Найти тему
Обо всем по немногу

Понятие и развитие эргономики

Оглавление
https://www.okotsit.ru/fck_editor_files/image/13(7).jpg
https://www.okotsit.ru/fck_editor_files/image/13(7).jpg

Сущность, понятие, цели и задачи эргономики

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция, характеризующаяся значительным ростом интереса к вопросу повышения производительности и качества труда, а также сбережения физического и психологического здоровья работника посредством организации рабочих мест сотрудников с учётом требований эргономики.

В связи с этим особое значение приобретают вопросы выработки чёткого определения эргономики, выявления ее сущности и основных этапов развития.

Так, слово эргономика происходит от греческого ergon – «работа», nomos – «закон», или «закон работы» и представляет собой сферу знаний, осуществляющую комплексное и всестороннее изучение трудовой деятельность человека в системе «человек – техника – среда»[1].

В качестве основной цели эргономики выступает обеспечение эффективности, безопасности и комфорта трудовой деятельности. Данное обстоятельство объясняет тот факт, что исследования эргономики, как правило, базируются на определении закономерностей психических и физиологических процессов, которые лежат в основе определённых видов трудовой деятельности, изучающие особенности взаимодействия человека с орудием и предметами труда.

В качестве основных причин возникновения эргономики целесообразно выделить наличие проблем, связанных с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологий в ХХ веке, а именно рост травматизма на производстве, текучесть кадров и т. д., так как научно-технический прогресс начал набирать обороты, и это требовало нового объединения наук при активном привлечении психологии, гигиены и многого другого. Современная эргономика выступает как интегральная наука о трудовой деятельности, которая позволяет повысить трудовую эффективность путем оптимизации условий труда и всех процессов, с ним связанных.

https://mozhgavesti.ru/upload/iblock/a0c/g0azw1eoo0nl4m6cors3lkf5n31zhp3z/dsqimfrxcaemde7.jpg
https://mozhgavesti.ru/upload/iblock/a0c/g0azw1eoo0nl4m6cors3lkf5n31zhp3z/dsqimfrxcaemde7.jpg

Кроме того, необходимо отметить, что под эффективностью труда в данном случае выступает не только высокая производительность труда, но и положительное влияние на личность рабочего, удовлетворенность своим трудом.

Данные, полученные с помощью эргономики, используются при разработке рекомендаций в системе научной организации труда.

В качестве основных задач эргономикой рассматриваются:

  • оптимизации трудовой деятельности;
  • способствование поддержки охраны труда;
  • обеспечение гигиены и безопасность труда.

Так, гигиена труда в эргономике организуется на основе требований физиологии и медицины. Эргономический аспект безопасности труда решается, главным образом, при непосредственном вмешательстве психологии[2].

Кроме того, необходимо отметить, что эргономика занимается не только усовершенствованием условий труда при существующей технике, но и разработкой рекомендаций по проектированию новой техники и новой организации труда с позиций требований этой науки. Исходя из психологических, гигиенических и прочих условий труда, она вырабатывает соответствующие требования к технике, в том числе и к техническим средствам безопасности труда.

Таким образом, современная эргономика исследует не только усовершенствование условий труда при существующей технической оснащенности, но и разработку рекомендаций новой организации труда с позиций требований этой науки.

Кроме того, эргономика изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности. Современная эргономика подразделяется на микроэргономику, мидиэргономику и макроэргономику:

  • микроэргономика (иногда её неверно упоминают как миниэргономику) занимается исследованием и проектированием систем «человек-машина». В частности, проектирование интерфейсов программных продуктов находится в ведении микроэргономики;
  • мидиэргономика занимается изучением и проектированием систем «человек- коллектив», «коллектив - организация», «коллектив - машина», «человек - сеть». Именно мидиэргономика исследует производственные взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач. К ведению мидиэргономики, в частности, относится проектирование структуры организации и помещений; планирование и установление расписания работ; гигиена и безопасность труда;
  • макроэргономика исследует и проектирует более общие системы, такие как «человек - общество», «организация-система организаций».

При изучении и создании эффективных управляемых человеком систем, в эргономике используется системный подход.

Для оптимизации управляемых человеком систем эргономика использует научные изыскания психологии, физиологии (особенно нейрофизиологии), гигиены и безопасности труда, социологии, культурологи и многих технических, инженерных и информационных дисциплин. Некоторые термины эргономики стали широко употребляться в быту, например, человеко-час (мера временной ёмкости деятельности). В настоящее время открытия эргономики используются не только на производстве, но также в быту, в спорте и даже в искусстве.

https://sun9-49.userapi.com/impg/UoJQ9WTxFSCm8X31ZkugrxzY8a1-kqkrK-RgTw/bbYorJf9ut8.jpg?size=2035x1474&quality=95&sign=6c6ec234b2424f0d4e1cc0f67749bf75&type=album
https://sun9-49.userapi.com/impg/UoJQ9WTxFSCm8X31ZkugrxzY8a1-kqkrK-RgTw/bbYorJf9ut8.jpg?size=2035x1474&quality=95&sign=6c6ec234b2424f0d4e1cc0f67749bf75&type=album

Общая характеристика этапов становления и развития эргономики

Эргономика не может эффективно решать стоящие перед ней задачи вне тесных связей с промышленной социологией и социальной психологией, и другими общественными науками. Вне этих связей эргономика не может ни полноценно развиваться, ни правильно прогнозировать социальный эффект от внедрения разрабатываемых ею рекомендаций. Данная группа наук в определенном отношении опосредствует взаимосвязь эргономики с экономикой.

