Найти тему
Обо всем по немногу

Понятие, принципы и особенности организации муниципальных органов управления

Местное самоуправление, являясь публичной властью местного сообщества, может ревизовать идею приближения власти к населению в силу знания местных условий хозяйствования и интересов населения[1]. В связи с этим эффективность реализации функций местного самоуправления напрямую влияет на качество жизни населения того или иного муниципального образования.

https://udprf.ru/sites/default/files/dsc04276_copy.jpg
https://udprf.ru/sites/default/files/dsc04276_copy.jpg

Муниципальное управление в качестве особой разновидности управленческой деятельности появилось в Российской Федерации относительно недавно. Данное обстоятельство обусловлено тем, что долгое время (период СССР) процессы управления реализовывались с двух позиций:

  • создание материальных благ и услуг (хозяйственное управление);
  • функционирование органов власти различных уровней (государственное управление).

В связи с этим под управлением, прежде всего, понималась организация производственных процессов и обеспечение стабильного функционирования различных государственных учреждений и организаций.

Управление местным развитием, как следствие, входило в компетенцию государственного (партийные, советские органы), либо хозяйственного (министерства, ведомства) управления.

Подобное понимание местного управления привело к тому, что управление муниципальным образованием как местом постоянного проживания людей и отдельной самодостаточной цели возникло в России лишь в конце XX века.

Таким образом, муниципальное управление формировалось в период демократизации общества и представляет собой принципиально новый тип управления. Данный вид управления представляет собой практическое, организующее и регулирующее воздействие местных органов власти на общественную жизнедеятельность населения муниципального образования в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, а также эффективного использования территориального потенциала[2].

Специфика муниципального управления определяется в том числе его идеологией, которая, в первую очередь основана на ценностных ориентирах, ресурсах, задачах и возможностях актуальных и имеющих большое значение для определенных локальных территорий, что определяет его объект, принципы и особенности организации.

Объектом муниципального управления является территория и происходящие на ней социально-экономические процессы.

Субъект муниципального управления имеет дуалистическую природу. Во-первых, он представляет собой население муниципального образования. Во-вторых, включает в себя органы местного самоуправления, действующие населения муниципального образования.

В связи с этим муниципальное управление базируется на ряде принципов, под которыми целесообразно понимать обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами[3]. Особое место среди принципов муниципального управления, на наш взгляд, занимают: принцип социальности; принцип самоуправления; принцип гласности; принцип самоуправления.

Необходимо отметить, что принципы муниципального управления обусловлены объективными закономерностями и сформировавшимися трендами развития местной власти, поэтому их неукоснительное соблюдение является залогом эффективности и преемственности работы структуры органов муниципального управления.

Таким образом, муниципальное управление есть деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов. В рамках данной работы под муниципальным управлением будет пониматься административная и экономическая деятельность местных органов власти, направленная на поддержание и развитие социальной и промышленной инфраструктуры города или другого поселения, а также управление учреждениями, которые находятся в собственности городской/поселковой общины (см. Рис. 1).

Рисунок 1. Система муниципального управления
Рисунок 1. Система муниципального управления

Данный вид деятельности должен реализовываться внутри муниципальных границ согласно принятому и базироваться на принятом органом законодательной власти Генеральном плане развития конкретной территории. В связи с этим особое значение приобретают функции, реализуемые в рамках муниципального управления.

[1] Юшина Е. Принципы муниципального управления в условиях социального государства // Проблемы теории и практики управления. – 2010. –№ 5. – С. 19

[2] Хайруллов Д.С., Давыдова Л.А. Формы и методы и методы муниципального управления социально-экономическим развитием территории муниципального образования // Вестник Казанского технологического университета. – Казань. – 2012. – №23. – С. 207

[3] Булах Е.В. Принципы местного самоуправления как основа муниципального строительства в современной России // Вологодские чтения. – 2007. – 62-1. – С. 46