15,4K подписчиков

Удачные подводные лодки по доступной цене / История "Голландов" в Европе и не только

168 прочитали
В военном деле часто случается, что какой то конкретный тип вооружения оказывается настолько удачным (не обязательно самым лучшим, но именно удачным), что его стараются или воспроизводить для собственной армии или флота какая -либо страны, или закупать готовые образцы у производителя оружия. В военно-морском флоте также имеет место такие факты, достаточно вспомнить, например, распространение по миру пушек Гочкиса, Канэ, Армстронга, Круппа, торпед Уайтхэда, зениток Бофорса или Эрликона. Но подобное случалось и с целыми типами кораблей: "эсльсвикские" крейсера, которые строили для желающих в Англии, крейсера типа "Гарибальди", которыми торговали итальянцы или миноносцы Ярроу и Торникрофта предлагаемые всему миру на заре их взлета.

Нечто подобное можно увидеть и в деятельности Джона П.Голланда, создавшего достаточно удачный тип подводных лодок, которые под различными обозначением оказались в составе флотов Великобритании, США, России, Канады, Италии, и даже Финляндии, Чили и Голландии. Мы уже кратко рассмотрели историю лодок Голланда в составе флотов Голландии и Чили, подробно - в составе флота России / Советской России / СССР, предлагаем вспомнить судьбу этих субмарин и в других флотах. И начнем мы не с США или Великобритании - до них всегда время дойдет, а с Италии!

Как известно, к Первой Мировой войне Голланд создал несколько удачных проектов, один из которых, получивший потом обозначение Н, очень понравился Великобритании, организовавшей (по определенным причинам) их строительство не в США, а на территории Канады, своего доминиона. Такую "схему" диктовали существующие тогда порядки. Но этот ловкий ход не остался незамеченным в Европе.

Например, в 1915 году Италия вступила в Первую Мировую войну с значительным подводным флотом собственной постройки, но очень пестрым по «числу различных типов" подводных лодок, многие из которых построены только в 1-2 экземплярах. Срок строительства любой подводной лодки составлял не менее 2 лет, и в ходе войны существенно не изменился. Чтобы быстрее усилить современными кораблями свои подводные силы, Италия решила зака­зать лодки типа Н, получившие хорошие отзывы и репутацию удачного корабля, в США. Строить лодки согласилась «Электрик Боут», но по субконтракту передала исполнение заказа канадскому «Виккерсу», где шла сборка. Как вы понимаете, правительство Италии, как и Великобритании, пошло на такую комбинацию из-за опасений, что США могут интернировать лодки до окончания военных действий.

Накопив опыт, канадские кораблестроители быстро делали свое дело, и первые две "итальянские" лодки сошли на воду уже в 1916 году (16 октября). А все восемь кораблей были готовы в 1917 году, и с марта по октябрь они тремя группами пересекли своим ходом Атлантику. Это быи однокорпусные подводные лодки надводным водоизмещением 323/360 т (подводное - 466 т), с рабочей глубиной погружения 50 м.

Схема внешнего вида подводных лодок типа "Н" для ВМС Италии
Схема внешнего вида подводных лодок типа "Н" для ВМС Италии
Для справки: подводные лодки типа "Н": размерения 45,8х4,7х3,8 м; ГУЭ - двухвальная, два дизеля надводного хода, два ЭД подводного хода - 480/628 л.с., скорость хода - 12,5/8,5 узла; дальность плавания - 3300 (7)/120 (3,5) миль, экипаж - 27 человек; вооружение - 1х1-76-мм/30 пушка, 1х1-13,2-мм пулемет, 4-450-мм ТА (4 носовых), 6 торпед.

В итальянском флоте они получили обозначение Н-1 - Н-8, в основном, действовали в противолодочном варианте, дежуря у баз противника в Средиземном море. Такой же тактики придержива­лись англичане, и в определенной степени этим объясняется трагичес­кий инцидент 16 апреля 1918 года, когда в Адриатике итальянская Н-5 погибла от торпед однотипной англичанки Н-1. Это была единственная потеря итальянских "нелегальных" лодок в Первую Мировую войну.

Британские подводные лодки Н-1 и Н-2 в Сан Франциско, 1913 год
Британские подводные лодки Н-1 и Н-2 в Сан Франциско, 1913 год

Особенностью лодок итальянского флота было применение своих торпед калибра 17,7" (450 мм), а не 18" (457 мм), как в остальных вариантах. После окончания войны вооружение лодок усилили 76-мм зенитным орудием, но перде началом Второй мировой войны 76-мм пушку сняли.

Из оставшихся 7 субмарин, две были выведены из состава флота до начала Второй Мировой: Н-3 (10.04.1937 г.) и Н-7 (7.10.1930 г.), и новую Мировую войну встретили пять итальянских лодок: Н-1,Н-2, Н-4, Н-6, Н-8.

Подводная лодка Н-2 в Таранто, 1942 год
Подводная лодка Н-2 в Таранто, 1942 год

Теперь этим итальянским "голландам" предстояло воевать против своих английских «сестер». Итальянские лодки приняли участие в войне на Средиземном море они опять ходили в противолодочный дозор к базам неприятеля, но теперь не к австрийским, а английским, на Мальте. Походы были не длительными, но частыми, так Н-1 совершила их 25, Н-2 - 36, Н-4 - 32, Н-6 - 38, Н-8 - 33, и это только за период с июня 1940 по сентябрь 1943 годов. До перемирия Италия потеряла лодку Н-8, потопленную 05.06.43 года в Специи при налете авиации союзников. Впоследствии ее подняли и еще использовали как станцию зарядки аккумуляторов.

