Введение.
Чешская сокольская организация является четвертым по численности в Чешской Республике общественным объединением, в состав которого входит около 190 тыс. членов. Все они на добровольных началах занимаются спортом, ведут активный образ жизни, участвуют в мероприятиях сокольского движения, выступают в фольклорных ансамблях, играют в кукольных театрах.
С самого начала в основу движения была положена античная идея калокагатии, согласно которой человек должен быть красивым как в физическом, так и в нравственном планах. Основателем Сокола в 1862 г. в Праге стал известный чешский критик австрийского происхождения, историк искусств, профессор истории Карлова университета и Чешского технического университета Мирослав Тырш.
Несмотря на то, что это движение никогда не являлось политическим, оно сыграло в истории Чехии важную роль – являлось носителем и распространителем идей панславизма и чешского национализма. Члены сокольского объединения устраивали массовые мероприятия культурного и спортивного характера, которые они называли слетами, благодаря которым широко распространялась по стране чешская националистическая мифология. К концу XVIII в. гимнастика еще не определилась как специфическая форма физического воспитания, а включала все известные в то время элементы физического воспитания: ходьбу, бег, прыжки, плавание, метание, борьбу, фехтование, бег на коньках, игры. Идеи философов, педагогов и мыслителей – Яна Амоса Каменского, Джона Локка, Жан-Жака Руссо, Иоганна Генриха Песталоцци и других – послужили толчком для развития физического
воспитания в разных странах. И Руссо, и Песталоцци стремились к воспитанию гармонично развитых людей со всесторонним физическим развитием. Их взгляды были подхвачены в ряде западноевропейских стран различными педагогами, начинающими создавать свои системы физического воспитания. В конце XVIII в. разрозненные попытки отдельных педагогов и просветителей ввести в учебные заведения физическое воспитание для молодежи становятся государственной и общественной необходимостью. Это было вызвано в первую очередь перестройкой военной техники и тактики. Развитие национальных гимнастических движений сопровождалось устремлением отдельных наций к единству и созданию независимых государств. Национальная буржуазия преследовала свои цели: через создание гимнастических кружков и объединений формировать собственное гражданское мировоззрение, основанное на национальной независимости и единении разрозненных земель и княжеств. Это относилось к немцам, чехам, словенцам, полякам и другим народам. Особое место среди национальных гимнастических систем занимает сокольская гимнастическая система, потому что:
сокольское движение рассматривается как средство объединения чешского народа;
представляет собой воспитательную систему, направленную на формирования гармонически развитой личности;
является культурнической организацией;
способствует трансформации идей панславянизма
Возникновение сокольского движения в Чехии: причины, основные цели и организации.
Соколы – это спортивное движение, основанное в Праге в 1862 году Мирославом Тыршем, которое продолжает работать по настоящее время. Хотя официально движение является неполитическим, оно было важным носителем и распространителем идей чешского национализма и панславизма. Отличительной чертой сокольского движения было то, что с самого начала представителями общества велась культурно-просветительская работа среди широких масс чешского народа. До создания "Сокола" чешские крестьяне в подавляющем большинстве были неграмотными, но и те, кто имел возможность посещать школу обучались на чужом немецком языке. "Соколы" сыграли огромную роль в развитии грамотности и просвещения среди своего народа. Первые сокольни (места, где проводились занятия сокольской гимнастикой) имели библиотеки, школы ликвидации неграмотности, занимались издательской деятельностью, широко распространяли среди чешского народа книги на родном языке. В XIX в. Чехия входила в состав Австрийской Империи Габсбургов. Для того, чтобы выжить и сохранить свою национальную самобытность, славянскую культуру, Чехам удалось найти способ оставаться Славянами и не ассимилироваться в немецкой среде. К началу второй половины XIX в. Чехом из Праги Мирославом Тыршем была разработана теория национального сопротивления онемечиванию и космополитизму. Теория стала переходить в практическую плоскость, был создан «Союз соколов» в Праге. Он представлял собой отколовшееся чешское отделение от немецких гимнастических союзов (ДТФ). С самого начала «соколы» носили подчёркнуто национально-политический характер, рассматривая гимнастику лишь как основу для военно-политического воспитания Чехов в антигерманском духе. К концу 1862г М.Тыршем и его родственником И.Фигнером было создано около 60-ти сокольских общин, численность которых превышала 1200 членов.
