным, восьмым по счёту, потому он имел продолжительность 30 дней. Для императора Августа такое положение вещей было неприемлемо, из-за этого, в месяце «августе» был добавлен один день (было 30, стало 31), отняв его у февраля (было 29, стало 28). В итоге получилось, что в трёх месяцах подряд: июле, августе и сентябре имеется по 31 дню. Чтобы это исправить, было решено перенести один день с сентября (имевшего 31 день) на октябрь (в котором было 30 дней). И также поступили с ноябрём (было 31 день, стало 30) и декабрём (было 30 дней, стало 31).

В итоге, после всех перестановок, был получен календарь, в котором месяцы имеют следующую продолжительность:

1 — январь — 31 день;

2 — февраль — 28 (29) дней;

3 — март — 31 день;

4 — апрель — 30 дней;

5 — май — 31 день;

6 — июнь — 30 дней;

7 — июль — 31 день;

8 — август — 31 день;

9 — сентябрь — 30 дней;

10 — октябрь — 31 день;

11 — ноябрь — 30 дней;

12 — декабрь — 31 день.

Такой состав календаря сохранился до наших дней. Им пользуется в обычной жизни весь мир.

В созданном Юлием Цезарем календаре первая половина месяцев (с января по июнь) посвящена римским и этрусским богам. Два месяца второго полугодия (июль и август) носят имена римских императоров, остальные четыре месяца (с сентября по декабрь) обычные — номерные. Однако, в истории были случаи, когда римские императоры пытались увековечить своё имя в названиях оставшихся номерных месяцев.

«Так, во время правления Тиберия (14 — 37 гг. н. э.) сенат переименовал месяц Септембер в Тибериус, при Антонии Пие (138 — 161 гг.) — тот же месяц — в Антониус, при Аврелии Коммоде (176 — 192) — в Коммодус. Октобер во времена Домициана (81 — 96 гг.) получил название Домицианус. Но эти потуги властелинов были отвергнуты самим временем…

Римская система датирования дней месяца по нонам и календам сохранялась в Западной Европе вплоть до XVI в.»

© Климишин. Календарь и Хронология.

Григорианский календарь

Римский календарь, получивший название «Юлианский», в честь его создателя Юлия Цезаря, актуален и по сей день. Потому как этот календарь имеет простую четырёхлетнюю цикличность, в которой первые три года простые (365 дней), а четвёртый год — високосный (366 дней).

Учёт времени по годам стал удобным для простых людей. Таким образом, за единицу измерения был принят календарный год, имеющий определённое количество целых дней. Как известно, «годом» считается оборот Земли вокруг Солнца. Но тут возникает вопрос, оборот Земли от какой точки до какой считать годом?

Период, когда Земля совершает полный оборот вокруг Солнца относительно неподвижных звёзд, называется «сидерическим годом», от латинского слова «sidus» — «звезда». Продолжительность этого года составляет 365,2564 суток или 365 дней 6 часов 9 минут 10 секунд. Это, так называемый, «правильный год». Но мы им не пользуемся, из-за особенностей вращения нашей планеты Земли, на которой мы все живём.

Дело в том, что ось вращения Земли не имеет постоянного направления, она перемещается по эллипсу, подобно тому, как качается ось юлы — детской игрушки, во время вращения. Это смещение направления земной оси называется прецессией. Помимо прецессии, земная ось наклонена относительно Солнца на 23,44°. Из-за такого положения Земли относительно Солнца, на нашей планете происходит смена времён года.

Когда Солнце, во время своего видимого движения по эклиптике, пересекает небесный экватор, в этот момент оно начинает одинаково освещать северное и южное полушария Земли, наступает «равноденствие» (когда длительность дня и ночи равны). При перемещении Солнца из южного полушария в северное во всех странах, расположенных севернее экватора, наступает астрономическая весна, а за ней и лето. Точка пересечения эклиптикой небесного экватора, в этом случае, названа «весенним равноденствием».

Когда же, спустя полгода, Солнце перемещается из северного полушария в южное, момент пересечения экватора назван точкой «осеннего равноденствия». Пересечение Солнцем небесного экватора влияет только на одно, на смену сезонов на Земле, тем самым от него зависит наступление весны, лета, осени и зимы. Период времени, когда Земля совершает оборот вокруг Солнца относительно точки «весеннего равноденствия» называется «тропическим годом» или «солнечным годом». Средняя продолжительность этого года равна 365,2422 суток или 365 суток 5 часов 48 минут 45 секунд.

Разница между «звёздным» и «солнечным» годом на Земле составляет, в среднем, 20 минут 24 секунды. Эта разница возникла из-за того, что во время прецессии земной оси, точка «весеннего равноденствия» смещается в западном направлении на 50 угловых секунд ежегодно или на один градус каждые 71,6 лет. Исходя из этого следует, что каждые 72 года весеннее равноденствие наступает на один день раньше, относительно «звёздного года».

Созданный Юлием Цезарем «юлианский год», продолжительностью 365,25 суток, также отстает от «тропического года», как и «звёздный», только на меньшую величину. Отставание «юлианского года» от «тропического» составляет одни сутки в 128 лет.

Со временем, спустя полторы тысячи лет, это отставание накопилось и стало заметным. Но, «лекарство от этого» было создано ещё до нашей эры, римским императором Октавианом Августом, когда в Юлианском календаре в определённые промежутки времени не вставлялись високосные года, и всё! Календарь приходил в соответствие с сезонами природы, все рады и счастливы, никакой «новый огород» придумывать не надо было, от слова «совсем».

