Найти в Дзене
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗ ГРАНИЦ

УРА! ЭКЗАМЕНЫ!

Наталья Калинина – аспирант 2015г. (Медицинская психология), педагог-психолог, судебный эксперт
Наталья Калинина – аспирант 2015г. (Медицинская психология), педагог-психолог, судебный эксперт

Приближается «горячая» пора под названием экзамены. К этому событию готовятся школьники, студенты, магистранты, аспиранты и возможно другие счастливчики.

КАК СПРАВИТЬСЯ С ВОЛНЕНИЕМ

Следует заметить, что тематика обращений к психологу имеет некоторую сезонную направленность. Весной, как правило, учащаются случаи связанные с вопросами снижения уровня тревоги в момент экзамена. По этому поводу опубликовано огромное количество научного и ненаучного материала. Чаще всего встречаю рекомендации о том, как регулировать процесс дыхания или читать различного рода аффирмации. К слову сказать, если сохранять алгоритм названных процедур, то результат будет положительным.

ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕЛЬЮ

Казалось бы, странный вопрос, т.к. успешно сданный экзамен есть цель каждого школьника и студента. Но, речь в данном случае идет об индивидуальных особенностях человека, которые наиболее ярко прослеживаются на этапе подготовки к экзаменам. Условно, людей можно разделить на категории, имеющие направление интереса на процесс подготовки и тех, кто фокусирует свое внимание на предполагаемом результате.

Те, кому интересен процесс какой-либо деятельности работают, как правило, не спеша и их мысли направлены на происходящий момент, к тому же, неосознанно они стремятся задержаться на этапе подготовки с тревогой думая о завершении происходящей ситуации. При этом такие люди будут тщательно планировать свою деятельность, соблюдать каждый этап работы, серьезно прорабатывать изучаемый материал. Иными словами, это представители «глубокого» погружения в проблему, а соответственно их волнение, эмоциональные переживания протекают углубленно и более длительно.

Иной вариант поведения можно встретить у людей чье внимание направлено на результат. Представители данной категории, в основном, работают быстро, конструктивно подходя к каждому этапу подготовки. В данном случае человек не тратит время на эмоциональные всплески, а четко идет к поставленной цели рационально распределяя свои силы и время. При таком подходе есть возможность прийти к моменту экзамена в более хорошей эмоциональной и физической форме.

С ЧЕГО СЛЕДУЕТ НАЧАТЬ ПОДГОТОВКУ

Экзамены проводятся по нескольким предметам и не каждый из них является «любимым». Соответственно, наибольшее количество времени потребуется уделить более сложным экзаменам, по которым есть пробелы в знаниях. Даже если такой экзамен по расписанию определен самым последним подготовку к нему лучше начинать заранее и продолжать просматривать материал и в дни, отведенные на подготовку другим учебным предметам.

ВАРИАНТЫ ПОДГОТОВКИ

Ученые определяют следующие типы мышления: предметно – действенное, абстрактно-символическое; словесно-логическое; наглядно-образное; креативность. Необходимо заметить, что все названные типы мышления в той или иной степени присутствуют в арсенале каждого человека. Однако, имеется преобладающий тип. Если вы о нем знаете, то это поможет при подготовке.

Так, например, предметно-действенный тип мышления характеризуется практической направленностью усвоения, т.е. все сложные моменты лучше всего провести на практике.

Представителю абстрактно-символического типа на помощь придет систематизация учебного материала в формате таблиц, формул, различных знаков и т.д.

Люди, обладающие хорошо развитым словесно-логическим типом мышления все «превращают» в фразы, текст объясняющий необходимый научный материал, т.к. именно текст им проще понять и запомнить.

Хорошо развитое наглядно-образное мышление предполагает мысленную визуализацию информации, требующую усвоения и запоминания.

Креативность мышления объединяет все выше названные типы и позволяет успешно усваивать и фиксировать информацию.

Если вы не знаете какой тип мышления преобладает у вас, то можно обратиться к психологу и пройти соответствующую диагностическую процедуру.

КАКОВЫ ЖЕ ВАШИ ОЖИДАНИЯ?

Для того, чтобы человек мог справиться с эмоциональным волнением ему необходимо иметь навык саморегуляции поведения позволяющий прийти к самоконтролю над своими чувствами и эмоциями. Овладеть таким навыком не просто и это требует достаточно длительной тренировки. Поэтому подобное обучение следует начинать как можно раньше, например, в начале учебного года, т.к. знать алгоритм действий недостаточно необходимо выйти на уровень автоматизации полученного навыка.

В данном вопросе также хорошо помогает устойчивая мотивация к достижению поставленной цели, например, поступить в ВУЗ на бюджетную форму обучения по выбранной специальности.

Также, можно изменить фокус вашего внимания. Ура! Экзамены! Думайте об этом мероприятии с положительной точки зрения, ведь пройдя это испытание вы получаете возможность выйти на новый уровень вашей жизни о котором вы давно думаете или даже мечтаете. Опирайтесь на предстоящий результат и ваши мысли получат позитивное направление.

Счастья и благополучия вам мои читатели. С благодарностью приму ваши комментарии. Приглашаю Вас подписаться на мой канал «Психология без границ», где мы сможем легко и откровенно обсуждать серьезные вопросы.