Вопрос. На некоторых ветвях груш становятся черными листья и завязи. Затем кора также становится черной и деревья засыхают. На некоторых деревьях половина веток уже засохших. Что случилось с грушами и можно их как-то спасти?
Такой вопрос очень часто задают садоводы любители.
И это очень серьезная проблема. Потому что эти груши чаще всего оказываются поражены бактериальным ожогом.
Это очень вредоносное заболевание, вызывает бактерия эрвиния амиловора. Эти бактерии заражают все сорта груш и большинство сортов яблонь.
Заболевают и косточковые культуры, но здесь болезнь вызывают другие бактерии. На яблонях и косточковых болезнь протекает менее агрессивно. А вот для груш это практически смертельная болезнь. Если не предпринимать никаких мер и не лечить, за 3-4 года заболевшие деревья погибают. Особенно быстро погибают деревья у которых поражается основной ствол.
Бактерии на деревья попадают в основном через цветки. Их на своем теле, на большие расстояния, разносят пчелы и другие насекомые, которые питаются нектаром и пыльцой. Поэтому чем сильнее цветут деревья, тем больше вероятность их заболевания. Пораженные цветки вянут, становятся черными и засыхают. Но они не осыпаются.
Становятся черными и засыхают листья и однолетние приросты.
На коре пораженных веток появляются язвы. Из язв выделяется липкая буроватая жидкость. Это экссудат, характерный именно для бактериального ожога. При других болезнях с похожими симптомами он не выделяется.
Экссудат сладкий на вкус и его охотно поедают осы, муравьи и другие насекомые, которые также разносят по деревьям бактерий, находящихся в нем.
Болезнь сильнее развивается в прохладную и влажную погоду.
Осенью при наступлении морозов, жизнедеятельность бактерий останавливается. Весной, когда древесина и кора оттаивает и начинается сокодвижение, бактерии оживают. Болезнь продолжает развиваться и переходит в более старые ветки, передвигаясь к центральному проводнику.
Кроме листьев, коры и древесины бактерии у груш поражают и зеленые плоды. Они чернеют, превращаются в сухофрукты и так же, остаются висеть на деревьях. При этом они также покрываются каплями экссудата. Зрелые плоды не поражаются совсем. Заражаются деревья и через раны и трещины в коре.
Молодые деревья, заражаются через устьица на листьях.
Заразиться деревья могут и при обрезке больных и здоровых одним инструментом.
Иногда заражение происходит в питомниках, когда окулировку проводят черенками с больных деревьев. Если при перепрививке черенки заготавливаются с больных деревьев, то прививаемые деревья также заражаются.
Последние годы, серьезной причиной сильного распространения болезни стал бесконтрольный завоз и реализация саженцев из южных областей, где эта болезнь зафиксирована давно и сильно распространена.
Еще не маловажным фактором сильного развития этой болезни является потепление климата. Зимы в средней полосе России стали более теплыми, с частыми оттепелями до ноля градусов. Морозы ниже 20 градусов бывают редко. А именно они уничтожали раньше много бактерий и других возбудителей болезней, и вредителей.
Еще об одной причине мне хочется сказать. На мой взгляд очень важной. Об этом я слышал от опытных специалистов, ученых Всеросийского института защиты растений. Они говорили, что о существовании бактерий, вызывающих у растений болезни, сейчас называемые бактериальным ожогом, было известно уже в конце 19 века. Но массового развития их не наблюдалось. Связано это с тем, что во всех садоводческих хозяйствах Советского Союза ежегодно до распускания почек проводилась обработка 3% бордоской жидкостью, так называемое «голубое опрыскивание». Летом еще проводились обработки 1% бордоской жидкостью и другими медь содержащими фунгицидами. Наукой доказано, что медьсодержащие фунгициды полностью не уничтожают бактерий, но они сдерживают их развитие. Не дают массово развиваться бактериозам. И в природе наблюдался более-менее баланс.