История возникновения.
Изначально Сокол был образован как небольшой клуб, в котором проходили спортивные тренировки и лекции по идеологии чешского национализма. Среди широкого разнообразия видов спорта, соколы отдавали приоритет маршировке, тяжелой атлетике и фехтованию, но не только. Название объединению дал чешский педагог и политик Эмануэль Тоннер , спонсор объединения Йндржих Фюгнер предложил формальное обращение на «ты», а также использование звательных форм «брат» и «сестра».
Большой вклад в возникновение сокольского объединения внесли деятели чешской политики и культуры, среди которых были Эдуард и Юлий Грегровы , Йозеф Манес , Ян Неруда , Я. Е. Пуркине и др. Авторство принципов организации принадлежит Тыршу, который среди главных ценностей для соколов определил силу и мужество, активность и стойкость, любовь к свободе и родине, добровольную работу, братские отношения среди членов объединения. Мирослав Тырш также стал автором работы «Основы физкультуры» и девиза организации – «Крепимся!»
Популярность Сокола быстро разрослась по стране, и в него стали вступать жители Моравии и других областей. Изначально занятия проходили в арендованных залах. Интерес к организации был настолько велик, что люди приходили заниматься каждый день, кроме воскресения. Тренировки были очень разноплановые: простые дыхательные упражнения, прыжки, борьба. Потом были добавлены занятия по гребле, плаванию, стрельбе. Кроме спортивных занятий, устраивались слеты и массовые мероприятия. Каждый слет соколов планировался заранее, составлялась культурная программа. Обычно эти мероприятия были приурочены к какому-нибудь значимому событию в той или иной местности. Через 10 лет после образования Сокола в
Через 10 лет после образования Сокола в него уже входило 10 тыс. членов
Развитие сокольского движения.
Первая «соколовна» (база соколов) была построена в 1864 г. на средства спонсора движения Йиндржиха Фюгнера. Здесь, кстати, впервые к сокольскому движению присоединился и первый президент Чешской Республики Т.Г.Масарик. Австро-прусская война 1866 г. стала причиной проявления военного характера обучения соколов. Кроме того, члены объединения часто привлекались к поддержанию порядка во время массовых мероприятий.
В 1867 г. начался выпуск журнала «Сокол». В 1870-е гг. в развитии движения наблюдалась стагнация, количество членов упало до 7 812. Однако впоследствии ситуацию удалось изменить. В 1889 г. была основанаЧешская сокольская организация, а в 1895 – Союз чехословацкого сокольства. В 1908 г. появился Союз Славянского сокольства, что стало результатом распространения идей соколов в славянских странах, в том числе и в Российской империи.
