Это один из самых атмосферных и стильных особняков Москвы в стиле европейского модерна начала прошлого века хранит в себе немало тайн и секретов. Тут жил и работал писатель Максим Горький, к которому часто захаживал вождь народов Иосиф Сталин.
Особняк Рябушинского — это городская усадьба, которая была построена в стиле раннего модерна по проекту архитектора Фёдора Шехтеля для успешного предпринимателя Степана Рябушинского. Строительство особняка проходило в период с 1900 по 1903 годы. Особняк Рябушинского является одним из наиболее ярких примеров раннего модерна в русской неоархитектуре. С 1965 года здание служит музеем-квартирой советского писателя Максима Горького.
Строительство городской усадьбы Степана Рябушинского в центре исторической Москвы началось летом 1900 года. Владелец хотел, чтобы на территории усадьбы, помимо особняка, были расположены хозяйственные постройки - прачечная, дворницкая, кладовая и конюшня. За реализацию проекта Рябушинский взялся вместе с архитектором Фёдором Шехтелем, чьи необычные творения произвели на него большое впечатление.
Территория будущей усадьбы выходила на Малую Никитскую улицу, но заказчик хотел, чтобы главный корпус располагался в глубине участка. Шехтель вывел на красную линию только парадное крыльцо, а дом окружил садом. Это создало воздушное пространство между улицей и особняком, визуально отодвинув здание вглубь.
Строительство завершилось в 1903 году, и вскоре семья Рябушинских поселилась в усадьбе. На втором этаже владелец разместил свою коллекцию икон, считавшуюся самой большой в России. Он увлекался археологией и посвящал много времени исследованию и реставрации дониконовской иконописи.
Кто такой Рябушинский? Павел Павлович Рябушинский — российский купец, успешный предприниматель, банкир, старообрядец, представитель известной русской династии Рябушинских.
Родился в Москве в 1871 году. Павел был старшим из восьми сыновей богатого купца, представителем третьего поколения известнейшей русской купеческой династии, основанной выходцем из крестьян Михаилом Яковлевичем Рябушинским. Мать П. П. Рябушинского, Александра Степановна, была дочерью известного миллионера, хлеботорговца С.Т. Овсянникова, получившего широкую известность после того как в 1874 году был приговорен к лишению свободы за поджог предприятия конкурента. С золотой медалью окончил Московскую практическую академию коммерческих наук. На Руси в богатых купеческих семьях практиковалось многожёнство и очень были популярны громкие разводы и раздел совместного бизнеса, наследственные дела и тяжбы. В конце 1890-х сошелся с разведенной Е. Г. Мазуриной, с которой в 1901 году вступил в брак, хотя его первая жена не была разведена. В 1899 году после смерти отца, Павла Михайловича, каждый из братьев получил по 400 тысяч рублей. Братья Рябушинские всю дальнейшую жизнь вели совместный бизнес. Павел был главой семейного клана. В 1893 году женился на А. И. Бутиковой, в 1896 году у них родился сын Павел. Но в конце 1890-х сошёлся с Е. Г. Мазуриной и развёлся с первой женой. В 1901 году они поженились. Во втором браке было двое детей: Анна и Сергей (умер в детстве).
Но вернёмся к особняку Павла Рябушинского. В 1904 году знатный купец Рябушинский превратил галерею третьего этажа особняка в реставрационную мастерскую и пригласил для работы известных московских реставраторов Тюлиных.
Реставраторы восстановили древнерусские иконы из его коллекции, такие как «Архангел Михаил», «Одигитрия» и «Митрополит Пётр». Несколько десятков икон из коллекции Рябушинского сейчас хранятся в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Архитектурный стиль особняка Рябушинского создавался под модным на тот период времени влиянием европейского модерна, в первую очередь Йозефа Ольбриха. Стиль последнего стал источником вдохновения для многочисленных композиционных и стилистических решений данного особняка.
Модерн, помимо стилистических и декоративных изменений, ввёл в моду новый тип центрических планировок, где композиционный центр выделялся, а остальные элементы подчинялись ему. Это прослеживается в особняке Рябушинского, где главный элемент – парадная лестница – является композиционным центром, вокруг которого формируются другие объёмы.
Прошлое Шехтеля, работавшего декоратором в театре Михаила Лентовского, нашло отражение в оформлении здания. В особняке Рябушинского стремление к театральным аллюзиям угадывается в особенностях уникальной планировки.
