Чем замечательны прогулки? Казалось, идёшь по старому, знакомому и любимому маршруту, а находишь новое пространство, удивительное и запоминающееся.
Помнится, для любителей кофе, чая, свежей выпечки на Пятницкой была прекрасная возможность зайти в кофейню ZVON, в здании колокольни храма Усекновения головы Иоанна Предтечи под Бором на Пятницкой улице. Там такой уютный внутренний дворик! В тишине отдохнуть, почитать, поболтать наконец. Вот он самый центр, такое оно, тихое Черниговское подворье.
Я и зимой кофейню навестила. Правда, она уже стала магазином книжной продукции, видимо, во все времена сложно бывает договориться. Однако, прошло погода и вновь кофейня, но уже с иным названием "Перезвон". Зайдем, посидим в тиши садика, выпьем чудесного напитка. Мне показалось, что вкус кофе тоже переменился, вслед за названием кофейни, прежнее было вкуснее. Возможно, это только мои ощущения.
Сама колокольня чудо как хороша! Имеет три яруса и каждый украшен элементами разных ордеров: дорического, ионического и коринфского, а первый ярус еще и с вазонами.
Для тех, кто интересуется архитектурой, это прекрасная возможность убедиться, чем они отличаются. В стародавние времена в Москве первым начинала звон колокольня Ивана Великого, затем колокола Василия Блаженного, а третьей вступала колокольня храма Иоанна Предтечи.
Со стороны Черниговского переулка открыта фреска в память отсечения головы пророку и проповеднику Иоанну Предтече по приказу галилейского царя Ирода Антипы.
Как хорошо, что ее восстановили, закрепили и защитили покрытием. Это самая большая настенная внешняя фреска в Москве.
Добавлю, что проект кофейни организован Патриаршим Черниговским Подворьем. Конечно, это необычно. Мы же пройдем по Черниговскому переулку и выйдем на улицу Большая Ордынка.
Здесь, совсем недалеко, во дворе большого серого дома под номером 17, можно увидеть интересный памятник Анне Ахматовой. Почему здесь? А она любила подолгу жить у своих близких друзей писателя Виктора Ардова и актрисы Нины Ольшевской.
Широко известен факт знакомства поэтессы и итальянского художника Амадео Модильяни. Сколько длился роман и сколько рисунков подарил Амадео Анне, неизвестно, пишут о 16, а возможно и меньше. Но сохранился только один. Вот Владимир Суровцев и воплотил в бронзе этот рисунок. На памятнике нет надписей.
У А. Ахматовой дома, на стене, висел рисунок итальянского художника Амадео Модильяни, изображающий молодую Анну.
На прощанье художник просит хранить их, но они погибнут в пожаре и лишь один рисунок будет с Анной всю жизнь.
Из воспоминаний Зои Борисовны Томашевской: Бывая у Анны Андреевны, я глаз не могла оторвать от этого рисунка. Все называют его портретом. Мне же он казался памятником. Рисунком памятника. Каждый раз, когда Анна Андреевна видела, как я смотрю на рисунок, она неизменно произносила: «Юноша прекрасный как Божий день».
Кстати, свою внучку дедушка с бабушкой назовут в честь Ахматовой — Анной(Ардова).
Мы же пройдем дальше, к Храму иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» удивителен и с ним тоже нужно обязательно познакомиться. Что мы и сделаем сейчас.
Первое упоминание в середине 16 века, а в 1688 году состоялось прославление хранившейся здесь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», дарующей исцеление больным.
Архитектор Василий Баженов в конце XVIII века перестраивает храм, однако он погибает в огне пожара 1812 года. Восстанавливать берется другой знаменитый архитектор Осип Бове.
В 1930 году храм закрывается. Вот удача, здесь размещают запасники Третьяковской галереи. Поэтому и прекрасная сохранность храма.
Храм открывается одним из первых в Москве после восстановления патриаршества в 1948 году. И можно вновь увидеть его замечательные интерьеры, выполненные в западноевропейском стиле, чугунные полы возраста храма и подсвечники из взорванного храма Христа Спасителя.
Мы же с вами подойдем к современной иконе, посвященной поэтической дуэли Пушкина и митрополита Московского и Коломенского Филарета.
Вот строки, написанные Пушкиным в 1828 году в день своего рождения:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Митрополит Филарет ответил:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, —
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.
Ответ Филарета произвёл на Пушкина сильное впечатление и
творческий кризис у поэта был преодолен.
На сегодня наша небольшая прогулка закончена, попрощаемся, но обязательно вернемся и к московским улочкам- переулочкам и к А. С. Пушкину в следующих публикациях.
Спасибо за ваше внимательное прочтение, за комментарии, лайки! Не забывайте, обратная связь важна для мотивации автора в написании новых статей.