«Сирень распушила свои пятерки, вывела все свои «счастья»… 14 картин и 14 стихотворений о цветущей сирени

1,4K прочитали

И каждый год природа дарит нам это удивительное лилово-белое душистое чудо. Год назад я уже делала небольшую подборку про сирень, но и сейчас с легкостью нашла ещё картины и стихи. И надо признаться, что их ещё огромное количество, потому что нежные цветки сирени и её волнующий аромат, прочно ассоциирующийся с приходом тепла и возрождающейся красотой природы, не могут оставить равнодушными творческих людей. Сирень вдохновляла и продолжает вдохновлять поэтов, композиторов, писателей и художников.
Собрала для вас «сиреневые» стихи, песни, романсы, пейзажи и натюрморты.

И начнем мы с картины «Сирень» Исаака Ильича Левитана (1860-1900). В середине 1890-х годов выдающийся пейзажист создал несколько очень лиричных цветочных натюрмортов, наполнив их своей неиссякаемой любовью к родной природе. Произведения очень трогательные и словно приоткрывают нежную душу художника, влюбленного в радостное цветение. Свои интимные натюрморты живописец дарил близким людям, поэтому их редко можно увидеть в музеях.
В «Сиренях» он использовал пастель, бархатистость которой позволяла передать красоту кистей сирени, состоящих из множества мелких звездочек.
Эта работа была создана в имении Ушаковых Островно в Тверской губернии, где Левитан жил и работал летом в 1893-1894 годах.

Исаак Левитан. Сирень. 1893-1895. Бумага на картоне, пастель. 61 х 46. Частное собрание
Исаак Левитан. Сирень. 1893-1895. Бумага на картоне, пастель. 61 х 46. Частное собрание

Интересно, что во время своего пребывания в имении Ушаковых Левитан познакомился с Анной Николаевной Турчаниновой, хозяйкой соседней усадьбы Горки. У них случился роман, что стало причиной расставания художника с Софьей Кувшинниковой. Правда, и новая любовь не была счастливой.
Вот и в стихотворении
Михаила Петровича Гальперина (1882-1944) ветка сирени связана с любовными переживаниями и расставанием. На эти строки, созданные в 1916 году, Аркадием Волошиным был написан романс.

Михаил Гальперин
Ветка сирени

У вагона я ждал, расставаясь с тобой,
Полный грусти прощальных мгновений,
И в мечтах о былом, вся душою со мной,
Ты мне бросила ветку сирени.
Резкий голос звонка нас от дум оторвал,
Налетели потоки сомнений.
И, тебе глядя в след, весь в слезах, целовал
Я прощальную ветку сирени…
Поезд где-то исчез в серой дымке вдали,
Проплывали вечерние тени,
И бесцельно я брел по дороге в пыли
С одинокою веткой сирени.
Я вернулся к себе… Этот вечер унес
Все надежды, всю радость стремлений…
В эту ночь отцвела от объятий и слез
Истомленная ветка сирени…
1916

Интересно, что до середины ХХ века сирень росла только в парках, садах и усадьбах, она являлась символом обеспеченной дворянской или купеческой жизни. Так в пейзаже Александра Семёновича Егорнова (1858-1903) «Сирень» мы видим, как семья собралась в саду за столом с самоваром пить чай и вдыхать аромат распустившейся сирени. На крыльце можно разглядеть горничную с подносом, но всё же главная героиня этого произведения – прекрасная сирень, усыпанная белыми, лиловыми, голубыми цветками.

Александр Егорнов. Сирень. Холст, масло. 84 x 130. Одесский художественный музей
Александр Егорнов. Сирень. Холст, масло. 84 x 130. Одесский художественный музей

И в это волшебное «душистое море, захлестнувшее дремлющий сад» предлагает нам окунуться Всеволод Александрович Рождественский (1895-1977):

Всеволод Рождественский
Сирень

Прогремела гроза, прошумела,
Затухая, грохочет вдали.
Золотые лучи словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли...
Воздух полон прохлады и тени,
Встала радуга светлым венцом,
И тяжелые грозди сирени
Наклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе
По откосу бежать наугад, –
Окунуться в душистое море,
Захлестнувшее дремлющий сад.
Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь – дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь.
В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.


Художника
Николая Петровича Богданова-Бельского (1868-1945) мы знаем по его картинам из крестьянской жизни и портретам деревенских детишек. Но и его не оставило равнодушным нежное бело-лиловое цветение. И подтверждение этому – его ранняя работа «Куст сирени».