Окна особняка отличаются друг от друга по размеру, форме и декору, который перекликается с узором решёток на лоджиях. Оконные решётки напоминают вьющиеся ветви деревьев, а решётка на балконе похожа на рыбью чешую.
Спираль — это авторская особенность орнаментики Шехтеля. В особняке, помимо растительных узоров, можно увидеть глаза сов на балконах, выполненные из спиралей. Верхняя часть здания украшена широким мозаичным фризом с изображением орхидей, который проходит по периметру.
Окна и их обрамление, фриз и карниз намеренно увеличены Шехтелем, чтобы создать гиперболизированный эффект и выделить здание на фоне других. Хотя на первый взгляд все оконные проёмы кажутся одинаковыми, на самом деле они последовательно уменьшаются, делая постройку более высокой.
Проект Шехтеля был не только архитектурным новаторством, но и отличался технической оснащённостью. Например, он создал систему кондиционирования помещений, которая была близка к современной - воздух циркулировал по зданию через камины и выходил через решётку у подножия лестницы. Кухня, находившаяся в подвальном помещении, соединялась со столовой лифтом, что позволяло мгновенно доставлять блюда к столу.
Особняк оформлен в стиле, соответствующем древним представлениям о трёхчастном устройстве бытия. Первый этаж олицетворяет подводный мир, второй — воздушный, а третий — горный. Парадная лестница символизирует бесконечное движение и переход воды в воздух. Цветовое оформление в серо-зелёных тонах и игра света создают атмосферу подводной жизни. В этом особняке воплощены все стихии от огня до воды.
Художественное оформление особняка отличается эстетической и символической наполненностью и лаконичностью. Мельчайшие элементы декора - дверные ручки в форме морских коньков, паркет, напоминающий морские волны, светильник-медуза на гребне лестницы, потолок с лепниной, имитирующей заросший водоём.
Второй этаж символизирует земной мир и наполнен аллегориями противостояния добра и зла. Это отражает колонна, проходящая сквозь первый и второй этажи и украшенная лилиями и саламандрами.
На третьем этаже находилась моленная, спрятанная от посторонних глаз. Она символизировала путь аскезы и восхождение от земного мира к небесному в соответствии с христианской доктриной, а её тайное положение объяснялось нелегальным статусом на момент завершения отделочных работ, поскольку Рябушинские были старообрядцами. Комната была выполнена в стиле раннехристианских храмов и не включалась в страховые описи впоследствии из-за аскетичного отношения старообрядцев к религии.
Самой большой комнатой особняка была гостиная с камином из каррарского мрамора с изображением полуобнажённой женщины-бабочки. Витражная картина в прихожей меняла цвет в зависимости от позиции смотрящего, подчёркивая символическую концепцию декора дома — единение человека с природой. Кабинет с мотивом лаврового дерева был обильно декорирован в стиле успеха и победы, а после революции большая часть мебели была утрачена. Сохранился лишь один оригинальный предмет — небольшой шкаф над камином.
Но вернемся к истории семьи Рябушинских...
После революции 1917 году семья Рябушинских уехала в Италию, а их особняк перешёл в собственность городских властей. В разные годы в усадьбе располагались отдел виз и паспортов Народного комиссариата иностранных дел (1917–1919 годы) и Госиздат (1919–1921 годы).
Планировка дома и сохранившаяся мебель не подходили для полноценного функционирования этих организаций. Через несколько месяцев после переезда, заместитель наркома иностранных дел Лев Карахан потребовал «предоставить для архива в особняк Рябушинского необходимые шкафы и прочие принадлежности».
В 1921 году здание отдали в ведомство Русского психоаналитического общества, возглавляемого профессором Иваном Ермаковым. Здесь начал свою исследовательскую деятельность выдающийся советский психолог Александр Лурия.
Александр Лурия оставил восторженные воспоминания о работе в необычном здании:
Я стал — в возрасте двадцати одного года — ученым секретарем Русского психоаналитического общества, председателем которого был профессор Ермаков... Нам дали прекрасный дом — особняк Рябушинского. Я получил великолепный кабинет, оклеенный щелковыми обоями, и страшно торжественно заседал в нем, устраивая раз в две недели заседания психоаналитиков. На первом этаже особняка помещалось наше психоаналитическое общество, а на втором — психоаналитический детский сад. Большого воспитательного эффекта работа наша не дала, но возможность заниматься интереснейшими проблемами науки в идеальных условиях мы на какое-то время получили.
