Произвольная программа
10 лет назад в Самаре открылся Музей Модерна и «Свежая газета. Культура откликнулась на событие статьей Валентины ЧЕРНОВОЙ, члена Международной ассоциации искусствоведов и Союза художников России. За эту десятилетку музей стал одним из самых любимых в Самаре, я же предлагаю вспомнить как всё начиналось.
Дом модерна – для города модерна
Валентина ЧЕРНОВА
Фото Владимира ЛАВРЕНТЬЕВА
В Музее Модерна состоялась презентация мемориальной экспозиции помещений особняка Сандры Курлиной, наполненных предметами интерьера в стиле модерн.
Дефиниции
Модерн, повлиявший на стиль в архитектуре, искусстве, дизайне и объединивший различные направления декоративно-прикладного искусства, родился в Европе во второй половине XIX века. Это было именно то время, когда Самара выросла в настоящий губернский город, отстроила модные купеческие особняки, привлекала головками цементных слонов, лепными бабочками, стрекозами, облицевала фасады зеленым фаянсом, засветилась манерными витражами.
Отличительными чертами этого стиля явился отказ от прямых линий и углов в пользу «природных линий», интерес к железобетону, к новым технологиям в архитектуре, расцвет прикладного искусства. Живопись более не была «царицей искусств». Стиль этот стремился сочетать художественные украшения с утилитарным назначением, вспомним хотя бы нашу знаменитую гостиницу «Жигули», филармонию, «Пушкинский дом» и другие постройки.
Большая часть в помещениях модерна строилась на принципах асимметрии, извивающейся линии. Потолки в помещениях, как правило, декорированы гипсовой плоскорельефной орнаментикой с росписью, что видно в большинстве зданий Самары, вплоть до интерьеров нынешнего здания Художественного музея, но в первую очередь – в особняке Сандры Курлиной.
Преображение
Не секрет, многие патриоты Самары непрестанно отслеживали все этапы реставрации и становления нового музея, и когда в декабре 2012 года дом был торжественно открыт, на протяжении последующих двух лет то тут, то там по углам шептались: «Ну какой это музей модерна? Это просто пустой дом!».
Взыскательного зрителя, пришедшего в нежилой дом на углу Красноармейской и Фрунзе, встречал лишь архитектурный ансамбль с характерными чертами стиля модерн – пучок волнисто изогнутых линий с реминисценциями Востока и конструктивно-функциональная основа. Ярко выделялись оригинальные сочетания материалов модерна в декоре – дерево, керамическая плитка, бронза, камень, фарфор, витраж.
Подсознательно хотелось наполнить дом хотя бы жизнью вещей – предметов интерьера. На счастье нас, самарцев, случился Год культуры. И в рамках программы были сделаны впечатляющие приобретения.
«Было приобретено 69 единиц музейных предметов. Из них: мебели 32 единицы (столовый гарнитур, 2 гостиных, туалетный стол и шкафчик); 29 единиц декоративно-прикладного искусства (декоративные вазы и подсвечники, каминный гарнитур, каминный экран, письменный прибор и нож для резки бумаги, женские безделушки и аксессуары); 8 единиц посуды (вазы для фруктов, конфет, графин для воды, чайник-бульотка, крюшонница с половником, сухарница и др.). Приобретенные предметы являются характерными образцами стиля модерн конца XIX – начала XX в., яркими произведениями искусства известных европейских мастеров и направлений».
И, наконец, появились элементы постоянной экспозиции Музея Модерна.
Столовая
В Западной Европе столовые – обязательный атрибут дома. Наиболее они популярны в Англии, во Франции из чувства экономии были распространены меньше, а в России это была больше дань моде, чем естественная необходимость. Курлины были людьми состоятельными, и у них, конечно же, как и у А. Ф. фон Вакано и купцов Шихобаловых, должна была быть европейская мебель. Приобретенная недавно столовая мебель – просто королевская роскошь!
«Столовая «Виноград» изготовлена в мастерской Луи Мажореля в начале XX века. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже изделия Мажореля завоевали множество призов, и в 1910 г. он открыл магазины своей мебели в Нанси, Париже, Лионе, Лилле. Мебель Мажореля бытовала в интерьерах высших слоев аристократии и буржуазии. В настоящее время мебель знаменитого французского мастера представлена в крупнейших музейных собраниях мира. Например, гарнитур, который теперь находится в столовой особняка Курлиной, был опубликован в каталоге мастерской Мажореля в двух различных вариантах комплектации. Таких гарнитуров было создано пять, сейчас один из них находится во Франции в Нанси, два в частных коллекциях в США и Японии, один в музее в Японии и один в Самаре».
Стилизованный растительный орнамент в виде листьев и гроздей винограда доминирует в декоративном убранстве стульев, буфета, шкафов, витрин, остекленных гнутым стеклом. В этой мебели прослеживаются две линии: декоративная с капризными контурами и формами и конструктивная с прямолинейной и четкой композицией. Столовый гарнитур при броской вычурности форм отличает высокая функциональность. Эта мебель, безусловно, ярчайший образец в стиле ар-нуво.
