Прочитав такой заголовок, возможно, кто-то из вас удивился – ну как обучение навыкам общения может быть вредно? А те, кто со мной знакомы, могли удивиться еще больше – ведь я не только психолог, но еще и бизнес-тренер с 17-летним опытом проведения… тренингов общения. Да, да, да, именно этим я занималась свои последние 17 лет – персонал компаний обучала деловому общению, работе с конфликтными клиентами; руководителей обучала руководить, продавцов – продавать; всех желающих обучала уверенному общению, умению распознавать манипуляции и им противостоять, ассертивности (ассертивность – это способность твердо отстаивать свои интересы). И все эти тренинги направлены на развитие навыков общения (но не только).
И тут такой заголовок… какой вред может принести обучение навыкам общения.… «Кликбейт, не иначе» - можете подумать вы... И да, и нет. При определенных условиях обучение навыкам общения правда может быть вредно. Давайте разбираться.
Чему учат не правильные тренинги, статьи, посты, книги, посвященные развитию навыков общения – они учат «правильно» разговаривать с людьми, достигать своих целей в общении, противостоянию манипуляциям и агрессии, бесконфликтному общению. Чем же могут быть вредны эти навыки? Эти навыки – ничем, от навыков только польза. Вред может быть от того, что, фокусируясь на навыках общения, человек, органичным образом, учится держать фокус своего внимания на другом человеке.
И это может стать огромной проблемой в случае, если до этого, или параллельно с этим, человек не учится держать фокус внимания на себе. Один из самых главных навыков, необходимых для психического здоровья – уметь держать фокус внимания на себе, на своих эмоциях, потребностях, желаниях и не желаниях, для того, чтобы своевременно позаботиться о себе, дать себе поддержку.
Для тех, кто знаком с психологической моделью IFS (IFS - аббревиатура от Internal Family Systems, в переводе «Внутренние семейные системы»), это будет звучать так: держать фокус внимания на своих внутренних частях, на их чувствах, реакциях, взаимодействии, потребностях. Чтобы вовремя позаботиться о своих частях, дать им любовь и поддержку.
Давайте рассмотрим это на примере.
Есть человек, назовем его Андрей. Этот человек Андрей, по какой-то причине, испытывает большую душевную боль. И у него есть подруга, назовем ее Наташа. Наташа милая, отзывчивая девушка, и Андрею это нравится. Он знает, что Наташа всегда поддержит, всегда приободрит. И Андрей подсознательно душой тянется к Наташе, ведь рядом с ней его боль затихает.
И вот в какой-то момент, Андрей назначает Наташе встречу, и, как он уже привык, начинает выражать ей свою боль, подсознательно ожидая, что Наташа своим вниманием, своим добрым словом, ее смягчит, уменьшит. Но в этот день Наташа сама «не в ресурсе», у нее нет эмоциональных сил, чтобы помочь Андрею, поддержать его. У нее эмоциональные силы есть только на саму себя, на поддержание своего состояния. Андрей, не получая ожидаемого, начинает требовать от Натальи к себе внимания, и возможно даже он использует для этого правильные слова, но он разочарован, раздражен. Он не может дать поддержку себе сам, поэтому вынужден требовать ее у других. Как результат, происходит ссора, отношения друзей портятся.
Давайте посмотрим, как могло бы быть по-другому.
Андрей испытывает душевную боль, если он IFS-подкован, он понимает, что, вероятней всего, эта боль – это боль его внутренней детской части, которая была травмирована в детстве, и сейчас, под воздействием какого-то триггера, дает о себе знать. И тогда он дает этой своей части тепло, сострадание, и то, что ей сейчас нужно. Возможно, он хочет встретиться с Натальей, потому что ему с ней легко и радостно. И это хорошо, это нормально, когда человек обращается за помощью к человеку. Они встречаются, Андрей выражает ей свою боль, ожидая, что общение с Натальей ее смягчит. Но в этот день Наташа сама «не в ресурсе», у нее нет эмоциональных сил, чтобы помочь Андрею. Он это видит, и уважает. Он привык с состраданием и нежностью относится к своим внутренним частям, уважать их боль. И поэтому ему легко уважать ограничения и боль другого человека. Он не настаивает на том, чтобы Наталья его поддержала, воспринимая ситуацию такой, какая она есть. Возможно, он дальше продолжит прогулку с Натальей, а возможно решит другим способом позаботиться о себе.
Поэтому, до, или вместе с навыками общения, очень важно учится навыкам любви к себе, навыкам заботы о себе, умению держать фокус внимания, прежде всего, на себе. И тогда, обучаясь навыкам общения, о которых, конечно же, я тоже буду писать, вы органически научитесь держать фокус внимания и на себе, и на разговоре. Можно сказать, что до того, как осваивать навыки общения с другими, важно освоить навык общения с собой.
Если Вас заинтересовала IFS-модель, вот в этой статье я пишу о ней подробнее: IFS – терапия любовью к себе.
Кроме Дзен-канала, я также веду и Телеграм-канал @ifs_terapevtka, в котором, помимо статей, размещаю полезные заметки и целительные IFS-медитации.
Если вы стремитесь жить в любви с собой - добро пожаловать на мои каналы❤️.