В гражданском обществе так бы и поступили, но, вмешалась церковь, в лице Папы Римского, который по сей день именуется на языческий манер — «великий понтифик», что означает в переводе с латинского — «верховный жрец».

Пользуясь правами «верховного жреца», заведёнными ещё во времена Римской республики, Папа Римский Григорий XIII (1572 — 1585) решил внести свои изменения в существовавший Юлианский календарь. Поводом для этого послужило смещение точки «весеннего равноденствия», от которой рассчитывали дату наступления Христианской Пасхи или Воскресения Христова.

К концу 16-го века, астрономическая точка «весеннего равноденствия» приходилась уже на 11 марта Юлианского календаря, при установленной церковью фиксированной дате — 21 марта. Отставание календаря было существенным и это многие стали замечать. Исправить такое положение вещей было не сложно. Достаточно было на небольшом промежутке времени, на одно сорокалетие, отменить високосные года, как поступил в своё время император Август, не коверкая календарь и не «выдирая» из месяцев лишние дни. Срок по меркам церкви — ничтожный, да к тому же уточнение календаря произошло бы плавно и незаметно, все были бы довольны. Но время пребывания Григория XIII в должности «понтифика» было ограничено 13-ю годами, потому, сроки поджимали.

И он решил поступить кардинально, сразу удалив из календаря 10 дней. Такой шаг Папы Римского встретил противодействие у всех поместных церквей. Подобное покусительство на основы расчётов даты Светлого Христова Воскресенья посчитали «дьявольщиной» и наотрез отказались принимать. Папе Римскому Григорию XIII, силой и угрозами «отлучения от церкви» пришлось заставить все католические церкви принять его календарь.

Католический Мир или Вселенская Церковь приняла уточнённый Юлианский календарь, названный из-за скандала Григорианским, по имени Папы Римского в 1582 году. В том году, почти во всей Европе, после четверга 4 октября наступила пятница 15 октября. Русская православная церковь наотрез отказалась принимать Григорианский календарь, она по сей день использует Юлианский календарь или «старый стиль».

Русское царство в 1700 году перешло на новое летоисчисление от Рождества Христова, при этом был избран Юлианский календарь, хотя в Европе повсеместно был в ходу Григорианский календарь. Всё своё существование Российская империя использовала Юлианский календарь. И только Российская Советская Республика перешла на Григорианский календарь в 1918 году.

Чем же отличается Григорианский календарь от Юлианского? Ответ один — ничем. Разница только в одном — в количестве високосных годов в четырехсотлетии. В Юлианском календаре високосных годов 100 в каждые 400 лет, в Григорианском календаре — 97, вот и всё отличие. В остальном, Григорианский календарь — точная копия Юлианского.

Из-за того, что Папа Римский не проявил мудрость, подобно римскому императору Августу, а топорно начал рубить дни месяца, вместо одного календаря получилось два, причём второй — двойник первого. Из-за таких действий Папы Римского Григория 13-го, получилось два календаря: изначальный Юлианский превратился в «вечно отстающего», своего рода «анахронизм», а Григорианский стал уточнённым и «самым верным».

Когда вводился Григорианский календарь (16-й век) отставание Юлианского календаря от точки «весеннего равноденствия» составляло 10 дней. По правилам Григорианского календаря, каждые 400 лет вносится поправка в три дня. С наступлением 20-го века разница для Юлианского календаря стала составлять 13 дней. В 24-м веке эта разница увеличится до 16 дней.

Всё, чего добился Папа Римский Григорий 13-й, так это того, что точка «весеннего равноденствия» стала приходиться всегда на одно и то же число — 21 марта (плюс-минус один день), тем самым было выполнено правило расчёта даты Христианской Пасхи, установленное Вселенским Собором в 325 году. Таким образом, продолжительность «земного года» была отвязана от астрономии, или от происходящего в Космосе, и стала зависеть лишь от того, где в пространстве находится точка «весеннего равноденствия».

А она не стоит на месте, а движется относительно звёздного неба, подчиняясь своим правилам. Для тех, кто ходит по земле и воде это не имеет большого значения, главное, чтобы начало земледельческих работ совпадало с календарной весной. А вот для полётов в Космос, такой календарь уже мало чем пригоден.

Вывод

Развитие человечества не стоит на месте, постоянно возникают новые условия и технологии, требующие создания новых календарей, соответствующих требованиям времени. Первые календари были простыми, но не менее технологичными, чем современные. Они ориентировались на положение звёзд на небе, относительно которых проводились земледельческие работы, связанные с выращиванием продуктов питания.

С появлением государственности и религиозных институтов стал изменяться и подход к календарям. Они стали подчиняться требованиям власть имущих правителей и жрецов. Какие-то календари были лучше, какие-то хуже, но каждый из них соответствовал своей эпохе и тому народу, который его создал.

Изобрести идеальный календарь, соответствующий всем требованиям и подходящим под все эпохи, при этом сохранить простоту его использования — не представляется возможным. Всегда будут попытки улучшить существующие календари. Как это произошло в 1923 году, когда сербский астроном и математик Миланкович предложил уточнённый календарь, назвав его Новоюлианским. Этот календарь, со временем, придет на смену устаревающему Григорианскому и имя великого Юлия Цезаря вновь будет блистать в названии календаря.

То, что было создано египетским учёным Созигеном и принято римским диктатором Юлием Цезарем две тысячи лет назад, переживёт ещё не одно тысячелетие. А всякие улучшители и присваиватели чужого, вроде Папы Григория 13-го, канут в вечность, как это произошло с «календарными» реформаторами Тибериусом, Коммодом, Домицианом и многими другими, имена которых даже не дошли до наших дней. Время всё лечит.

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы