Найти тему
Пикабу

Когда исчезли китайские мифы?

Не каждый ритуал подходит под описание мифического мировоззрения. Краткое описание такого ритуала. Использование ритуальной утвари для ритуальных жертвоприношений, как людей, так и животных. Жертвоприношения предназначались для умиротворения предков и духов. Это необходимо, потому-что духи обладали способностью влиять на мир живых. С ними выстраивали отношения. Заслуживали их поддержку, благосклонность. В ответ получали удачу, благополучие в поселении. Если же их не задабривали дарами, то они сердились и могли накладывать проклятье, несчастье, неудачу на поселение. Когда китайцы перестали его бояться? Какие действия показывают отсутствие страха к духу Кую? Конечно, это отделение куя от ритуала, от жертвоприношений этому духу. Они не бояться ответного гнева (проклятья, несчастья, неудачи) потому-что не верят в него. Не верят в его способность навредить, если что-то пойдёт не так в отношениях с ним. Ведь отсоединение его от ритуала - это объявление о полном разрыве отношений с ним.

.
.

В этом фрагменте древнекитайского трактата Куй в самой поздней, анимистической, финальной, форме - Теизации (бог в человеческой внешности). Но это не миф. Возможно, в этой легенде есть мельчайшие смысловые осколки из других сюжетных мифов. Но весь абзац - не миф. Весь сюжет абзаца - не миф. Этот абзац про Куя из Цзо чжуань - это превосходный пример того, как миф становится легендой. Миф и ритуал неразделимое, смысловое целое. Миф есть ритуал. Миф не может существовать без ритуала (культа предков). Это прямая связь не очевидна. Просто потому, что её часто, прямолинейно не пишут. В этом нет нужды. Это само собой разумеющееся. Им не нужно это пояснять. Про жертвоприношения. Мифическому мышлению составляющему мифы это понятно и без упоминания этого. Любой дух в мифе уже является символом действия -ему надо приносить в жертву, причём определённый вид жертвы, который заранее известен". Важно уточнить одну деталь, чтобы не запутаться в понятиях миф и легенда. Если в мифах кого-то уничтожают, то это не значит, что авторы этого мифа напали на него по той причине, что перестали его бояться и это уже легенда, а не миф. Часто, смысл таких мифов не в конкретном действии "уничтожения". Это картинно-эмоциональное описание перерождения одной версии духа в другую версию духа. Есть и другие описания. К сожалению и это не является 100% формулой для понимания того, что вы прочитали в древних, письменных трактатах. Миф или легенду. В некоторых мифах, может быть неполный сюжет и часть сюжета утеряно. Либо перерождение в другую версию, либо уничтожение. А как определить это весь сюжет или часть осколка сюжета из древнего полного сюжета? На этот вопрос нет простого ответа.

Отрывок текста из Цзо чжуань про Куя указывает, что в 6 в.до н.э. чжоусцы перестали верить в мифы. Я думаю этот процесс значительно раньше происходил. В 8 в. до н.э. Археологическое доказательство этого события - динамика производства ритуальной утвари в системе даров Западной Чжоу (1050—771 годы до н. э.).

Культурно-историческое своеобразие периода Начала Западной Чжоу определяют дарения раковин, зависимого населения, металла, бронзовых ритуальных сосудов и жертвенных животных. В последующую эпоху их роль либо уменьшается, либо они вообще перестают упоминаться в надписях на бронзе. (Крюков В.М.)

Это можно перефразировать через мифическое мышление буквально так - из даров пропал Куй (Таоте) в конце Западной Чжоу. Есть огромное количество фотографий ритуальной утвари Западной Чжоу с орнаментом Куя (Таоте) в интернете. В таблице ниже это "сосуды".

-3

Есть смысловая связь даров и Куя у знаменитого, китайского историка из Империи Хань (206 до н. э. — 220 н. э.).

-4

В 8 в. до н.э., естественно, не все китайцы перестали верить в мифы. Процесс исчезновения мифического мышления начался с царской прослойки. С правителя (сын неба, ван) Династии Чжоу. В это время на окраинах этой огромной территории, конечно многие, по инерции, ещё верили в сверхъестественное по старым порядкам.

Пост автора Nulatu.

Читать комментарии на Пикабу.