Странное дело: мимолетная, буквально несколько секунд, встреча с неким объектом в очередной раз подвигла на написание статьи. А вот и сам объект:
Это "Nissan Pathfinder" 5-го поколения (R53), выпуск которого был начат года три назад, в силу понятных причин изрядно задержавшийся с приходом на отечественный рынок. В общем, на улицах своего города я увидел его впервые. И порадовался.
Казалось бы, как раз изделия этой компании у меня не в фаворе, в собственности имел когда-то лишь рестайлинговую "Максиму" в 32-м кузове, правда, изредка катался на "ниссанчиках", включая одну праворульку, а в 90-е озаботился брутальнейшим по тем временам "Patrol GR", да не сложилось. Однако в отношении нового "Патфайндера" как бальзам на душу пролили - уж очень за компанию было обидно :)).
Тут вот в чем дело. С 2000-х годов у нас заслуженной популярностью пользовались кроссоверы трех моделей и, соответственно, классов - маленький "Qashqai", средний "X-Trail" и полноразмерный "Pathfinder". Кардинально отличавшиеся по экстерьеру, как говорится, на любой вкус. Например, обмылочный биодизайн "Кашкая" J10...
... резко контрастировал с хозяйственно-семейным кузовом-сундучком "Экс-Трейла" Т31:
А это как раз выпускавшийся тогда же солидный с внедорожным стилем (и не только стилем) "Nissan Pathfinder" R51:
Последний мне нравился тогда, нравится и сейчас. Особенно на фоне того, что произошло со следующим поколением, вернее, поколениями ниссановских кроссоверов. Итак, вот они - попробуйте, не всматриваясь в детали с лупой, отличить друг от друга (пояснение последует ниже):
Это - сверху вниз - "Qashqai" J11, "X-Trail" Т32 и "Pathfinder" R52. Такое чувство, что две старшие модели созданы из "Кашкая" просто путем надувания через выхлопную трубу :)), ну и какие-нибудь другие фонарики поставили да некоторые кузовные элементы чуть поменяли.
Неудивительно, что продажи этой парочки, мягко говоря, не соответствовали ожиданиям производителя, у "Патфайндера" так и вовсе провалились. Понятно, что более дорогие модели не столь популярны, как бюджетки, однако, на мой взгляд, роль сыграл еще один связанный с ценой фактор. Все-таки определенные "автопонты" неотъемлемая часть нашего менталитета, и одно дело, образно говоря, купить за 30 тысяч долларов похожую на более солидных сородичей машину, и другое - взять за 40 или 50 тысяч тачки, которые большинство не отличит от той, что за тридцатку :)). Ну, если их рядом не ставить, там хоть разница в размерах заметна да еще в кое-каких деталях экстерьера.
Нечто подобное можно наблюдать на примере двух моделей от "Мазды" - СХ5 (фрагмент вверху) и СХ9:
Причем история схожа: насколько популярна у нас СХ5, настолько же мало востребована ее старшая сестра, по отзывам, тоже весьма достойное авто (кстати, "девятка" по силуэту похожа на ниссановского аутсайдера R52, а по габаритам так и вовсе отличается на считанные сантиметры и даже миллиметры, например, по длине и ширине кузова). Хотя, повторюсь, младшие и, соответственно, более дешевые модели всегда раскупают куда охотнее, немалую роль сыграло и то, что наш "Соллерс" в свое время организовал сборку во Владивостоке именно "пятерки".
Опять-таки ниссановцы прокололись еще в одном: "Pathfinder" R52 в отличие от предшественника обзавелся вариатором, который в наших палестинах куда менее популярен, нежели гидромеханика. Кто бы что ни говорил, но изначально вариатор выступал в роли дешевого аналога классических АКПП и устанавливался на бюджетных городских машинках. Конечно, с тех пор минула целая эпоха, агрегат стал совершеннее (вон, даже "Субару" им не побрезговала), но, как говорится, осадочек остался. Тем более, что некоторая изначальная специфика никуда не делась, именно поэтому вариаторы невозможно встретить, например, на внедорожниках, город, трасса, размеренное движение - вот его стихия.
Хотя как раз растерявший внедорожный имидж в сравнении с R51, даже по экстерьеру абсолютно кроссоверный R52 в принципе мог бы худо-бедно существовать и с бесступенчатой коробкой, но пользователи и эксперты ее активно и дружно критиковали за чрезмерную шумность и недостаточную надежность.
В общем, решение плюнуть на нано-технологии :)) и вернуть на новое поколение "Патфайндера" старую добрую гидромеханическую АКПП было совершенно правильным. Как и возврат к брутальным линиям кузова, как и игнорирование тенденции устанавливать даже на достаточно тяжелые машины турбированные даунсайзинговые 2-литровые моторчики - на R53 стоит пусть и не совсем уж "олдскульный" ("люминь", прямой впрыск), но надежный, проверенный временем 6-цилиндровый 3,5-литровый VQ35.
Думаю, если бы не нынешняя ситуация с ценами, за "Pathfinder" R53 выстроилась очередь тех почитателей марки, кто когда-то отказался от его весьма спорного во всех отношениях предшественника-неудачника в пользу, скажем, тойотовского "Хайлендера". В любом случае новичок полностью соответствует всем предъявляемым к подобным авто требованиям по внутреннему содержанию, а внешность так и вовсе отлично вписалась в современную моду на своеобразный "кубизм". По крайней мере новую модель теперь трудно спутать со своими младшими собратьями: "Но поражен бывает мельком свет Ее лица необщим выраженьем..."
Ну и не удержусь - дам еще разок фоточку красавца:
P.S. Иллюстрации взяты из открытых источников.