Выросшее поколение "снежинок" оказалось не таким уж плохим и вполне жизнеспособным))
Сюжет
Большая норвежская семья отправляется в путешествие в Италию, чтобы отметить 70-летие отца. К родителям присоединяются трое взрослых детей и внуки. На семейном торжестве как гром среди ясного неба звучит заявление родителей о желании развестись. С этого момента у всех всё пошло наперекосяк.
Впечатления
Это роман-анализ, поэтому сюжет пересказывать бесполезно. Немного о "расстановке сил":
- Лив - старшая дочь. Ей почти 40. Она замужем, двое детей сын 14 и дочь 4 лет.
- Эллен - средняя дочь. 38 лет. Живет с гражданским мужем, пытаются завести ребенка.
- Хокон - младший сын, 28 лет. Предпочитает свободные отношения с девушками, но, кажется, нашел "ту единственную".
Мы "выслушаем" всех трех детей, но не родителей и не их мужей/друзей/детей. Повествование идет от лица Лив, Эллен, Хокона по очереди. Мы видим взгляд на ситуацию каждого, их отношение к сестрам и братьям, к мужьям/девушкам.
Здесь и детская ревность, и "недостойные" взрослых мысли, и растерянность, и злость. В общем, вся гамма эмоций. Удивительно, но даже во взрослом, даже в среднем взрослом возрасте, люди испытывают такие сильные эмоции от развода родителей. Настолько сильные, что в их собственных отношениях и семьях все начинает разваливаться.
Про "снежинок"
Небольшое отступление. Сейчас все только и говорят о гуманистическом воспитании. Людей, воспитанных в прежней системе, просто коробит от него. Это можно понять, т.к. никто толком не понимает сути гуманистического воспитания)
Многим кажется, что это вседозволенность, из-за которой вырастают инфантильные, чрезмерно эмоциональные, эгоистические, не приспособленные к миру "снежинки". Этот уничижительный термин с радостью применяют к новому поколению с легкой руки Чака Паланика обычно к людям, рожденным в 90-х на Западе и в 2000-х у нас.
Герои Флатланд (сама она родилась в 1984) будут постарше, но очевидно, что их воспитывали как раз в любви и гуманизме. И вот было интересно почитать, какими же они выросли. Да, некоторые их мысли и претензии кажутся инфантильными. Но сами-то они имеют приличную работу и вполне традиционные свои семьи. Даже удивилась этому факту.
С другой стороны, Флатланд рассказывает о мыслях героев, которыми не делятся направо и налево. Например, такими, что и в 40 лет мы порой чувствуем себя детьми рядом с родителями. И когда они разводятся, может наступить крах того мира, который казался устойчивым. Тем более семья показана просто идеальная - родители любят детей и внуков, все собираются на праздники в большом доме, где они выросли, все идет своим чередом. И вдруг - как гром посреди ясного неба - они разводятся, продают дом, а им, на минуточку, 70! И чего ради, какие причины?
Вместе или врозь?
Здесь начинается еще одна линия этой книги - для чего люди вообще живут вместе много лет? Флатланд полагает, что исключительно ради детей, которые являются их общим "делом". Когда же дети "разлетаются из гнезда", родителей вместе уже ничего не держит. Иногда держит привычка, еще реже - любовь.
Это подтверждает и история средней дочери Эллен и меняющиеся взгляды сына Хокона. В Европе уже давно тенденция на жизнь поодиночке. Хорошо ли это? Что лучше - свобода и одиночество или привычка, но хотя бы есть с кем словом перекинуться. Стоит ли в пожилом возрасте выбирать свободу? Для чего? "Мама, тебе 70, какое будущее"? - еле удерживается, чтобы не сказать ей это в лицо, Лив.
В общем, вопросы поднимаются интересные. Один из моих любимых жанров, книга оставила приятное впечатление и дала пищу для размышлений.