Эргономический подход к изучению трудовой деятельности не дублирует исследований, проводимых в сфере психологии, физиологии и гигиены труда, но опирается на них и дополняет их. Комплексный подход, характерный для эргономики, позволяет получить всестороннее представление о трудовом процессе и тем самым открывает широкие возможности его совершенствования. Именно эта сторона эргономических исследований представляет особую ценность для научной организации труда, при которой практическому внедрению конкретных мероприятий предшествует тщательный научный анализ трудовых процессов и условий их выполнения, а сами практические меры базируются на достижения современной науки и передовой практики.

https://kartinki.pics/uploads/posts/2022-03/1647032967_4-kartinkin-net-p-algoritm-kartinki-5.png
https://kartinki.pics/uploads/posts/2022-03/1647032967_4-kartinkin-net-p-algoritm-kartinki-5.png

В развитии эргономики можно выделить несколько этапов.

Задачей первого этапа явилось повышение производительности труда. Человек рассматривался как определённого вида ресурс. Задача заключалась в наиболее полном использовании его возможностей для данного технологического процессе и в отсеве непригодных для данной работы. Основное содержание эргономической работы на первом этапе заключалось в том, чтобы выяснить, обладает или не обладает данный человек возможностями для выполнения данной работы и если обладает, определить, насколько интенсивно его можно эксплуатировать. Отсюда и основные проблемы: утомляемость, индивидуальные отличия, отбор, профориентация и т.п.

Идеологами этого этапа были Ф. Тейлор, Г. Мюнстерберг, В. Штерн, И.Н. Шпилькейн, А.К. Гастев, П.М. Керженцев, В.М. Бехтерев, С.Т. Геллерштейн и др.

Особняком стоят авторы, исходившие из другой задачи: не повышение производительности труда, а предупреждение срывов. Срыв трактовался ими не как следствие отсутствия соответствующего свойства, а как следствие предельности условий для функционирования человека. Отсюда вырастает идея уменьшения предельности, разрыва между возможностями человека и требованиями к нему, другими словами, согласования человека и техники, обеспечения нормальности условий работы.

В России, пожалуй, первым так поставил задачу и даже предложил соответствующую программу работ инженер-железнодорожник Рихтер. Позднее аналогичную программу в области авиации предложил Н.М. Добротворский. Первые экспериментальные исследования в духе этой идеологии провели Н.В. Зимкин и Н.А. Эппле.

Собственно, эта идеология и была провозглашена Лондонским эргономическим обществом в 1949 г., и даже практическая ситуация, из которой выросло это общество, была такой же, как и у Н.М. Добротворского - авиационные катастрофы вследствие ошибок летчиков. В результате целью эргономического анализа стало выяснение ограничений возможностей человека и закономерностей функционирования исследуемых процессов, а не возможностей того, что человек смог бы.

Задача анализа человека стала более «бескорыстной», исследовательской. Если раньше рассматривались свойства человека в процессе труда (реального или имитированного), то теперь предметом стал сам человек - его свойства и функции. Это дало возможность действительно согласовывать свойства человека и машины (список Фиттса), а не только декларировать, как это было раньше. Человек перестал быть ресурсом, он стал компонентом системы. Первоначально рассматриваемыми эргономистами характеристиками были простые психологические, психофизиологические и биомеханические свойства: время реакции, цветоразличение, длина руки и т.п.

Дальше развитие эргономики шло по пути захвата все более сложных свойств человека. С одной стороны, это более сложные психические функции - познавательные способности (когнитивная эргономика), мыслительные способности. С другой стороны, это целостные характеристики поведения: стресс, психическое здоровье, удовлетворенность трудом - направление, получившее название гуманизация труда. Развитию гуманизации труда способствовало два фактора: во-первых, оказалось, что удовлетворение неспецифических потребностей, например, такой, как удовлетворенность трудом, приводит к повышению производительности труда, и, во-вторых, то, что многие новые производства, основанные на современной технологии, могут функционировать только в том случае, если учтены общечеловеческие потребности работника.

Следующим этапом развития эргономики является экспансия ее на другие, помимо труда, сферы деятельности: досуг, обучение и т.д. Да и сам труд в современном производстве меняет свое качество: в нем неразрывно связаны собственно производительный труд, обучение, рекреация. Эргономика начинает учитывать даже национальные особенности работающего контингента.

Эргономика начинает осознавать, что она вступает в новый этап своего развития, когда она становится «необходимым и основным компонентом планирования и разработки проектов, которые связаны с взаимодействием людей и машин», что обуславливает актуальность организации рабочего места при выполнении работ сидя.

[1] Бухалков, М.И. Организация и нормирование труда: Учебное пособие. - М.: ИЦ РИОР, 2013

[2] Вересов Н.Н. Психология управления. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО МОДЭК, 2010