Найти тему
Обо всем по немногу

Бенчмаркинг. Основные понятия и процесс реализации

Оглавление

https://www.awaysomearticle.com/wp-content/uploads/2020/07/Basic-Fundamentals-of-Business-Benchmarking.jpg
https://www.awaysomearticle.com/wp-content/uploads/2020/07/Basic-Fundamentals-of-Business-Benchmarking.jpg

Теоретические аспекты и этапы становления бенчмаркинга.

1. Понятие и сущность бенчмаркинга

В современных условиях успешность работы организаций, принадлежащих к различным сферам деятельности и формам собственности зависит от правильного выбора и оптимального осуществления процессов оценки эффективности их функционирования и выработки мероприятий по ее дальнейшему совершенствованию. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос изучения, анализа и применения положительного опыта организаций, успешно функционирующих на рынке, что реализуется в рамках бенчмаркинга.

Впервые термин «бенчмаркинг» был введен в научный оборот в 1972 году в Институте стратегического планирования Кембриджа (США). В современных условиях под бенчмаркингом понимается процесс постоянного изучения и оценки товаров, услуг и опыта производства самых серьезных конкурентов либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своих областях.

Кроме того, необходимо отметить, что применение технология «бенчмаркинга» дает возможность организациям:

  • осуществить объективную оценку сильных и слабых (уязвимых) сторон на основе сравнения с ключевыми конкурентами, а также лучшей российской и международной практики;
  • выявить рыночные ниши приемлемые для производимой продукции;
  • подготовить определенный рыночный инструментарий с целью определения и поиска своих фактических и потенциальных конкурентов;
  • нахождения потенциальных партнеров по производственной кооперации и пр. [2].

В связи с этим бенчмаркингу принадлежит особое место в структуру современных методов повышения конкурентоспособности. В качестве основными преимуществ рассматриваемой технологии целесообразно выделить: творческий характер, использование достижений как конкурентов, так и компаний из неконкурентной среды; основой для анализа при этом служат не только показатели, но и функции, процессы, стратегии. Более детально рассматриваемые преимущества представлены в таблице 1.

Таблица 1

        Преимущества бенчмаркинга перед другими инструментами менеджмента
Преимущества бенчмаркинга перед другими инструментами менеджмента

Таким образом, теория и практика использования данного инструмента в наиболее развитых странах показывает высокую эффективность бенчмаркинга и возможность не только достичь результатов конкурентов, но и превзойти их.

2. Виды и модели бенчмаркинга

Рассматривая развитие стратегии бенчмаркинга, можно выделить два основополагающих типа бенчмаркинга. Первый представляет собой формализованный подход, основывающийся на партнерстве и являющийся самым известным и распространенным в литературе. Так, в бенчмаркинговом исследовании, основывающемся на партнерстве, информация о самой лучшей практике – результат формализованного, официального общения с одной компанией, которая является общепризнанным ориентиром в отрасли.

https://mediamass.club/upload/iblock/749/0049.jpg
https://mediamass.club/upload/iblock/749/0049.jpg

Второй подход к бенчмаркингу получил название «предварительный», или «ускоренный». Данный вид бенчмаркинга целесообразно применять в том случае, если формализованный подход, основанный на партнерстве, неприемлем. Он используется для получения информации о лучшей практике и ориентирах в отрасли, в том случае, когда ограниченное время или бюджет не дают возможности прибегнуть к «партнерскому» бенчмаркингу или, когда цель состоит в том, чтобы получить более широкую информацию о лучших примерах деятельности в отрасли одного или нескольких партнеров.

Однако определение модели бенчмаркинга на этом не ограничивается, так как поколения бенчмаркинга отражают развитие модели во времени. При этом каждое следующее поколение учитывает положительные моменты предыдущих моделей, что приводит к появлению различных качественных видов бенчмаркинга, среди которых можно выделить следующие: глобальный бенчмаркинг, функциональный бенчмаркинг, бенчмаркинг процесса, бенчмаркинг конкурентоспособности, внутренний бенчмаркинг, бенчмаркинг затрат, бенчмаркинг характеристики, бенчмаркинг клиента, бенчмаркинг стратегий [5, с.20-23].

Кроме того, классификацию бенчмаркинга целесообразно осуществить еще по нескольким основаниям, а именно:

  • масштабу (выделяют внутренний, внешний и глобальный бенчмаркинг);
  • предмету (бенчмаркинг показателей, функциональный, процессный и стратегический бенчмаркинг);
  • направление исследования (бенчмаркинг маркетинга, производственный, инновационный, логистический, кадровый, инвестиций);
  • субъект (прямой, консультативный бенчмаркинг);
  • периодичность (единовременный, систематический бенчмаркинг).

Указанные основания классификации и виды бенчмаркинга представлены на рисунке 1.