Подводную лодку Н-6 захватили немцы 14 сентября 1943 года при вторжении в Италию, до этого 8 сентября она была повреждена немецкой авиацией у Магдалены. Старую лодку немцы не стали ремонтировать и через год, сентября 1944 г. затопили в Бонифаччо.

Оставшиеся 3 лодки перешли к союзникам и до 1945 года служили целями для тренировки экипажей кораблей ПЛО. Оперировали они сначала с Мальты, а потом из Аугусты. Наиболее активно участвовала в этой деятельности лодка Н-1, совершившая 103 выхода для тренировки сил союзников и 7 для учений своего флота.

Н-2 наоборот больше взаимодействовала с собственным флотом - 42 выхода и всего 13 - для союзников. Н-4, видимо, была в наихудшем техническом состоянии и за этот период (с сентября 1943 года по май 1945 года) - ее активность ограничилась 4 переходами между базами собственного флота. Вскоре после войны в марте 1947 года все эти лодки исключены из боевого состава флота. Таким образом итальянские лодки, как и их старшие английские "нелегалки" служили ровно 30 лет. Из 8 одна трагически погибла в Первой Мировой войне, одна – во Второй и одна затоплена бывшими союзниками- немцами. Остальные отслужили свой срок. Какого-либо дальнейшего развития эти лодки в Италии не получили, итальянцы нашли свой конструктивный тип.

Но Италия в Первую мировую войну оказалась не единственной после "великих держав", которые заинтересовались продукцией Голланда и "Электрик Боут". Королевский Военно-морской флот Канады также выразил желание иметь подводные лодки типа Н в своем составе для усиления обороны с моря крупных горо­дов еще в 1915 году. Странно было бы не воспользоваться случаем, когда на территории страны иностранная компания строит подводные лодки по заказу иностранного флота!, )).

Ориентируясь на первую серию лодок, строившихся на канадской территории для Великобритании, канадцы высказали пожелание заказать в дополнение к 10 британским лодкам еще две, но из строившихся две оставить себе для обороны Галифакса. Британское Адмиралтейство увеличило количество лодок во второй серии на 2 единицы, но до окончании войны Канада их так и не получила. Только в июне 1919 года Н-14 и Н-15 были переданы Канаде в дар в рамках укрепления морской области Британского Содружества наций. Эти две подводные лодки получили наименование СН-14 и СН-15. Канадские СН служили очень недолго и до вывода их из состава флота в 1925 году ничем примечательным себя не зарекомендовали.

Британская подводная лодка Н-5
Британская подводная лодка Н-5
Для справки: Прибавление букв к начальной "Н" было характерно для практики тех лет. Так, фран­цузы и итальянцы для отличия лодок английских от однотипных итальян­ских во время Первой Мировой войны во всех документах именовали английские лодки - "НВ". Такое наименование встречается в ряде работ, посвященных действиям подводных лодок на Средиземном море.

Но получить подводную лодку типа "Н" (Холланд/Голланд) в годы Первой мировой можно было и "бесплатно", чем и воспользовалась Финляндия. Но тут ей "помогла" революционная ситуация в России.

После русской революции к Финляндии среди прочих территорий отошла бывшая русская военно-морская база Ханко (Гангэ, Гангэ-ууд, Гангут), Там в 1918 году были затоплены корабли 4-го отдельного дивизиона дивизии подлодок Балтийского флота - 4 лодки типа "АГ" (так назывались подводные лодки в русском флоте). В 1924 году финны подняли затопленные субмарины. Одна из лодок АГ-16 (ранее АГ-13) оказалась в таком хорошем состоянии, что ее решили восстановить и отбуксировали в Хельсинки, включив в состав финского флота (воз­можно - под названием «Голланд»).

Русская подводная лодка АГ-11 в Ревеле
Русская подводная лодка АГ-11 в Ревеле

Однако объем ремонта оказался большим, чем ожидалось, и лод­ку решили оставить на хранении, а приобрести готовую лодку в Вели­кобритании. Но после соглашения об ограничении морских вооруже­ний 1921 года Великобритания не согласилась продавать лодки Финлян­дии. Тогда снова возник вопрос о ремонте АГ-16. Но стоимость работ была очень велика, тем более, что двигатели перед затоплением под­рывались. К тому же, ни одна из фирм не бралась провести работы с гарантией восстановления полной мореходности подлодки. В 1924 году были начаты переговоры с Германией о конструировании новых лодок, поэтому вопрос потерял актуальность, но, тем не менее лодка до 1929 года числилась в составе флота, пережив многих исправных «сестер», после чего сда­на на слом.

Дивизион русских подводных лодок у борта плавбазы. АГ-16 (АГ-13)  самая дальняя от борта.
Дивизион русских подводных лодок у борта плавбазы. АГ-16 (АГ-13) самая дальняя от борта.

Причем ее не просто продали на металлолом, а разобрали с учас­тием специалистов, в основном - немецких для изучения опыта быв­шего противника в области подводного кораблестроения.

Вот так удачный проект получил свое признание в флотах различных стран, и не только в России/СССР, где успешно действовали на Черном море в годы Великой Отечественной. Но главное здесь то, что эти лодки получили прописку и там где их разработали - в США, и там где в них остро нуждались - в Великобритании. Но это другая история.