Николай Богданов-Бельский. Куст сирени. 1900. Холст, масло. 80,4 х 66,5. Частное собрание
Николай Богданов-Бельский. Куст сирени. 1900. Холст, масло. 80,4 х 66,5. Частное собрание

А про то, как «цветёт сирень у дома нашего» в 1980-е годы пела Тамара Гвердцители. Музыку на стихи замечательного поэта-песенника Михаила Иосифовича Рябинина (Меерович, 1931-1995) написал композитор Алексей Экимян:

Стихи: Михаил Рябинин
Музыка: Алексей Экимян
Цветёт сирень

Цветёт сирень у дома нашего,
Ко мне склоняется доверчиво.
Ты ни о чём меня не спрашивай,
Мне всё равно ответить нечего.
Припев:
Ты не дари мне песен ласковых,
Хоть в них слова и шёлком вышиты.
Ведь песня самая прекрасная,
Не одинаково всем слышится.
Ведь песня самая прекрасная,
Не одинаково всем слышится.
Моя подруга задушевная,
Тебя мне хвалит, – не нахвалится.
И совершенно не понятно ей,
Как ты мне можешь не понравиться.
Припев.
А мне пока ещё не встретился,
Тот человек, – один единственный.
Когда придёт он, то засветиться
Звезда вечерняя таинственно.
Припев.


И снова натюрморт.
Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964) учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Исаака Левитана, Валентина Серова и Константина Коровина, где и увлекся французскими импрессионистами. И именно их влияние проявилось в ранних работах будущего основоположника русского авангарда. Примером этого увлечения служит картина из собрания Третьяковской галереи «Сирень».

Михаил Ларионов. Сирень. 1904. Государственная Третьяковская галерея
Михаил Ларионов. Сирень. 1904. Государственная Третьяковская галерея

В 1901 году в Училище поступила и будущая спутница Михаила Ларионова – Наталья Гончарова. Правда, свой брак они официально зарегистрировали только в 1955 году. Но это им не мешало много лет счастливо жить и трудиться рядом. А учитывая, что Гончарова обладала очень привлекательной внешностью и огромным талантом, Ларионову не приходилось как герою стихотворения Ильи Львовича Сельвинского (Селевинский, 1899-1968) гадать на сирени о будущей невесте:

Илья Сельвинский
Сирень (отрывок)

Сирень в стакане томится у шторки,
Туманная да крестастая,
Сирень распушила свои пятерки,
Вывела все свои «счастья».
Вот-вот заквохчет, того и гляди,
Словно лесная нежить!
Не оттого ль в моей груди
Лиловая нежность?
Брожу, глазами по свету шаря,
Шепча про себя невесть что…
Должна же быть где-то
на земном шаре
Будущая моя невеста?
Предчувствия душат в смутном восторге.
Книгу беру. Это «Гамлет».
Сирень обрываю. Жую пятерки.
Не помогает.
1923


Есть у
Натальи Сергеевны Гончаровой (1881-1962) и свой натюрморт «Сирень». Она училась в скульптурном классе, но Ларионов уговорил её попробовать себя в живописи. В одной из первых своих живописных работ Гончарова изобразила роскошные кисти сирени.

Наталья Гончарова. Сирень. 1906. Холст, масло. 79 x 60. Нижегородский государственный художественный музей
Наталья Гончарова. Сирень. 1906. Холст, масло. 79 x 60. Нижегородский государственный художественный музей

А Татьяна Львовна Щепкина-Куперник (1874-1952), та самая свидетельница любовного треугольника Левитана, Турчаниновой и Кувшинниковой, описавшая его в рассказе «Старшие», тоже посвятила строки поиску счастья «в лепестках сирени». Стихотворение было положено на музыку композитором Антоном Аренским:

Татьяна Щепкина-Куперник
Счастье

Причудливо смешались свет и тени,
Вдали аллея солнцем залита.
Ищу я «счастье» в лепестках сирени,
Привычною мечтою занята.
Узором странным теневые пятна
Меняются на золотом песке…
Вся белоснежна, дивно ароматна,
Сирень в пылающей руке.
– А «счастья» нет! – шепчу я безнадежно:
Ужель найти его не суждено?
И вдруг… сирень отброшена небрежно:
Шаги – ты здесь… О счастье! вот оно.