Содержание сокольской системы гимнастики
Сокольская система гимнастики - это первая значительная славянская система физического воспитания, получившая название "Сокол" - использованный как символ свободы, мужества, независимости. В Чехии во главе этой организации встали люди редкой энергии и выдающихся нравственных качеств: основатель М. Тырш, занимавший должность руководителя общества в течении 20 лет, и первый председатель И.Фигнер, пожертвовавший все свое состояние на создание материальной базы "Сокола" и постройку первой Пражской сокольни. Выпускник Пражского университета М.Тырш будучи представителем буржуазной интеллигенции, стремился к объединению и сплочению чешского народа для участия в национально-освободительной борьбе с австрийскими завоевателями. В своей книге "Основы физической подготовки" он изложил оригинальную систему упражнений, основу которой составила немецкая гимнастика, усовершенствованная в 50-е и 60-е гг. ХIХ в. Шписсом. Эту систему М. Тырш дополнил элементами, заимствованными из разных видов европейской гимнастики, а также некоторыми видами атлетики. Все упражнения подразделялись на четыре основные группы. Первая группа - упражнения без снарядов : ходьба, бег, вольные упражнения, строевые упражнения, хороводы, танцы. Вторая группа - снарядовые упражнения: прыжки простые в длину, прыжки "атакой" в высоту, прыжки с шестом в глубину, упражнения на козле, столе в длину, коне в длину и ширину с ручками и без ручек, перекладине, брусьях, ходулях, лестнице, шведской стенке, канатах, шестах, шведской скамье, бревне, коньках, велосипеде. Упражнения со снарядами: упражнения в метаниях (копья, диска, молота, куба, ядра, мяча); упражнения с предметами (флажками, флагами, булавами, скакалками). Третья группа –
групповые упражнения: пирамиды, массовые гимнастические выступления, подвижные игры. Четвертая группа - боевые упражнения: фехтование, борьба, бокс, упражнения с сопротивлением. Урок сокольской гимнастики состоял из трех частей:
В первой (подготовительной) части выполнялись порядковые упражнения, общие вольные или упражнения с предметами (палкой, гантелями и др.).
Во второй (основной) части выполнялись упражнения на снарядах, прыжки, так называемые “разности”, боевые упражнения и др.
В третьей (заключительной) части обычно применялись ходьба, умеренный бег, игры. Шагом вперед явилось то, что в сокольской гимнастике обращалось внимание не на количество повторений, как это было в немецкой и шведской гимнастике, а на красоту их выполнения. Все движения, которые выглядели некрасиво, соколы исключали. Занятия проводились по такой схеме: сначала упражнения строевые, затем вольные движения, упражнения со снарядами и боевые, дальше шли упражнения на снарядах в подгруппах (обычно в трех со сменой снарядов), затем общие упражнения (пирамиды), наконец, опять строевые, после чего занятия заканчивались. Гимнастические упражнения стали соединяться в комбинации, было введено музыкальное сопровождение, красивые костюмы и специальная гимнастическая обувь. В целом система была направлена на регулярную и целенаправленную тренировку тела и рассматривалась ее автором в качестве средства физического и нравственного воспитания чешского народа, способствующего укреплению физических и нравственных сил и военной подготовки. Разрабатывая идейные основы сокольского движения, М.Тырш обратился к физической культуре Древней Греции.
Восхищение общеэллинскими празднествами привело М.Тырша к идее организации подобных физкультурных празднеств, которые могли способствовать сближению всех славянских народов. В 1868 г. в Праге им была предпринята попытка провести совместные публичные физкультурные выступления всех славянских сокольских обществ Австро-Венгрии. Однако она не увенчалась успехом т.к. власти отказались разрешить их проведение. Они состоялись лишь четырнадцать лет спустя. В сокольской печати того времени празднества были названы олимпиадой, однако официально эти гимнастические выступления вошли в историю как общесокольские слеты, на которых демонстрировались массовые вольные движения и проводились соревнования на различных гимнастических снарядах. В 1889г. чешские "соколы" принимали участие в съезде французских гимнастов в Париже, который был организован Пьером де Кубертеном. Следует отметить, что чешские "соколы" принимали активное участие в международных состязаниях, таких как состязания "Союза европейских гимнастических обществ". В 1911 г. они стали победителями этих состязаний, оставив позади всех представителей наций, входивших в число членов Европейского союза. В состязания, помимо гимнастических упражнений, входили и элементы легкой атлетики: толкание ядра, прыжки в высоту с шестом, бег на 100 м. Отличительной чертой сокольского движения было то, что с самого начала представителями общества велась культурно-просветительская работа среди широких масс чешского народа. До создания "Сокола" чешские крестьяне в подавляющем большинстве были неграмотными, но и те, кто имел возможность посещать школу обучались на чужом немецком языке. "Соколы" сыграли огромную роль в развитии грамотности и просвещения среди своего народа. Первые сокольни (места, где проводились занятия сокольской гимнастикой) имели библиотеки, школы ликвидации неграмотности, занимались издательской деятельностью, широко распространяли среди чешского народа книги на родном языке.
