46,7K подписчиков

Халатность при обслуживании стоила жизни: как износ детали из-за недостатка масла привел к катастрофе вертолёта Ми-8 в 1999 году

482 прочитали

27 августа 1999 года экипаж вертолёта Ми-8 (б/н 32 желтый, принадлежал ЛИИ им. Громова) выполнял плановый полёт с последующим десантированием парашютистов. Полет проходил в штатном режиме на высоте 2200 метров при скорости около 100 км/ч. Однако на 18-й минуте все изменилось в один миг.

27 августа 1999 года экипаж вертолёта Ми-8 (б/н 32 желтый, принадлежал ЛИИ им. Громова) выполнял плановый полёт с последующим десантированием парашютистов.

Внезапно из хвостовой балки вертолета раздался резкий посторонний звук, сопровождаемый вибрацией. Командир воздушного судна немедленно отдал команду на экстренное десантирование парашютистов. После их благополучной эвакуации вертолет пошел на снижение.

На высоте около 150 метров, пытаясь замедлить вертикальную скорость снижения, пилот увеличил общий шаг несущего винта. Но это привело к фатальным последствиям – вертолет внезапно потерял управление по направлению.

Машина стала неконтролируемо разворачиваться по вертикальной оси с огромной угловой скоростью до 60 градусов в секунду. На управляющие воздействия педалями она уже не реагировала. После полного разворота на 180 градусов вертолет рухнул вниз под углом 20 градусов на пикирование при крене 40 градусов.

Удар о взлетно-посадочную полосу получился жестким – вертолет разрушился и частично сгорел. Командир и второй пилот чудом успели выбраться из объятого пламенем Ми-8, получив серьезные ожоги. Но бортмеханик, к несчастью, погиб.

Расследование установило, что в случившемся особую роль сыграл отказ ведущей шестерни промежуточного редуктора трансмиссии из-за усталостной поломки. Это привело к обрыву мощности на хвостовой винт и потере путевой устойчивости.

Причиной разрушения шестерни стало разупрочнение ее материала и образование карбидной сетки в результате перегрева в процессе предыдущей эксплуатации из-за работы редуктора
с недостаточной смазкой, чего можно было избежать при правильном обслуживании.

Авиатехник в Telegram, подпишитесь!