А нашу художественную подборку продолжает произведение
Давида Давидовича Бурлюка (1882-1967). И он прежде чем стать художником-футуристом, написал немало импрессионистических работ. В 1908 году в листовке «Голос импрессиониста в защиту живописи» художник объявил это направление отправной точкой для обновления русского искусства. И в этой технике выполнена его великолепная жизнерадостная картина «Сирень в парке».

Давид Бурлюк. Сирень в парке. 1910. Холст, масло. Частное собрание
Давид Бурлюк. Сирень в парке. 1910. Холст, масло. Частное собрание

Но позже живопись Бурлюка эволюционировала в сторону авангардного искусства, и сирени остались в юности, как в стихотворении Арсения Александровича Тарковского (1907-1989):

Арсений Тарковский
Сирени вы, сирени…

Сирени вы, сирени,
И как вам не тяжел
Застывший в трудном крене
Альтовый гомон пчел?
Осталось нетерпенье
От юности моей
В горячей вашей пене
И в глубине теней.
А как дохнет по пчелам
И прибежит гроза
И ситцевым подолом
Ударит мне в глаза –
Пройдет прохлада низом
Траву в коленах гнуть,
И дождь по гроздьям сизым
Покатится, как ртуть.
Под вечер – ведро снова,
И, верно, в том и суть,
Чтоб хоть силком смычковый
Лиловый гуд вернуть.
1958


А вот
Кириак Константинович Костанди (1852-1921) свою романтичную «Сирень» написал уже будучи преподавателем в Одесской рисовальной школе и известным художником, чьи работы были удостоены разных наград, а также спустя 12 лет после ставшей знаменитой картины «Цветущая сирень». В работе 1915 года художник изобразил свидание молодой пары в окружении цветущих кустов сирени.

Кириак Костанди. Сирень», 1915. 60 х 79. Национальный музей имени Андрея Шептицкого, Львов
Кириак Костанди. Сирень», 1915. 60 х 79. Национальный музей имени Андрея Шептицкого, Львов

И, конечно же, к этой картине нужны не менее романтичные стихи, а лучше песня. Например, такая как «Белая сирень» Евгения Мартынова на слова Анатолия Григорьевича Поперечного (1934-2014):

Стихи: Анатолий Поперечный
Музыка: Евгений Мартынов
Белая сирень

Белая сирень в твоем саду...
Лишь только к ней я подойду –
И вспомню вновь слова твои: –
Белую сирень ты зря не рви.
Припев:
Белая сирень –
Белых гроздьев стая,
Может, ты живая,
Может, видишь ты,
Как я жду любви,
Как о ней мечтаю?!.
Знаю,
Что цветет сирень к любви!
Белая сирень, скажи ты мне,
Зачем грустить в чужом окне?
Как сладок плач, как горек смех!
Белая сирень – как белый снег.
Припев.
Белая сирень, прошу тебя,
Не отцветай, не облетай!
Душе моей надежду дай,
Белая сирень, не отцветай!
Припев.


А вот если сирени нарвать, да ещё столько, что она не уместится в вазу, то придется поставить её в стеклянную банку, как это сделал
Константин Алексеевич Коровин (1861-1939) в своей работе «Сирень». Свежий букет написан короткими и экспрессивными мазками. Прекрасное цветовое решение мастера импрессионизма передает нам его радостное настроение от любования красочными соцветиями.

Константин Коровин. Сирень. 1915. Холст на картоне, масло. 92 x 73. Государственный Русский музей
Константин Коровин. Сирень. 1915. Холст на картоне, масло. 92 x 73. Государственный Русский музей

И ещё один знаменитый представитель Серебряного века, Николай Степанович Гумилёв (1886-1921) воспел «влажные сирени» в своем лирическом стихотворении:

Николай Гумилев
Из букета целого сиреней

Из букета целого сиреней
Мне досталась лишь одна сирень,
И всю ночь я думал об Елене,
А потом томился целый день.
Все казалось мне, что в белой пене
Исчезает милая земля,
Расцветают влажные сирени
За кормой большого корабля.
И за огненными небесами
Обо мне задумалась она,
Девушка с газельими глазами
Моего любимейшего сна.
Сердце прыгало, как детский мячик,
Я, как брату, верил кораблю,
Оттого, что мне нельзя иначе,
Оттого, что я её люблю.
1917


Ученик Константина Коровина и Валентина Серова, больше известный как хороший портретист,
Михаил Федорович Шемякин (1875-1944), редко писал натюрморты. И поэтому созданный в поздний период его творчества «Натюрморт с сиренью» очень динамичный. Написанная быстрым, экспрессивным импрессионистическим мазком эта работа подчеркивает мимолетность момента – словно художник спешит завершить картину пока не завяли цветы.

