52,6K подписчиков

Обзор первого сезона сериала Сарика Андреасяна «Тень Чикатило» — ищем положительные моменты

4,7K прочитали

Не так давно вышел первый сезон сериала «Тень Чикатило» от компании братьев Андреасян, и это спин-офф сериала про Чикатило. Несмотря на все красные флаги в виде фамилий знаменитых продюсеров и в очередной раз используемой тематики «основано на реальных событиях», мы посмотрели все вышедшие на данный момент серии и готовы поделиться с вами впечатлениями. И, на первый взгляд, они неожиданно приятные.

Федор Лавров на съёмках сериала «Тень Чикатило»   📷
Федор Лавров на съёмках сериала «Тень Чикатило» 📷

Сериал посвящен альтернативной истории российского серийного убийцы и насильника Михаила Попкова, известного как «ангарский маньяк». Он орудовал в городе Ангарске (Иркутская область) и его окрестностях в период с 1992 по 2010 год, совершил 86 убийств: жертвами стали 85 женщин и милиционер. Михаил Попков был младшим лейтенантом МВД и до увольнения из милиции в 1998-м совершил некоторые преступления в форменной одежде милиционера и на служебном автомобиле. Такой образ маньяка и лег в основу тру-крайм-сериала от компании братьев Андреасян. Имена режиссеры Сарик Андреасян и Давид Дадунашвили, конечно, изменили, чтобы не задеть реальных пострадавших, но самого Попкова, например, это особо не затронуло: он стал Дмитрием Попцовым.

Что хорошего нас ждет в сериале

Кадр из сериала «Тень Чикатило»   📷
Кадр из сериала «Тень Чикатило» 📷

Действительно, «Тень Чикатило» — один из лучших среди многочисленных релизов компании братьев Андреасян. И сейчас мы попробуем найти тому подтверждение.

Классный визуал, неожиданно отличная атмосфера. Вот в чем братьям не откажешь, так это в хороших операторах. Картинка, конечно, не составляет 50% успеха проекта, но определенно добавляет веса. Оператор Кирилл Пунтус уже работал с Андреасянами над «Сама виновата?» и мастерски делает желтоватые загадочные темные картинки в низком ключе, которые и вправду погружают в определенное состояние напряженности. Как минимум по качеству картинка гораздо выше рандомного телевизионного продукта, поэтому визуально «Тень Чикатило» смотрится отлично и стильно.

Федор Лавров, очень классно влившийся в роль Попцова. Лицо добряка, душа маньяка. Реального ангарского маньяка Михаила Попкова так и прозвали Мишей Улыбкой из-за его внешней доброжелательности. Федор Лавров идеально подходит на эту роль: его улыбкам веришь ничуть не меньше, чем его жестоким убийствам. Лавров вообще частенько отыгрывает каких-то бугаев, преступников, криминальных авторитетов, и маньяк у него получился ничуть не хуже — даже иногда взаправду страшно, что такой свой в доску парень может быть способен на хладнокровные убийства с умиротворенной улыбкой на лице.

Улыбчивый Федор Лавров, кадр из сериала «Тень Чикатило»   📷
Улыбчивый Федор Лавров, кадр из сериала «Тень Чикатило» 📷

Прекрасное осознание сериала в жанре телевизионного детектива. Бытует мнение, что этот сериал — позорище, что он мог бы стать отечественным «Джеффри Дамером» или (еще чего хуже) «Настоящим детективом», но ужасный Сарик Андреасян всё испортил. И с этим мнением очень хочется не согласиться. Прежде всего, красивая картинка в стиле вышеупомянутых сериалов и мало-мальски детективный сюжет, да еще и наличие маньяка не делают проект автоматическим последователем шедевров Netflix и HBO. Сериал прекрасно осознает себя в заявленном жанре, который представляет собой классическое трио из триллера, детектива и драмы, но не пытается показать себя лучше, чем он есть на самом деле, как это было сделано в том же пресловутом отечественном «Фишере». «Тень Чикатило» — местами неловкая, местами предсказуемая, местами наигранная телевизионная драма с детективными кейсами и триллерными элементами. Но сериал с этим согласен и на полную использует все свои возможности — понемногу раскрывает каждую жанровую историю и не прыгает выше головы. То, что его выкупила платформа Okko, уже о многом говорит — видимо, после определенного рода успеха сериала «Чикатило» платформе показалось, что этот контент может вполне неплохо зайти аудитории и лютого кринжа с ним точно не случится. Андреасяну дали зеленый свет и почти не прогадали.

