Найти тему

Один раз в год сады цветут. А на полотнах живописцев – вечно

В этом году в Москве очень рано распустились листья на деревьях, к 20-м числам апреля уже и зацвели сначала вишни, а потом и груши с яблонями.

А запах цветов черемухи трудно передать словами. Если только стихами:

Сергей Есенин
Сыплет черемуха снегом...

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.
Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
1910


Да, сады цветут только раз в год, но к счастью, каждый год. И во все времена этим чудесным событием вдохновлялись не только поэты, но и художники.

Позвольте представить вам сегодня несколько живописных полотен с изображением цветущего сада.

И начнем мы любоваться с картины Василия Перова (1833-1882) «Яблоня в цвету», написанной в далеком 1874 году. У художника, пишущего жанровые картины, редко можно встретить чистый пейзаж. Но, видимо, он не смог устоять перед красотой цветущего дерева и сделал яблоню главной героиней своей работы.

Василий Перов. Яблоня в цвету. 1874. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Василий Перов. Яблоня в цвету. 1874. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея


А вот про цветущую яблоню
Василия Максимова (1844-1911) точно известно из какого она сада. Художник был дружен с семьей Третьяковых и весной 1877 года он изобразил в своих этюдах сад в Лаврушинском переулке. Интересно, что картина «Сад при доме Третьяковых» изначально называлась «Китайская яблоня в цвету». Максимов преподнес свои пейзажи в дар Третьяковым с подписью: «Вере Николаевне на память о плохом пейзажисте. Когда получите другой более достойный Вас, тогда повесьте в детскую».

Василий Максимов. Сад при доме Третьяковых. 1877. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Василий Максимов. Сад при доме Третьяковых. 1877. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

А это одна из моих самых любимых картин. И её автор настоящий поэт русского пейзажа Исаак Левитан (1860-1900). Все весенние произведения живописца излучают светлую трогательную любовь к родной природе. И тема вечного её обновления отразилась в работе 1896 года «Цветущие яблони». Существует 6 картин и этюдов Левитана с таким названием. Одна из них хранится в Третьяковке.

Исаак Левитан. Цветущие яблони. 1896. Холст, масло, тушь, перо. Государственная Третьяковская галерея
Исаак Левитан. Цветущие яблони. 1896. Холст, масло, тушь, перо. Государственная Третьяковская галерея

Следующая прекрасная работа принадлежит кисти малоизвестного русского художника Виктора Павловича Батурина (1863-1938). Он много писал с натуры, и его пейзажи приобретались и для галереи Павла Третьякова, и для Зимнего дворца. На мой взгляд его «Яблони в цвету» 1899 года переполнены тем радостным чувством, которое возникает при пробуждении природы.

Виктор Батурин. Яблони в цвету (Цветущая яблоня). 1899. Самарский областной художественный музей
Виктор Батурин. Яблони в цвету (Цветущая яблоня). 1899. Самарский областной художественный музей

Для художника Виктора Борисова-Мусатова (1870-1905) характерны приглушенные тона, легкость и поэтичность. В своей живописной работе «Весна», созданной в 1898-1901 годах, к нежно цветущему саду он добавил романтичную фигуру девушки. Известно, что задумывалась картина в заброшенном старинном парке и символизировала прекрасную грезу художника. Композитор С. Н. Василенко называл работы живописца «красочными музыкальными поэмами».

Виктор Борисов-Мусатов. Весна. 1898—1901. Холст, масло. Государственный Русский музей
Виктор Борисов-Мусатов. Весна. 1898—1901. Холст, масло. Государственный Русский музей

Пейзажист Иосиф Крачковский (1854—1914) в 1890-е годы впервые приехал в Крым, чтобы писать картины на заказ для русских аристократов, владельцев имений в Массандре и Ливадии. Живописцу так понравилась южная природа, что он стал ездить каждую весну на юг: в Крым, Италию или Францию. Поэтому у него так много замечательных картин с изображением ярких красок цветущей весны. У художника была особая манера письма «по сырому», что позволяло сохранить яркость тонов. Вот и его пейзаж «Весеннее цветение» 1905 года яркий, жизнерадостный, наполненный солнечным светом.

Иосиф Крачковский. Весеннее цветение. 1905. Холст, масло. Частное собрание
Иосиф Крачковский. Весеннее цветение. 1905. Холст, масло. Частное собрание

А вот на картине Витольда Бялыницкого-Бирули (1872 -1957) ещё нет такого буйства красок. Его Крым только начинает расцветать. Надо отметить, что на творчество художника большое влияние оказало знакомство с Левитаном, у которого в мастерской он часто работал и благодаря которому увлекся пейзажем. Для живописи Бялыницкого-Бирули характерна любовь к полутонам, что мы можем наблюдать в его картине «Крым. Цветущий май», написанной в 1912 году. Художник считается продолжателем традиций русского реалистического пейзажа XIX века.

Витольд Бялыницкий-Бируля. Крым. Цветущий май. 1912 . Частное собрание
Витольд Бялыницкий-Бируля. Крым. Цветущий май. 1912 . Частное собрание

Пишите, понравились ли вам картины, чьё «весеннее цветение» вам больше по душе. Ставьте лайки 👍 (вам нетрудно, а мне приятно) и, если ещё не подписаны на мой канал, подписывайтесь. Буду рада и дальше делать для вас интересные подборки картин.