Сокольские организации в Российской империи. Первый Всеславянский сокольский слет в 1912г.
Спортивно-патриотическое общество "Сокол" появилось в 1863 году, прежде всего, в Чехии, а также в других славянских областях Австро-Венгрии. Создание этой организации по сути явилось актом самоорганизации чехов, словенцев, сербов и других перед угрозой онемечивания этих народов. Формой подобной самоорганизации была выбрана система нравственного и физического воспитания молодёжи. Основателем системы "Сокол" стал Мирослав Тырш. Он разработал основы сокольской подготовки. За короткое время по всей Чехии образовалось множество сокольских обществ, в которых общение велось исключительно на чешском языке, что для того времени было значительным прорывом. Идея общеславянской системы воспитания молодёжи быстро распространилась по славянским землям Австрии. Словенцы, создав в Любляне аналог чешского гимнастического общества, предложили единое название для всех подобных обществ. Они предложили назвать их "Сокол"; самим же чехам хотелось назвать организацию "Орёл".
Сокол - птица особая в традиционной славянской культуре. Сокол у славян - это не просто эпический образ, но конкретная степень воинской иерархии. В старину эти степени (кроме сокола, были ещё: витязь, воин, ратник и др.) имели более глубокий духовный смысл, нежели современные воинские чины и звания. Данная система воинских степеней была известна всем славянским племенам, точно так же, как и глаголица; слово "сокол" на всех славянских языках звучит одинаково.
Из южных провинций Австрии сокольское движение распространилось в Сербию, а затем - в Болгарию. После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. с этими идеями познакомился генерал Скобелев, который и по сей день почитается, как основатель сокольства в России. Офицерами русской армии
при помощи сокольской методики, были созданы на территории Болгарии повстанческие отряды; в одну ночь эти болгарские сокольские отряды ликвидировали турецкие гарнизоны в южной Болгарии.
Идея сокольства настолько вдохновила русских офицеров, что первое сокольское общество появилось в России в Санкт-Петербурге уже в 1878 году. Его создали офицеры-гвардейцы, участники Балканского похода. Вскоре сокольские общества стали появляться во многих городах России. Точно не известно, кто создал первое сокольское общество в Москве, но совершенно точно известно, что второе общество основал Владимир Александрович Гиляровский. Большую роль в распространении сокольской системы сыграли наставники из Чехии. Их было много, и они совершенно добровольно пропагандировали среди русских всеславянскую систему воспитания. Одной из главных основ этой системы была гимнастика Мирослава Тырша, особенность которой заключалась в использовании для своей защиты подручных средств, в частности, шеста, а также слаженные совместные действия сокольских отрядов. Можно вспомнить пионерские "пирамиды", которые легко и непринуждённо строились и рассыпались гимнастами. В основе этой пионерской гимнастики лежит сокольская система Тырша. После русско-японской войны сокольская гимнастика была положена в основу физического воспитания в русской армии и в средних учебных заведениях.
До 1907 года гимнастическим обществам, которые уже распространились в России, не разрешалось называться "сокольскими", так как Правительство не хотело осложнять отношения с Австро-Венгрией. После того, как главой правительства стал Пётр Аркадьевич Столыпин, русским гимнастическим обществам официально разрешили называться по имени своего всеславянского прародителя.