Подкупает даже определенная правдоподобность сериала, особенно в слайс-оф-лайф-эпизодах следователей и похожих сценариях преступлений маньяка. Многие сетуют на то, что сериал по большей части представляет собой душные беседы в не менее душных кабинетах вместо поисковых операций по поимке маньяка, но ведь это гораздо больше похоже на правду, чем бесконечные театральные разъезды того же Янковского в «Фишере». Так и в жизни: никто не бегает по лесам и прогалинам с фонариком наперевес, сутками выискивая маньяка. Такое бывает только у «хороших детективов» и «настоящих детективов», как в сериалах от HBO. Так что Сарик Андреасян здесь более честен, чем льстив.

Кадр из сериала «Тень Чикатило»   📷
Кадр из сериала «Тень Чикатило» 📷

Есть в «Тени Чикатило» интересные элементы, даже в тех случаях, когда они совершенно абсурдны и, казалось бы, не подходят жанру сериала. Как, например, некоторая заявка на сакральность мотивов ангарского маньяка. Это раскрывается во флешбэке, когда Попцов, еще будучи молодым служащим, присутствовал на суде над Чикатило в Ростове-на-Дону. И когда разъяренный слушатель ранил маньяка, Попцов бросился ему на помощь и почему-то поддался странному искушению: попробовал на вкус кровь преступника, выслушал от него заветные слова о том, что «мир нужно очистить от грешных женщин», и вышел из клетки обновленным. В тот вечер он не смог собраться с друзьями после рабочего дня, и улыбка стала немного реже освещать его лицо. С одной стороны, сцена довольно интересная, абстрактная, и остается только фантазировать, как бы она хорошо воспринималась, если бы это был, например, ироничный сериал в стиле «Generation “П”», где можно было бы посмеяться на тему оккультных ритуалов, масонских лож и вообще теорий происхождения маньяков. Но нет — это же сериал братьев Андреасян, которые намеренно берут серьезные темы, чтобы пространно порассуждать где-то около центральной идеи, не предлагая никакого решения проблемы или хотя бы необходимых шагов к ее разрешению.

Любая страшная история выступает в произведениях братьев Андреасян в качестве некоторого развлечения — ведь как интересно предположить, будто маньяк внутри младшего лейтенанта проснулся именно в момент сомнительного причастия в зале суда, не правда ли? Не стоит лишний раз углубляться в действительность, вспоминать о прошлом преступника, рассуждать о его истинных мотивах и их причинах, это ведь игровой проект «по мотивам»… И это уже подходит под отрицательные качества сериала, о которых явно уже следует поговорить.

Что плохого нас ждет в сериале

Те самые следователи-горемыки, кадр из сериала «Тень Чикатило»   📷
Те самые следователи-горемыки, кадр из сериала «Тень Чикатило» 📷

Да, сериал не стыдно смотреть и, быть может, даже советовать, если вы хотите немного разгрузить голову под триллерный детективчик, но не готовы внимательно следить за каждым чихом как маньяка, так и главных героев. Но у него есть и множество недостатков, к которым следует быть готовыми.

Уже сказали о прекрасных злодеях, но хочется уточнить, что в целом с кастом не всё так хорошо, как могло бы быть. Господа милиционеры — Николай Козак в роли Александра Ковалёва, начальника управления уголовного розыска, и Олег Каменщиков в роли майора Эдуарда Липягина, подручного Ковалёва, — оба довольно топорные, излишне серьезные, делают вид, что они ужасно важные и что между ними есть некоторое подобие дружбы, которое, когда предается во имя работы (что, в общем-то, нормально), порождает некое состояние «обидки» между героями. Журналистка Алёна Синельникова, которую сыграла Мария Ахметзянова, — первая серьезная жертва маньяка. Она тоже топорная и клишированная до невозможности: наивная, дерзкая женщина, которая якобы всем может дать отпор (но не маньяку) и становится одной большой головной болью для следователей. Но, если честно, все эти оплошности можно простить как минимум из-за хороших маньяков, которые — от основного Попцова и до «ложных» — сделаны просто прекрасно.

Журналистка Алёна Синельникова, кадр из сериала «Тень Чикатило»   📷
Журналистка Алёна Синельникова, кадр из сериала «Тень Чикатило» 📷

Постоянные немотивированные скачки во времени путают историю и не дают спокойно следить за развитием событий. У авторов не получилось создать четкую карту таймлайнов — нельзя сказать, что это рушит весь сериал, ведь все необходимые черты в характеры героев всё равно вносятся, но для детективной истории это, конечно, очевидный минус.

В целом сериал довольно скучный и предсказуемый, и если вам так хочется посмотреть тру-крайм-детектив, то явно не следует начинать с «Тени Чикатило». Но следить за платформенными отечественными новинками довольно увлекательно, даже немного полезно: помогает отследить общие настроения в пространстве кинопроизводства, популярные темы и жанры. Поэтому будем ждать действительно мощных тру-краймов в ближайшее время.