-4

Рисунок 1 Классификация бенчмаркинга

Таким образом, основываясь на анализе приведенных данных можно сделать следующие выводы:

  • В современных условиях успешность работы организаций, принадлежащих к различным сферам деятельности и формам собственности зависит от правильного выбора и оптимального осуществления процессов оценки эффективности их функционирования и выработки мероприятий по ее дальнейшему совершенствованию.
  • В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос изучения, анализа и применения положительного опыта организаций, успешно функционирующих на рынке, что реализуется в рамках бенчмаркинга.
  • Под бенчмаркингом понимается процесс постоянного изучения и оценки товаров, услуг и опыта производства самых серьезных конкурентов либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своих областях.
  • Бенчмаркинг является достаточно сложным и многогранным инструментом повышения конкурентоспособности и эффективности функционирования организаций, что обуславливает достаточно большое количество его видов и моделей реализации.

Методология реализации бенчмаркинга

Успешность использования бенчмаркинга во многом зависит от эффективности алгоритма и механизма его осуществления [4, с.45-62].

Так, реализация бенчмаркинга предполагает последовательную реализацию в хронологической последовательности ряда этапов, к которым относятся:

  • этап планирования, предполагает формирование целей и задач, - осуществление процесса выбора объекта и предмета изучения. Содержание данного этапа представлено на рисунке 2;
Рисунок 2 Содержание этапа планирования реализации бенчмаркинга предприятия
Рисунок 2 Содержание этапа планирования реализации бенчмаркинга предприятия
  • реализация бенчмаркинга, данный этап предполагает осуществление сбора и анализа данных, их адаптацию и синергирование в рамках определенной организации, разработку и внедрение конкретных мероприятий;
  • оценка эффективности выбранной стратегии и при необходимости внесение в нее изменений и дополнений.

В связи с этим в рамках организации работ по систематическому использованию технологий бенчмаркинга предлагается использовать модель, включающую в себя три стадии (планирование, реализация и оценка результатов), каждая из которых, свою очередь, состоит из ряда этапов [6, с.44-47]. Календарный график бенчмаркинга позволяет панировать сроки выполнения отдельных его этапов, что представлено на рисунке 3.

Рисунок 3 Календарный график реализации бенчмаркинга
Рисунок 3 Календарный график реализации бенчмаркинга

Таким образом, основываясь на анализе приведенных данных можно сделать следующие выводы: реализация бенчмаркинга предполагает последовательную реализацию в хронологической последовательности ряда этапов, к которым относятся: планирование, реализация, оценка результатов и при необходимости осуществление внесения определенных изменений и корректировок выбранной стратегии. Каждый этап имеет свое содержание и структуру, то есть состоит из определенных подпроцессов и процедур, отражающих основные цели и задачи актуальные на момент определенной стадии реализации бенчмаркинга.

Заключение

В современных условиях успешность работы организаций, принадлежащих к различным сферам деятельности и формам собственности зависит от правильного выбора и оптимального осуществления процессов оценки эффективности их функционирования и выработки мероприятий по ее дальнейшему совершенствованию. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос изучения, анализа и применения положительного опыта организаций, успешно функционирующих на рынке, что реализуется в рамках бенчмаркинга.

Под бенчмаркингом понимается процесс постоянного изучения и оценки товаров, услуг и опыта производства самых серьезных конкурентов либо тех компаний, которые являются признанными лидерами в своих областях. Данное обстоятельство обуславливает тот факт, что бенчмаркинг является достаточно сложным и многогранным инструментом повышения конкурентоспособности и эффективности функционирования организаций, что обуславливает достаточно большое количество его видов и моделей реализации.

Реализация бенчмаркинга предполагает последовательную реализацию в хронологической последовательности ряда этапов, к которым относятся: планирование, реализация, оценка результатов и при необходимости осуществление внесения определенных изменений и корректировок выбранной стратегии. Каждый этап имеет свое содержание и структуру, то есть состоит из определенных подпроцессов и процедур, отражающих основные цели и задачи актуальные на момент определенной стадии реализации бенчмаркинга.

Список литературы

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Проспект, 2016. - 320 с.

2. Иванова Е.А,, Разорвин И.В, Бенчмаркинг как эффективная маркетинговая технология сравнительного анализа эффективности // Вопросы управления. – [Электронный ресурс]. – URL: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2009/02/12/

3. Косьмин А.Д., Свинтицкий Н.В., Косьмина Е.А. Менеджмент. - М.: Академия, 2014. - 208 с.

4. Красильников Д.Г., Сивинцева О.В., Троицкая Е.А. Современные западные управленческие модели New Public Management и Good Governance // ARS ADMINISTRANDI. – 2014. – № 2. – С. 45-62.

5. Соколова, Е.В. Бенчмаркинг в инфраструктурных отраслях: анализ методологии и практики применения (на примере электроэнергетики) // Научные доклады № 1 (R)-2015. - СПб. : НИИ менеджмента СПбГУ, 2015. - 30 с.

6. Хайниш, С. В. Бенчмаркинг на предприятии как инструмент управления изменениями: моногр. - М.: Едиториал УРСС, 2012. - 144 c.