Михаил Шемякин. Натюрморт с сиренью. 1930-е. Холст, масло. 90 х 73. Музей русского импрессионизма, Москва
Михаил Шемякин. Натюрморт с сиренью. 1930-е. Холст, масло. 90 х 73. Музей русского импрессионизма, Москва

Вот и в произведении Льва Адольфовича Озерова (Лев Айзикович Гольдберг, 1914-1996) мы найдем эти быстро меняющиеся чувства, следующие за происходящими в природе событиями:

Лев Озеров
Сирень задыхается

Сирень задыхается. Небо набухло.
В утробе его разухабисто бухало.
Везде, как возмездье, гроза назревала,
И мир был подобен ущелью Дарьяла:
Навалы породы, и горы, и годы,
И в трещинах молний – загадка природы,
И груды сирени с веселою злостью
Вверху повторились, плывущие гроздья
Дымящихся туч загорались от молний.
И мир был начального часа безмолвней –
Ни слов, ни названий, ни определений,
Грозы бесновался разгневанный гений,
Сдвигая пространства, смещая понятья.
Ни благословенья ему, ни проклятья,
А – радость природы, разрядка и роздых –
На гроздьях сирени настоянный воздух.


«Цветок нельзя писать «так себе», простыми мазочками, его надо изучить и так же глубоко, как и все другое. Цветы – великие учителя художников: для того чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица. В цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах; и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными. Я ищу их, как музыкант играет гаммы...»
, – говорил Петр Петрович Кончаловский (1876-1956), «певец сирени», художник, чьим именем был назван один из самых красивых махровых сортов сирени.
Кончаловский в 1932 году купил в Калужской области у доктора Ивана Трояновского усадьбу Бугры. Ее прошлый хозяин увлекался садоводством, и в усадьбе уже росло больше десяти сортов сирени. И художник принялся с упоением изображать сирень на своих картинах. Он писал сирень в вазах, ведрах, корзинках, банках, бадьях, горшках и плетенках, за окном, на окне, на столе, на полу, на скамье и на стуле, на фоне печки, на фоне ставни и на подрамнике. Он создал более сорока натюрмортов с изображением сирени. Самая известная из его работ –
«Сирень в корзине («Героическая»)» – написана сразу после покупки усадьбы в 1933 году. Она поражает разнообразием красок – такое впечатление, что художник собрал в букет все имеющиеся в саду сорта сирени. Эта картина – радость и торжество жизни, недаром художник назвал её «Героическая».

Петр Кончаловский. Сирень в корзине («Героическая»). 1933. Холст, масло. 79 х 104. Государственная Третьяковская галерея
Петр Кончаловский. Сирень в корзине («Героическая»). 1933. Холст, масло. 79 х 104. Государственная Третьяковская галерея

В поэзии Игоря Северянина (Игорь Васильевич Лотарёв, 1887-1941) сирень занимает особое место, её цветы стали символом и радости, и красоты, и удовольствий, получаемых от жизни. Поэт посвятил сирени несколько десятков стихов. А в стихотворении «На земле в красоте» он, как и Петр Кончаловский, наслаждается тем местом (эстонским посёлком Тойла), где нашел покой и счастье:

Игорь Северянин
На земле в красоте

Восемь лет я живу в красоте
На величественной высоте.
Из окна виден синий залив.
В нем – луны золотой перелив.
И – цветущей волной деревень –
Заливает нас в мае сирень,
И тогда дачки все и дома –
Сплошь сиреневая кутерьма!
Оттого так душисты мечты –
Не сиреневые ли цветы?
Оттого в упоеньи душа,
Постоянно сиренью дыша...
А зимой – на полгода – снега,
Лыжи, валенки, санки, пурга.
Жарко топлена русская печь.
Книг классических четкая речь.
Нет здесь скуки, сводящей с ума:
Ведь со мною природа сама.
А сумевшие сблизиться с ней
Глубже делаются и ясней.
Нет, не тянет меня в города,
Где царит «золотая орда».
Ум бездушный, безумье души
Мне виднее из Божьей глуши.
Я со всеми в деревне знаком:
И с сапожником, и с рыбаком.
И кого не влекут кабаки,
Те к поэту идут рыбаки.
Скучно жить без газет мужичку:
Покурить мне дадут табачку,
Если нет у меня самого.
Если есть – я даю своего.
Без коня да и без колеса
Мы идем на озера в леса
Рыболовить, взяв хлеба в суму,
Возвращаясь в глубокую тьму.
И со мной постоянно она,
Кто ко мне, как природа, нежна,
Чей единственно-истинный ум
Шуму дрязг предпочел синий шум.
Я природой живу и дышу,
Вдохновенно и просто пишу.
Растворяясь душой в простоте,
Я живу на земле в красоте.
1925


Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944)
практически во всех своих картинах с интерьером изображал окна или двери, чтобы написать хоть небольшой кусочек пейзажа, объединяя свои любимые жанры. Вот и в работе «Натюрморт с сиренью» он пишет вазу с ветками сирени на фоне чудесного утреннего сада, в котором можно разглядеть цветущие кусты. Это одна из немногочисленных известных поздних картин, которая была написана художником в Польше в сложное для него время. При этом мы видим, что любовь к природе продолжает поддерживать в нем оптимизм.

Станислав Жуковский. Натюрморт с сиренью. 1936. Холст, масло. 80,5 х 80,5. Частное собрание
Станислав Жуковский. Натюрморт с сиренью. 1936. Холст, масло. 80,5 х 80,5. Частное собрание

Одно из самых красивых (и часто цитируемых) стихотворений, посвященных сирени, принадлежит Александру Александровичу Блоку (1880-1921). В нем переплелись сразу две любви поэта – к родной усадьбе Шахматово и к невесте Любови Менделеевой. Произведение вошло в первую книгу поэта «Стихи о Прекрасной Даме», а мелодичность стиха позволила композитору Вадиму Бибергану создать романс «Сирень», который звучит в художественном фильме Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья»:

Александр Блок
Запевающий сон, зацветающий цвет…

Запевающий сон, зацветающий цвет,
Исчезающий день, погасающий свет
Открывая окно, увидал я сирень.
Это было весной – в улетающий день.
Раздышались цветы – и на темный карниз
Передвинулись тени ликующих риз.
Задыхалась тоска, занималась душа,
Распахнул я окно, трепеща и дрожа.
И не помню – откуда дохнула в лицо,
Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.
1902


Ещё один натюрморт на фоне открытого окна и уже летнего пейзажа мы видим в произведении
Александра Михайловича Герасимова (1881-1963) «Полдень. Теплый дождь». Художник также, как и многие его сверстники, учился у Коровина и Серова и в молодости увлекался импрессионизмом, но уже в 1920-е годы начал писать в стиле соцреализма, став впоследствии «любимым художником Сталина», написав немало портретов вождя. А мы любуемся его прекрасной цветочной композицией.

Александр Герасимов. Полдень. Теплый дождь. 1939. Государственный Русский музей
Александр Герасимов. Полдень. Теплый дождь. 1939. Государственный Русский музей

И поддержит тему распахнутых окон очень красивое лирическое стихотворение Великого князя, внука императора Николая I, Константина Константиновича Романова (1858-1915), поэта, который печатал свои произведения под псевдонимом «К. Р.». На стихотворение «Растворил я окно» из цикла «На чужбине» Петром Ильичом Чайковским был написан романс:

Константин Романов
Растворил я окно

Растворил я окно – стало грустно
невмочь, –
Опустился пред ним на колени,
И в лицо мне пахнула весенняя ночь
Благовонным дыханьем сирени.
А вдали где-то чудно так пел соловей;
Я внимал ему с грустью глубокой
И с тоскою о родине вспомнил своей;
Об отчизне я вспомнил далекой,
Где родной соловей песнь родную поет
И, не зная земных огорчений,
Заливается целую ночь напролет
Над душистою веткой сирени.
1885, Мейнинген


Художник
Дмитрий Аркадьевич Налбандян (1906-1993), как и Герасимов, больше известен своими портретами вождей советского государства. Но есть и другая сторона его творчества – замечательные пейзажи и натюрморты. Его работу «Сирень в синей вазе» я «в живую» видела на прошедшей недавно персональной выставке художника в Московском музее современного искусства. Зал позволил рассмотреть этот довольно крупный натюрморт издалека, и надо сказать: он очень хорош.
Известно, что художник очень любил писать роскошные букеты сирени. И даже был такой случай, что он выпрашивал у скульптора Льва Кербеля подаренный тому на день рождения шикарный букет сирени. Именинник не отдал свой подарок, но организаторы праздника на следующий день прислали Налбандяну такой же букет. Художник был счастлив и написал ещё один натюрморт с сиренью.