В 1921 году в особняке на Малой Никитской улице разместился детский сад «Международная солидарность», который стал экспериментальной площадкой для внедрения нового метода воспитания. Этот детский сад, известный как Детский дом-лаборатория, был создан при поддержке Льва Троцкого и Надежды Аллилуевой.
Заведующей детским садом была назначена Вера Шмидт, известная партийная деятельница и педагог. Её задачей было применение метода детской психоаналитической педагогики для формирования новой социалистической личности, свободной от классовых и гендерных предрассудков.
В детский сад принимали детей из разных семей. Половина из них были детьми большевистской элиты, включая детей Якова Свердлова и Тимура Фрунзе, а также младшего сына Иосифа Сталина — Василия. Вторую половину составляли сироты. При наборе в группы не учитывался пол ребёнка, а воспитатели призывали детей не скрывать свои сексуальные эмоции. «Никаких стеснений и никаких обязательств!» — писала Вера Шмидт в своём дневнике о своём методе.
Особняк на Малой Никитской был выбран неслучайно. Его фантастические и глубоко аллегоричные интерьеры нашли новую интерпретацию, связанную с бессознательным и духовной эволюцией личности.
Однако враждебное отношение Владимира Ленина к психоанализу как буржуазному учению, выраженное в документах Клары Цеткин после его смерти, а также сомнения в эффективности эксперимента привели к закрытию детского сада в 1925 году. Позднее особняк занял Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС).
В 1931 году усадьбу предоставили для проживания писателю Максиму Горькому и его семье, которые вернулись из Италии. До революции и отъезда из России Горький высказывался о доме пренебрежительно, называя его «нелепым».
В 1931 году писатель принял окончательное решение вернуться в Москву. Узнав о предполагаемом месте своего проживания, он попросил своего секретаря Петра Крючкова отложить вопрос о поселении до его личного приезда.
Но я совершенно точно знаю, что моё поселение во дворце или храме произведёт справедливо отвратительное впечатление на людей, которые, адски работая, обитают в сараях.
После переезда Максим Горький не изменил своего мнения об особняке. В письме французскому писателю Ромену Роллану он использовал тот же эпитет — «нелепый дом, но работать можно».
Именно в этом особняке в начале 1932 года состоялась историческая для советской литературы встреча Горького и Сталина с писателем Михаилом Шолоховым. На этой встрече решалась судьба третьего тома «Тихого Дона» и романа «Поднятая целина». Оба произведения были разрешены к публикации.
В октябре того же года Сталин и Горький провели две ночные встречи с советскими писателями. Помимо известных литераторов, таких как Михаил Шолохов, Корней Чуковский, Самуил Маршак и Михаил Пришвин, на встречах присутствовали члены политбюро.
Драматург Леонид Леонов вспоминает эти встречи следующим образом:
Встречался я со Сталиным, встречался… не раз… Картина есть у художника Яр-Кравченко, она сохранилась в литературном музее: в Рябушинском особняке, у Горького, Политбюро со Сталиным, и мы, писатели, человек пятнадцать. Там Горький и Сталин за столом, и Маленков, Молотов, Андреев, все сидят, а на первом месте кресло, а в кресле я сижу, молодой, приятный. Было дело… Это были страшные времена. И Ягода тоже был с нами, главный шеф Леопольда Авербаха, председателя РАППа… страшный человек был, такой бледный, маленького роста...
На этой встрече и был введен термин «социалистический реализм» как идеологическая платформа советского искусства. Литературовед Корнелий Зелинский приводит комментарий Сталина:
Художник прежде всего должен правдиво показать жизнь. А если он правдиво будет показывать нашу жизнь, то в ней он не может не заметить, не показать того, что ведет ее к социализму. Это и будет социалистическое искусство. Это и будет социалистический реализм.
Тогда же на этой исторической встрече со Сталиным нашли поддержку идеи организации первого Съезда оветских писателей и строительства в Москве литературного института, который предложили назвать в честь Горького. Сейчас это действующий Литературный институт имени Горького.
Особняк, в котором жил писатель Горький, находился под пристальным наблюдением сотрудников ОГПУ при СНК СССР — специальный орган государственной безопасности СССР. Оно и понятно, ведь идеологическая машина советских писателей в лице Горького, нуждалась в пристальном наблюдении и охране.