К этому времени сокольские общества были распространены в Чехии, Словении, Словакии, Боснии, Сербии, Болгарии, Галиции (тогда входившей в состав Австрии). Таким образом, весь славянский мир был охвачен единой системой спортивно-патриотического воспитания, которая имела общую организационную структуру, методику и символы. Ни до, ни после этого не существовало такого глубокого единения славянских народов. В 1912 году в Праге состоялся Всеславянский слёт сокольских организаций. Русскую делегацию (она насчитывала 3000 человек) проверял лично государь-император Николай II. Участники слёта единогласно выбрали в качестве общего знамени русский бело-сине-красный флаг, недвусмысленно заявив о стратегических целях "Сокола". Чешский народ восторженно приветствовал участников слёта, видя в них прообраз не только будущих чешских вооружённых сил, но и всеславянского войска. VI Всесокольский слет, который состоялся 28, 30 июня – 01 июля 1912 г., занимает особое место в истории развития сокольского движения. Во-первых, VI Всесокольский слет одновременно был I Всеславянским сокольским слетом; во-вторых, слет был приурочен 50-й годовщине основания сокольства; в третьих, он состоялся в преддверии Первой мировой войны. На слет прибыли, кроме «соколов» из Чехии, сербы, хорваты, болгары, македонцы, словенцы, боснийцы, украинцы, поляки, «соколы» из США, Российской империи, а также делегации из Франции, Англии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Германии в количестве 39857 человек. «Главные торжества происходили от 14-го по 18-е июня. На слетовом поле, громадное пространство которого окружено со всех сторон высокими трибунами, происходили с утра репетиции и состязания, а с 4 часов дня начинались публичные упражнения, собиравшие более 150.000 зрителей. Поразительный порядок царил на всем пространстве громадного слетища». Никитин Л. – представитель славянского движения, видный деятель распространения сокольской идеи в мире (1912)
«VI всесокольский слет был I-м всеславянским слетом, и одно это показывает, что слеты свое назначение выполняют блестяще. Слеты служат для сплочения сокольства между собою, для сближения его со своим народом и, наконец, со всем славянством» Буринская М. – активистка развития сокольского движения в Российской империи (1915) «Утром состоялось торжественное шествие строем со знаменами 35000 соколов через город на историческую площадь перед ратушей… Полумиллионная толпа заполняла улицы, поддерживая все время образцовый порядок. Сокола встречались восторженными приветствиями. Горячие овации выпали на долю Русских Соколов, шедших за французскими гимнастами, открывавшими шествие. За русскими соколами из России шли национально-русские дружины из Галиции, затем Болгары из болгарского царства, Болгары из Македонии в турецких фесках, Украинские соколы из Галиции, Хорваты и Сербы из всех земель, Словенцы, Словаки и чехи из Америки, далее нескончаемое шествие Чехов из Австрийских земель, а также из Берлина, Парижа, Лондона и других городов Европы».
Ленс И. – педагог, пропагандист сокольского движения в Российской империи (1913)
Заключение.
В XIX в. были заложены педагогические, методические и организационные основы буржуазного физического воспитания и спорта. Положительным во всех гимнастических системах было то, что в них обобщен опыт физического воспитания за многие столетия, сделана попытка систематизации и классификации физических упражнений, созданы новые снаряды и оборудование, которые применяются и в настоящее время. Благодаря привлекательности, форм работы с детьми, с женской и мужской молодежью, сокольское движение получило широкое распространение во многих странах мира. Мир обязан сокольству введением гимнастической терминологии, созданием правил судейства соревнований, широким использованием гимнастических снарядов и высоким гимнастическим мастерством. Сокольство стало одним из основ развития современной спортивной гимнастик
Список использованной литературы.
Гавличек В. Чехословацкий Сокол. Прага. 1948г
Домнин А.И. «Сокольство создаёт честных и стойких граждан… всегда готовых жертвовать собой на благо отечества» // Военно-исторический журнал. №7. М. 2007.
Ковальков В.П. Русским соколам 2001г
Смирнова Т.М. «Сокол Польский» в Петербурге. Зримая история. СПб.
2008г Чехия и Словакия в XX веке: очерки истории (отв. ред. В.В. Марьина)2005г