Российский лидер посетил институт в Харбине, известный своими оборонными исследованиями, пишет NYT. Председатель Си Цзиньпин проводил его редкими и явно рассчитанными на камеры объятиями. Запад усмотрел в этом демонстративный "сигнал" в свой адрес.
Президент России Владимир Путин посетил в пятницу 17 мая торговую ярмарку в городе на северо-востоке Китая и осмотрел государственный университет, известный своими передовыми оборонными исследованиями. В своем обращении он подчеркнул, что экономические и военные связи между Москвой и Пекином выросли, несмотря на давление Запада, а возможно даже благодаря ему.
Визит Путина в Харбин — китайский город с российским прошлым — составил часть его турне, целью которого является демонстрация того, что у него есть влиятельные друзья, даже несмотря на военную спецоперацию на Украине, которая изолировала его от Запада. Поездка Путина в Харбин последовала за переговорами между ним и президентом Китая Си Цзиньпином, которые, казалось, были организованы так, чтобы не только подтвердить стратегическое единство двух могущественных автократических лидеров против Запада, но и личную связь между ними.
Государственные СМИ показали, как после официальных переговоров в четверг Путин и Си без галстуков прогуливаются под ивами и потягивают чай в старинном павильоне на обширной территории Чжуннаньхая — обнесенного стеной правительственного комплекса в Пекине — в присутствии только своих переводчиков. Вечером, провожая Путина, Си Цзиньпин даже первым обнял его — редкое выражение приязни для китайского лидера.
"Тщательно срежиссированное объятие Путина Си Цзиньпином перед камерами было организовано только для того, чтобы подчеркнуть крепость политических связей между двумя странами и их лидерами", — сказал Ричард МакГрегор, старший научный сотрудник по Восточной Азии в Институте Лоуи в Сиднее. "В нем также содержалось легкое пренебрежение в адрес Вашингтона, который оказывает давление на Пекин, чтобы тот отказался от поддержки Москвы. А этого явно не произойдет в каком-либо существенном смысле".
Демонстрация такого духа товарищества стала последним штрихом в переговорах. Их кульминацией стало совместное заявление, направленное против Соединенных Штатов, которые Путин и Си обвинили в стремлении подавить их страны. В заявлении содержится уверенность, что Россия и Китай будут более тесно сотрудничать в таких важнейших секторах, как энергетика, космос и вооружение.
Большой размер российской делегации, в которую входили высокопоставленные чиновники Путина в области обороны и энергетики, а также продолжительность двусторонних встреч подразумевают серьезность, с которой обе стороны подошли к переговорам, сказал эксперт по Китаю Евразийского центра в Берлине Александр Габуев*.
"Это похоже на айсберг, — отметил он. - Официальные документы носят символический характер и не наполнены слишком глубоким содержанием. Но в них явно есть подводная часть, которая, вероятно, является гораздо более значимой".
Тем не менее, визит Путина показал также и пределы союзничества между двумя странами. В Китае Си расстелил красную дорожку для Путина, но эта их встреча не привела к каким-либо публичным обязательствам по конкретным новым проектам или взаимным инвестициям.
В частности, Путин и Си публично не сообщили о каком-либо прогрессе в строительстве нового газопровода из Китая в Россию, известного как "Сила Сибири – 2". Россия срочно нуждается в этом трубопроводе, чтобы перенаправить поток экспорта своего газа с быстро сокращающегося рынка в Европе.
У Путина не было новостей о ходе строительства трубопровода, когда его спросили об этом на короткой пресс-конференции в конце его поездки в пятницу. "Я не готов обсуждать какие-либо технические детали, но заинтересованность обеих сторон в реализации этих проектов подтверждена", — сказал Путин. Он также уклонился от вопроса о том, что китайские банки сокращают операции с российскими клиентами из-за страха перед западными санкциями, переведя разговор с собственно Китая на недостатки финансовой системы США.
Растущие связи между двумя ядерными державами в военной области были в центре внимания поездки Путина в Харбин и посещения им Харбинского технологического института.
Хотя Китай и Россия не являются формальными союзниками, готовыми защищать друг друга военными средствами, их вооруженные силы в последние годы стали сотрудничать более тесно. Китайские и российские ВМФ и ВВС провели совместные военные учения, в том числе вблизи Аляски и Тайваня, де-факто независимого острова, на который претендует Пекин. В четверг оба лидера выступили со словами поддержки претензий Китая и России в отношении Тайваня и Украины соответственно.
