Среди подписей под серией изображений соратников Петра I, заказанной им специально для нового Преображенского дворца, которые, по словам историка В.О. Ключевского, «никогда, ни при каком цензурном уставе не появятся в печати», особенно привлекает одна: «I САЛДАТЪ БЙХВОСТОВЪ».
Биографических сведений о первом российском солдате немного. Из Писцовой книги 1582–1583 года, известно, что происходил Сергей Леонтьевич Бухвостов из старинного рода, который имел земли в Пусторжевском, Можайском и Рязанских уездах. Чуть подробнее о нём говорится в книге унтер-библиотекаря Императорской Академии Наук Осипа Петровича Беляева «Кабинет Петра Великого», вышедшей в 1800 году в Санкт-Петербурге. В числе достопримечательностей, хранившихся в Кунсткамере, автор называет «портрет Бухвостова, первого солдата Российского, обмундированного по-европейски», а ниже поясняет: «Сергей Леонтьев, сын Бухвостов, родился в 1659 году, вступил в службу в 1674 году, определён на место отца в Конюшенный приказ и в этом чине служил до 1683 года. В том же году по именному указу Его Императорского Величества определён был в Преображенский полк в число потешных». Эти сведения, по словам Беляева, были почерпнуты им от предместника (предшественника по должности), по фамилии Бухвостов, который служил при Академии и был родственником Сергея Леонтьевича.
В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, изданном в 1890–1907 годах, дополнительно сообщается, что «в ноябре 1683 года Бухвостов первым записался в потешные к 11-летнему царю Петру, который впоследствии и прозвал его первым российским солдатом».
В общем-то, это и всё.
С Петром I Бухвостова судьба действительно свела в Преображенском. 25 июня 1682 года Пётр и его брат Иван были венчаны на царство, но «старшим» царём был объявлен Иван, сын Алексея Михайловича от первого брака с Марией Ильиничной Милославской. Дальнейшие события хорошо известны: при номинальном царствовании братьев, в течение семи лет Московским государством правила их старшая сестра Софья Алексеевна. Во время стрелецкого бунта многие родственники матери Петра, царицы Натальи Кирилловны были убиты, она сочла небезопасным оставаться в Кремле, и вместе с сыном переселилась в загородное село Преображенское. Здесь под охраной верных царице людей и прошло детство малолетнего царя.
Свободу мальчика никто не стеснял, и Пётр, у которого ещё в раннем детстве проявилась тяга к военному делу, много времени проводил в «играх в битвы» со сверстниками. Собираясь в потешные дружины, они учились стрелять из деревянных пушек, устраивали маневры и небольшие походы. «С каждым годом юный царь всё больше интересовался воинскими науками, изучил все требования, начиная от барабанщичьего чина, и с потешными своими учился в Преображенских рощах, и в том же селе на реке Яузе повелел сделать потешную фортецию, назвав её Пресбургом», — вспоминал позже дипломат Андрей Артемонович Матвеев, знавший Петра I с детства.
К одиннадцати годам не по летам развитого и смышленого мальчика забавы с «потешными ребятками» и деревянными пушками удовлетворять стали мало. Из Пушкарского приказа были доставлены 16 настоящих пушек, обращаться с которыми «потешных» учил огнестрельный мастер Фёдор Зоммер. А так как управляться с громоздкими орудиями подросткам было тяжело, Пётр, пока ещё тайно, позвал охочих к военному делу взрослых записываться в «потешные пушкари». Первым, кто вызвался поступить на новую службу, был двадцатичетырёхлетний царский конюший Сергей Бухвостов. Замечательно, и то, что известна дата, когда это произошло — 30 ноября 1683года.
В тот же год челобитные о службе в потешных войсках подали истопник Лука Хабаров, стольник Никита Селиванов, конюший Яким Воронин, а также придворные Данила Новицкий, Григорий Лукин и Степан Буженинов. (Имена их известны благодаря архивным изысканиям историков XIX века). Поступившим в потешные полагались зелёные мундиры иноземного покроя и денежное жалованье, а звание «потешный» стало отдельным чином, который употреблялся при дворе наравне с другими званиями.