Налбандян Дмитрий Аркадьевич. Сирень в синей вазе. 1979. Холст, масло. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Налбандян Дмитрий Аркадьевич. Сирень в синей вазе. 1979. Холст, масло. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»

Евгений Аронович Долматовский (1915-1994) строки про июньский день и запах сирени записал в свой фронтовой дневник в 1943 году под Курском. Тогда он и не думал о том, что через много лет они станут песней, а он допишет: «А я вот не был на войне, пришлось потом родиться…»:

Стихи: Евгений Долматовский
Музыка: Павел Аедоницкий
Сирень

А я вот не был на войне,
Пришлось потом родиться.
Но знаю, что у нас в семье
С войны письмо хранится.
Ещё, наверно, не женат
Тогда на нашей маме,
Писал отец, простой солдат,
Влюблёнными словами,
Писал отец, простой солдат,
Влюблёнными словами:
«Центральный фронт, июньский день,
Умытых листьев шорох,
И пахнет юная сирень
Сильней, чем старый порох.
Ты далеко, тебя здесь нет,
Но для тебя я снова
Собрал трепещущий букет,
Прохладный и лиловый,
Собрал трепещущий букет,
Прохладный и лиловый.
В снарядной гильзе он стоит
В землянке батальонной,
Холодным пламенем горит,
Как будто спирт зажжённый.
Придут усталые друзья,
Им тут светлее станет.
Любовь моя, сирень твоя,
Сияет и не вянет,
Любовь моя, сирень твоя,
Сияет и не вянет».
...А я вот не был на войне,
Пришлось потом родиться.
Но знаю, что у нас в семье
С войны письмо хранится.
И каждый год в июньский день
Та память – рядом с нами,
И мы с отцом несём сирень
В подарок нашей маме,
И мы с отцом несём сирень
В подарок нашей маме.


И в завершении ещё один усадебный пейзаж с сиренью. Его автор – превосходный советский художник-фронтовик
Борис Валентинович Щербаков (1916-1995). На фронте он писал портреты своих сослуживцев, а в мирные годы – чудесные пейзажи в стиле реализма. Начиная с 50-х годов художник много времени посвятил тому, чтобы осуществить свой грандиозный замысел – создать серию пейзажей, связанных с великими русскими писателями и поэтами, с теми местами, где они жили и творили. К этой серии относится и его работа «Ясная Поляна. Сирень цветет».

Борис Щербаков. Ясная Поляна. Сирень цветет. 1981. Государственный музей Л.Н. Толстого
Борис Щербаков. Ясная Поляна. Сирень цветет. 1981. Государственный музей Л.Н. Толстого

Вот и в знаменитой песне на слова Анатолия Владимировича Софронова (1911- 1990) «расцвела сирень-черемуха в саду», а значит скоро лето:

Стихи: Анатолий Софронов
Музыка: Юрий Милютин
Расцвела сирень-черемуха в саду

Расцвела сирень-черемуха в саду
На мое несчастье, на мою беду.
Я в саду хожу, хожу
Да на цветы гляжу, гляжу,
Но никак в цветах, в цветах
Я милой не найду.
Я милой не найду,
Ой, не найду!
Чтобы мне ее скорее отыскать,
Видно, все цветы придется оборвать.
Ой, не прячь сирень, сирень,
Да милой, милой в ясный день,
Не мешай мою любовь,
Любовь ты целовать.
Любовь ты целовать,
Ой, целовать.
Только я к цветку притронулся рукой,
Слышу голос я любимой, дорогой:
«Ты сирень оставь, оставь,
Да пусть она цветет в цвету,
Лучше мы в саду, в саду
Да скроемся с тобой.
Да скроемся с тобой,
Вдвоем с тобой».


Встречаем чудесное «сиреневое» цветение, ломаем её ветви на букеты (кусту это только на пользу), ищем заветные пять лепестков и уже предчувствуем лето.

С любовью, ваша Света В.

Приглашаю вас в свой Телеграм-канал. Если вы будете на него подписаны, то никогда не пропустите новые публикации

Моя прошлогодняя «сиреневая» подборка

Картины с цветущими деревьями вы можете посмотреть в статье