Но с девяностых годов, в садоводческих хозяйствах стали отказываться от применения бордоской жидкости и других отечественных медьсодержащих фунгицидов. Стали переходить на импортные эффективные фунгициды, которые хорошо защищали от конкретных грибковых болезней, например, от парши, мучнистой росы, плодовой гнили, но никак не действовали против бактерий. И бактерии стали с этого момента бесконтрольно развиваться. Еще в это время стали тысячами создаваться садоводческие кооперативы. Сотни тысяч садоводов любителей начали активно сажать сады. Но многие из них понятия не имели и вообще никак не защищали свои участки от вредителей и болезней.
Сейчас навалилась другая беда. Во всех областях в садоводческих кооперативах и деревнях много брошенных участков. Такие участки и тогда и сейчас являются источником разных вредителей и болезней, в том числе и вызываемых бактериями.
В девяностых годах, когда стали появляться вспышки бактериального ожога в садах, первое время не могли точно определить причину этих болезней. Поэтому не знали, как лечить растения, и как останавливать вспышки этой болезни. Когда специалисты с южных областей, где выяснили причину этих болезней значительно раньше, объяснили причину проблем садоводам и средней полосы России, уже было поздно. Промышленные сады груш во всех садоводческих хозяйствах, почти полностью погибли. Такая неприятная картина с гибелью груш, наблюдается и у садоводов любителей во всех областях.
Кстати многие сорта яблони тоже поражаются этими бактериями. Но на яблонях бактерии ведут себя не так агрессивно и не приводит к быстрой гибели деревьев.
Что можно и нужно сделать, чтобы защититься от бактерального ожога.
Сначала нужно провести агротехнические мероприятия.
1. контролировать завоз саженцев с других областей, где сильно развита болезнь;
2. регулярно осматривать деревья в саду;
3. немедленно вырезать пораженные ветки с захватом 20-30 см здоровой части ветки;
4. Обрабатывать срезы раствором медного купороса (10 г на 1 л воды) и после подсыхания, замазывать пластичным садовым варом;
5. Обеззараживать инструмент во время обрезки в саду над пламенем огня свечи;
6. сразу корчевать пораженные деревья;
7. на место, где раскорчевали больное дерево, 5 лет не сажать другие плодовые деревья;
8. постоянно бороться с осами и муравьями, переносчиками бактерий.
Но этих мероприятий как правило не хватает, чтобы полностью защитить деревья. Поэтому проводим опрыскивания и специальными фунгицидами.
1. весной, до распускания почек опрыскивать фунгицидом абига-пиком по 100 мл на 10 л воды;
2. перед цветением (фаза розовый бутон) опрыскивать фунгицидом хорусом по 2 г на 10 л воды;
3. во время цветения, в период массового заражения цветков, опрыскивать биологическим фунгицидом фитолавином по 20 мл на 10 л воды;
4. сразу после цветения и в дальнейшем с интервалом 2 недели, опрыскивать 1% бордос-кой жидкостью или ее заменителями: индиго 50 мл или абига-пиком 50-75 г или хомом 40 г или орданом 50 г или курзатом 50 г или купролюксом 50 г;
5. обработки можно проводить и биологическим препаратом гамаиром по 2 таблетки на 1 л воды.
6. биопрепарат планриз в концентрации 10 мл на 10 л воды, так же обладает бактерицидными свойствами.
При опрыскиваниях нужно хорошо смачивать не только листья, но и кору на всех ветках.
И еще очень важно, нужно постоянно контролировать состояние деревьев в саду, сразу же удалять заболевшие ветви и своевременно проводить опрыскивания в течении всего сезона, рекомендуемыми фунгицидами.
Хочу напомнить, что скор, раек, хорус, фунгициды широко применяемые против парши, плодовой гнили, мучнистой росы, монилиального ожога и других грибковых болезней, от этих бактерий не помогают.
Некоторые, малограмотные «специалисты» советуют для защиты от бактериального ожога использовать антибиотики из аптек, применяемые для лечения болезней у людей. В России использование этих антибиотиков в сельском хозяйстве запрещено законом. Я думаю это правильно.
Не факт, что бесконтрольное и не всегда правильное их применение поможет избавиться от этой болезни, а вот проблем с лечением болезней у людей прибавиться обязательно.
Подпишитесь пожалуйста, кто еще не подписался на канал и подскажите о канале родственникам, друзьям и знакомым у кого есть садовые участки и кому может быть интересна эта тема.