Определенным раритетом в числе изделий мастерских Эмиля Галле, входивших в школу Нанси, является набор вкладывающихся друг в друга столиков. Их форма заимствована из Китая. Аналог можно увидеть в СОХМ. Здесь столешницы исполнены в технике маркетри с использованием ореха, палисандра, тополя, груши и других сортов дерева фруктовых пород. Изображения дополнены авторской подписью «Галле», включенной в декор. На мой взгляд, подобный предмет мог бы располагаться в гостиной.
Кабинет
Одно из респектабельных помещений дома. Зрителю предложена тема «Купечество, деловая Самара». Интерьерный уголок кабинета воспроизводит рабочую атмосферу с наличием множества предметов: письменный прибор на столе, настольная лампа, рукописи. Рядом с письменным столом находится книжный шкаф, наполненный журналами, книгами. Судя по ряду свидетельств, во многих купеческих домах в начале XX в. даже в небольших городках вели вполне светский образ жизни. Самое доминантное место в пространстве занимает внушительный письменный стол.
«Здесь представлены привычные для кабинета начала ХХ века вещи: кожаное кресло, книжный шкаф, статуэтки, картины, настольные лампы, письменные приборы и др.».
Надо отметить, что еще в 1880-х годах отдельный письменный стол был большой роскошью. Кто-то обладал ею, а кто-то довольствовался обычным кухонным столом. В том далеком прошлом письменный стол был показателем интеллигентности семьи и своего рода зажиточностью. В начале ХХ века он использовался по своему прямому назначению, то есть за ним писали, чертили, а за небольшим, который также представлен в экспозиции кабинета, писали письма и делали уроки. И письменный стол в те времена действительно являлся «письменным». Их в экспозиции два типа: стол-кабинет и письменный стол для приемов.
В этом основательном интерьере есть своего рода элемент неожиданности. Помимо роскошно декорированного камина с множеством аксессуаров и безделушек, на отдельном подиуме, под прозрачным колпаком, в качестве главного экспоната выступает личная хрустальная печать А. Г. Курлина. Хороший ход!
Будуар
Самое интересное в этой комнате – мебель, декорированная витражами. Я с радостью узнала стулья со спинками в технике витража, а сейчас руководство музея приобрело еще и шкафчик с витражным декором. Все это в соединении с окном слилось в единый ансамбль – витражный будуар.
«Будуар олицетворяет образ женщины эпохи модерна, жены и матери, благотворительницы, образ женщины-музы и женщины-творца, образ прекрасной самарянки, воплотившийся в личности самой хозяйки дома – Сандры Курлиной. Особую атмосферу в женском уголке создают элементы декора мебели и аксессуары. Романтическую обстановку подчеркивают всевозможные флакончики, коробочки и баночки с косметикой, изящные вазочки, шкатулки, рамки с фотографиями и другие любимые большинством женщин милые вещицы. Самой важной и необходимой деталью будуара является туалетный столик. Без этого предмета мебели, который объединяет в себе зеркало и стол, имеющий разные ящички и полочки для хранения украшений, косметики и других необходимых для женщины вещей, будуар просто невозможно представить».
Для общественной жизни купечества была характерна филантропическая деятельность разнообразных благотворительных обществ и попечительств. Основные средства от благотворительности шли на пособия для школ, покупку одежды для приютов, бесплатные столовые, ночлежные дома, богадельни. Благотворительность для богатого купечества часто являлась одним из путей повышения социального статуса, приобретения наград, потомственного почетного гражданства. Потому-то у купчих был специальный гардероб для визитов. В комнате выставлены замечательные элементы женской одежды.
Как правило, зажиточные купцы дарили женам и дочерям довольно дорогие украшения – золотые кольца с драгоценными камнями, жемчужные ожерелья, золотые серьги, сделанные ювелирами золотые или серебряные гребни для волос тонкой работы. Если взглянуть на парадные портреты состоятельных или богатых купцов и их жен, то скромная темная одежда мужей контрастирует с ярким платьем жены. Так что в перспективе у музея формирование коллекции драгоценностей из среды купеческого сословия.
С оптимизмом
Ярко вспыхнувшее на заре нашего столетия искусство модерна отгорело сравнительно быстро. Причиной его вырождения называют то, что удивляющая новизна конфигураций, вычурность фантазии и смелость приемов приелись. Постоянно нагнетаемая подвижность форм начинала казаться навязчивой, банальной, вульгарной. И все потому, что большую роль в этом сыграло широкое распространение тиражных фабричных изделий, начиная от банки монпансье и кончая коробкой зубного порошка. Они были доступны во многих дешевых материалах декоративно-прикладного искусства (штампованный металл, формованное стекло, фаянс, фарфор, набивные ткани) и мелочах жизни.
После революции большевики посчитали стиль упадническим, декадентским, приметой разложения (фр. décadence – разложение, упадок от лат. decadentia – падение). Музеям на долгие десятилетия запретили приобретать произведения стиля модерн, этого «олицетворения пошлости».
В 1991 году, когда я была на стажировке по декоративно-прикладному искусству в Эрмитаже, нам с гордостью показали первые сто предметов, которые приобрели для музея, в том числе несколько ваз Эмиля Галле. Потому-то я с нетерпением ожидала, как сложится жизнь нашего Музея Модерна. И вот мы увидели новые залы, а в залах – мебель эрмитажного уровня. Замечательно! Сегодня Музей Модерна экспонирует модерн как источник и наглядную модель стилевых исканий для нашего времени. Впереди новые открытия в старом доме!