Современники не оставили никаких заметок о первоначальном устройстве полка, известно только, что в него входило вначале не более 50 человек, но число их быстро увеличивалось, и уже через год часть потешных войск была переведена в село Семёновское. «Штаб» управления обоими полками остался в Преображенском, где для него была поставлена отдельная изба. Из этих войск юного царя Петра с 1687 года и будут сформированы прославленные первенцы русской гвардии — Преображенский и Семёновский полки, традиционно сохранявшие «название потешных». Гвардейскими они, правда, станут позже — слово «гвардия» вошло в употребление лишь с 1700 года.
Среди первых, согласно документам, сохранившимся в Государственном архиве, в 1687 году в Преображенский полк были записаны сыновья стольников Иван Бутурлин, ставший впоследствии генералом и Фёдор Апраксин, в будущем первый президент Государственной Адмиралтейств-коллегии. В первый призыв, но в Семёновский полк, был принят Михаил Голицын будущий фельдмаршал, который «за малолетством», как говорит дворцовая запись, поступил в «барабанную науку». Можно привести немало других имён первых преображенцев и семёновцев, которые станут верными соратниками царя, как в баталиях XVIII столетия, так и в строительстве Российской империи.
В состав этих двух полков войдут и потешные пушкари. Бухвостов, в частности, будет определён в Преображенский полк, который весной 1695 года, перед первым походом в Азов, был преобразован из потешного в действующий. Тогда же Пётр I учредил при нём специальную роту бомбардиров, в которой сам служил капитаном. Вместе с царём в её состав был включен и Бухвостов, получивший звание капрала бомбардирской роты.
Как «потешный», Бухвостов ходил с Петром ещё в троицкие, переяславские, семёновские, кожуховские походы. Рядом с ним он был и тогда, когда преображенцы приняли первое боевое крещение в азовском походе. Сергей Леонтьевич участвовал практически во всех военных кампаниях Петра I и крупных сражениях Северной войны, во время которой состоял при нём в должности лейбшица — стрелка личной охраны. Бухвостов всегда воевал храбро, но особо отличился при взятии Нотебурга и Нарвы, а также в боях со шведами под Полтавой, за что был награждён медалью и пожалован чином капитана артиллерии. В 1706 году Бухвостов был произведен в подпоручики, и дальнейшую службу продолжал уже в офицерских чинах. При взятии крепости Штеттин 21 сентября 1713 года его тяжело ранили, но выйти в отставку он отказался и до самой смерти служил в звании майора в Петербургском гарнизоне.
Жизнь старого солдата, отдавшего армии тридцать лет, закончилась 30 ноября 1728 года.
После отставки со службы Бухвостова Пётр I, всегда выказывавший к нему особое расположение, пожелав навечно сохранить память о первом российском солдате, и велел Бартоломео Растрелли отлить из бронзы бюст Сергея Леонтьевича. Некоторое время он находился в Кунсткамере, но, к сожалению, не сохранился – возможно, расплавился во время пожара 1747 года. Правда русский художник и гравер XVIII века Михаил Махаев, который лично знал и почитал первого солдата, успел нарисовать с бюста и отгравировать портрет Сергея Леонтьевича Бухвостова. Именно эта гравюра два с половиной века спустя, в 2000-х годах, послужит образцом для скульптора Вячеслава Клыкова, когда он будет работать над памятником Сергею Леонтьевичу Бухвостову. В 2005 году этот монумент установили на Преображенской площади в Москве. Здесь же в районе «Преображенское», где с потешных войск начиналась славная история армии России, именем «первого российского солдата» названы 1-я, 2-я и 3-я Бухвостовы улицы.
Автор: Александр ПОПОВ. Источник: газета Слово № 5, 2024 Подписывайтесь на газету «Слово»! Подписной индекс: П4244 (индекс каталога Почты России) Подписаться на Почте России через интернет можно здесь Подписку также можно оформить через следующие агентства: ГК «Урал-Пресс» — (подписка в России и за рубежом) ООО «Деловая Пресса» — (цена указана с учётом доставки заказной бандеролью) «Ист Вью» электронная версия
Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь Книга "Встреча с жизнью" здесь