Во время реставрационных работ в 1970-х годах в одной из стен нашли подслушивающее устройство. Историки предполагают, что нежелание Сталина поселить Горького в скромном месте было вызвано невозможностью незаметно наблюдать за ним на меньшей площади - в данном особняке. Сталин хотел знать всё.
И тем не менее, Максим Горький инициировал некоторые изменения в интерьере дома - гостиная Рябушинских была преобразована в библиотеку, а два кабинета на первом этаже переделали под спальню. Монументальный камин убрали из гостиной, он исчез. На его месте Горький расположил коллекцию декоративных статуэток из слоновой кости.
Во время Великой Отечественной войны некоторые служебные постройки усадьбы были переоборудованы под жилые помещения. В одной из них с 1942 по 1945 год жил писатель Алексей Толстой. Такой исторический факт, после писателя Горького тут жил писатель Толстой.
После смерти Максима Горького в особняке осталась проживать его невестка - Надежда Пешкова. Пешков - настоящая фамилия Максима Горького - Алексей Максимович Пешков. Невестка Надежда Пешкова внесла значительный вклад в создание музея великого советского писателя. Официальное открытие музея Горького состоялось 28 мая 1965 года.
Новый музей стал продолжением литературного музея Горького на Поварской улице, дом 25. Необходимость создания филиала была обусловлена постоянным пополнением музейного фонда.
Экспозиция музея расположена в пяти мемориальных комнатах, где сохранилась подлинная обстановка и личные вещи Горького. В библиотеке на первом этаже хранится книжная коллекция писателя, состоящая из 12 тысяч томов, включая редкие дореволюционные книги по востоковедению. Все книги расставлены в порядке, удобном для работы автора.
Одним из важных направлений научной деятельности музея является описание этих коллекций. В 1981 году был составлен двухтомный труд «Личная библиотека А. М. Горького в Москве. Описание», который представляет собой первый перечень книг собрания.
На втором этаже две комнаты занимают экспозиции, посвящённые годам жизни Горького после возвращения из Италии. Остальные комнаты недоступны для посетителей, так как там хранится музейный фонд. Подвал отдан под выставку, рассказывающую о Шехтеле и первых владельцах дома.
В ноябре 2011 года, когда Департамент культурного наследия Москвы объявил запись на экскурсии по памятным местам столицы, особняк Рябушинского стал вторым по популярности объектом, уступив только сталинским высоткам.
В январе 2018 года некоторые московские сми ошибочно сообщили, что сотрудники Третьяковской галереи планируют создать в особняке Рябушинского на Малой Никитской музей о частном коллекционировании. Однако выставочное пространство планировали разместить в особняке Рябушинских в 3-м Голутвинском переулке, где некоторое время жила семья Третьяковых.
Символизм внутренних помещений и деталей этого особняка настолько богат и сложен, что он позволяет взглянуть на него по-новому. Хотя Рябушинские практически не жили в этом доме, а лишь собирались всей большой семьёй по праздникам, Шехтель спроектировал его так, чтобы он отражал путь Христа во время Страстей. В особняке можно увидеть скрытые от посторонних глаз старообрядческую церковь и мастерскую по реставрации икон.
Но большой исторический интерес представляют обитатели и гости этого странного мистического особняка, который бдительно охраняли сотрудники ОГПУ во главе с комендантом и вооруженной охраной. При входе в особняк располагался комендантский пункт, который сохранился в музее писателя Максима Горького для истории.
ВОТ ЕЩЁ:
МАКСИМ НОВИКОВСКИЙ
МОЙ ВК ТУТ
МОЙ ТЕЛЕТАЙП ТУТ
МОЙ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛ ТУТ
МОЙ КАНАЛ ЯНДЕКС ДЗЕН ТУТ
НА МОЙ ЖЖ ТУТ
МОЙ ОК ТУТ
МОЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ ПОХУДЕТЬ, КАК Я НА 46 КГ - ТУТ
Все предоставленные материалы являются собственностью автора. При использовании любых материалов ссылка на этот сайт обязательна.
#особнякрябушинского #история #ссср #максимгорький #музей #иосифсталин #огпу #совесткаялитература #писатели #архитектура #москва #фото #фотограф #максимновиковский #яндекс #федоршехтель #интерьер #дизайн #европейскиймодерн #модерн #союзписателей