Китай пообещал не поставлять России летальное оружие, но он является ведущим поставщиком таких компонентов, как полупроводники и станки, которые используются как в гражданских, так и в военных целях. Хотя такая китайская помощь и полезна для России, Путин по-прежнему ищет доступ к более совершенным технологиям. Харбинский технологический институт наиболее известен своими исследованиями в области ракетной техники и космических технологий. Этот опыт мог бы быть очень полезен России в условиях, когда военный конфликт на Украине потребовал от нее развития более надежного военно-промышленного комплекса. По данным The Wall Street Journal и южнокорейских СМИ, Харбинский институт обучал северокорейских ученых, которые работали над программой Пхеньяна по созданию ядерного оружия.
Экскурсия Путина по институту была полна символизма. Это 103-летнее учебное заведение недавно открыло совместный кампус с Санкт-Петербургским государственным университетом, альма-матер Путина. И это является своего рода сигналом в адрес Вашингтона, поскольку Харбинский институт включен в список организаций Соединенных Штатов, запрещающий ему доступ к американским технологиям и участие в образовательных обменах из-за его связей с Народно-освободительной армией Китая.
"Нас должно беспокоить не столько то, какими именно технологиями Китай может поделиться с Россией из Харбина или откуда-либо еще, сколько более широкие сигналы, которые посылает нам этот визит", — сказал военный эксперт Атлантического совета Маркус Гарлаускас. "Китаю не нужно было принимать Путина в Харбине, чтобы передавать оттуда технологии в Россию, — добавил он. — А вот то, что этот визит был сделан таким демонстративным, является наглядным и весьма символичным признаком готовности Пекина предоставить технологии непосредственного военного применения для поддержки СВО России против Украины".
Пекинский комментатор и бывший военный офицер Сун Чжунпин выступил в защиту визита Путина в Харбинский институт, указав на давнишнее сотрудничество этого вуза с Россией в сфере образования. "Связи на университетском уровне между Китаем и Россией отвечают потребностям двустороннего академического обмена и национальным интересам обеих стран", — сказал Сун.
Господин Гарлаускас сказал, что экскурсия Путина по институту напоминает ситуацию, когда президент принимал северокорейского диктатора Ким Чен Ына на российском космодроме в прошлом году, после чего Пхеньян начал поставлять Москве баллистические ракеты и другие боеприпасы для использования на Украине. "То, чем Китай делится с Россией, Москва могла бы затем легко развернуть и поделиться с Северной Кореей", — сказал Гарлаускас.
Не так давно из доступа к российским военным технологиям более значительную выгоду извлекал Китай. Начиная с 1990-х годов, Пекин был крупнейшим покупателем российского оружия. Достигнув пика в начале 2000-х годов, российские продажи вооружений Китаю начали замедляться после того, как Москва обеспокоилась, что Китай попросту копирует российскую военную технику, сказала старший научный сотрудник Центра военно-морского анализа в Вирджинии Элизабет Вишник.
Лишь около десяти лет назад военно-техническое сотрудничество между двумя сторонами возобновилось в прежних объемах, что привело к приобретению Китаем большего количества российских технологий реактивных двигателей и зенитно-ракетных систем. Тем не менее, как знак того, что у ее военного сотрудничества с Китаем есть свои пределы, Россия отказывается делиться с Пекином своей технологией бесшумных подводных лодок, сказала г-жа Вишник.
Путин использовал свою поездку в Харбин для посещения торговой ярмарки, где он выступил за расширение товарообмена между двумя странами.
Китай предоставил России экономический "спасательный круг", покупая огромные объемы российской нефти, чтобы Москва могла обойти последствия своей финансовой изоляции от Запада. Мало того, в условиях, когда многие иностранные потребительские бренды покинули Россию, сюда вошли китайские компании, заполнившие вакуум своими автомобилями, смартфонами и телевизорами. По данным китайской таможни, это способствовало росту двусторонней торговли между Китаем и Россией в 2023 году до рекордных 240 миллиардов долларов по сравнению со 190 миллиардами долларов в 2022 году.
По словам экспертов, поддержание такого роста взаимной торговли является основным приоритетом в обеих странах. Однако этому начинает мешать давление Запада на китайские банки с целью сокращения операций с российскими компаниями. Аналитики полагают, что именно это привело к первому снижению торгового оборота в годовом исчислении в марте 2024 года.
В этих условиях одним из решений было бы увеличение количества расчетов в валюте двух стран, а не в долларах, чтобы избежать риска санкций. Президент Путин заявил в четверг, что более 90% торговых операций между Россией и Китаем теперь осуществляются в рублях или юанях.
"Защита финансовых активов крупных китайских банков является важнейшим интересом Китая", — сказал профессор международных отношений в Китайском народном Университете Ши Иньхун. Он добавил, что Китай пытается уменьшить свою зависимость от доллара и за пределами торговли с Россией, но возможности для этого "ограничены".
Автор: Дэвид Пирсон (David Pierson).
*Сотрудник Фонда Карнеги, внесенного Минюстом в список иноагентов.