Найти в Дзене

Выставка «Академия и Школа акварели Сергея Андрияки»

Оглавление

Памяти художника

16 мая 2024 не стало художника, педагога, основателя и руководителя Школы акварели, ректора Академии акварели и изящных искусств, Народного художника Российской Федерации и просто хорошего человека Сергея Николаевича Андрияки.

Ровно 7 лет назад (с 6 апреля по 5 мая 2017 года) в ЦВЗ «Манеж» (Манежная пл., д.1) проходила выставка «Академия и Школа акварели Сергея Андрияки», посвященная 5-летию Академии.

Мне посчастливилось побывать на этой выставке 1 мая.

В выходные дни и  1 мая, Сергей Андрияка проводил мастер-классы и встречи с посетителями, в рамках которых любой желающий мог задать вопрос и получить автограф знаменитого художника.

Мастер на сцене за работой
Мастер на сцене за работой
Заинтересованные зрители наблюдают за процессом работы мастера. Для удобства еще поставлены два больших монитора. Но лучше всего устроились на первых рядах  те, кто вместе с мастером работают красками и кисточками.
Заинтересованные зрители наблюдают за процессом работы мастера. Для удобства еще поставлены два больших монитора. Но лучше всего устроились на первых рядах те, кто вместе с мастером работают красками и кисточками.

В конце мы еще вернемся на мастер-класс, а пока я хочу показать выставку.

Из анонса выставки

"Впервые в России демонстрируется система непрерывного художественного образования от младшего школьного возраста  до высшей ступени обучения, автором и основателем которой является народный художник Российской Федерации Сергей Андрияка. На выставке будут представлены произведения Сергея Андрияки, художников-педагогов, учебные работы студентов и учащихся Академии, учащихся Школы акварели, а также работы одаренных детей Образовательного центра «Сириус», в котором преподают художники-педагоги Академии.
В юбилейную экспозицию вошли более 4000 экспонатов, выполненных в различных техниках и видах искусства – рисунок, акварель, масляная и темперная живопись, пастель, анималистическая скульптура, витраж, мозаика, керамика, фарфор, роспись по керамике и фарфору, ювелирные изделия, миниатюра, книжная иллюстрация, гончарное искусство и другие.
Сергей Андрияка известен в России как мастер классической многослойной акварели, чьи произведения отличаются монументальностью. Параллельно с творчеством Сергей Андрияка занимается педагогической деятельностью. Художник разработал и внедрил эффективную методику обучения детей и взрослых художественному мастерству. Каждый преподаватель Школы и Академии – самостоятельный, активно работающий художник, участник многих выставок, различных творческих программ в России и за рубежом. Учебные работы студентов и учащихся в подобном масштабе выставляются впервые и поражают своим мастерством, многообразием тем и сюжетов.
Выставка имеет широкую социальную направленность: ежедневные пробные уроки, экскурсии, концертные программы для детей-сирот и людей с ограниченными возможностями.
У посетителей выставки имеют уникальный шанс насладиться произведениями современного традиционного реалистического искусства, познакомиться с системой непрерывного художественного образования и лично поучаствовать в процессе создания работ".
Кругом цветы
Кругом цветы

Здесь и далее  все картины кисти Сергея Андрияки.

Фотографии, как всегда мои, кроме 6-ти репродукций с сайта

Академия акварели и изящных искусств | Академия Сергея Андрияки
Экспозицию дополняют более 30 мультимедийных экранов с видеофильмами мастер-классов, методических учебных уроков по акварельной живописи и рисунку (слева внизу)
Экспозицию дополняют более 30 мультимедийных экранов с видеофильмами мастер-классов, методических учебных уроков по акварельной живописи и рисунку (слева внизу)
Для посетителей выставки была подготовлена разнообразная программа мероприятий: экскурсии, бесплатные пробные уроки, показательные мастер-классы по акварели и различным направлениям прикладного искусства, презентации учебных пособий.
Для посетителей выставки была подготовлена разнообразная программа мероприятий: экскурсии, бесплатные пробные уроки, показательные мастер-классы по акварели и различным направлениям прикладного искусства, презентации учебных пособий.
-7
-8

В центре - "Орхидеи в вазе", которые можно рассмотреть подробно

С сайта АКАДЕМИИ АКВАРЕЛИ И ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ
С сайта АКАДЕМИИ АКВАРЕЛИ И ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ
-10

На полотнах очень часто встречаются пионы.

С сайта АКАДЕМИИ АКВАРЕЛИ И ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ
С сайта АКАДЕМИИ АКВАРЕЛИ И ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ
Башни Пскова, 2004, 148х210, бум.,акв.
Башни Пскова, 2004, 148х210, бум.,акв.
Натюрморт со старым примусом
Натюрморт со старым примусом
Кривцов Сергей Львович, Сидящий медведь "Запахи весны".
Кривцов Сергей Львович, Сидящий медведь "Запахи весны".

Про работы педагогов и учеников Академии и школы акварели будет отдельный пост.

Черногория, Остров св.Стефана, 2008
Черногория, Остров св.Стефана, 2008
-16
-17
Очень симпатичный бегемотик. Автор Кривцов С.Л.
Очень симпатичный бегемотик. Автор Кривцов С.Л.
Вид на Китай-город начала ХХ века, 1999, 70х370, бум., акв.                    Вид на Москва-реку с Воробьевых гор в конце ХIХ века, 1996, 70х400, бум., акв.
Вид на Китай-город начала ХХ века, 1999, 70х370, бум., акв. Вид на Москва-реку с Воробьевых гор в конце ХIХ века, 1996, 70х400, бум., акв.
Кирилло-Белозерский монастырь, 2005,120х250, бум.,авк.
Кирилло-Белозерский монастырь, 2005,120х250, бум.,авк.
-21
Слева "Купол Рождественского собора в Звенигороде"
Слева "Купол Рождественского собора в Звенигороде"
Купол Рождественского собора в Звенигороде, 1998,148х105,.бум, акв. С сайта АКАДЕМИИ АКВАРЕЛИ И ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ
Купол Рождественского собора в Звенигороде, 1998,148х105,.бум, акв. С сайта АКАДЕМИИ АКВАРЕЛИ И ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ
-24
Уголок выставки, Прямо Портрет А.Ф.Музыки
Уголок выставки, Прямо Портрет А.Ф.Музыки
Портрет А.Ф.Музыки. С сайта АКАДЕМИИ АКВАРЕЛИ И ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ
Портрет А.Ф.Музыки. С сайта АКАДЕМИИ АКВАРЕЛИ И ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ
-27
Портрет Максима
Портрет Максима

Что-то у меня с ним общее - лысый с усами и пивасик любит.

Вот такой дружелюбный пес встречал всех посетителей.
Вот такой дружелюбный пес встречал всех посетителей.
Справа - " Букет красных лилий"
Справа - " Букет красных лилий"
Букет красных лилий, 2012,бум., акв.  С сайта АКАДЕМИИ АКВАРЕЛИ И ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ
Букет красных лилий, 2012,бум., акв. С сайта АКАДЕМИИ АКВАРЕЛИ И ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ
Справа - "Улочка в Нижнем Новгороде"
Справа - "Улочка в Нижнем Новгороде"
Улочка в Нижнем Новгороде возле Благовещенского монастыря, 2006.  С сайта АКАДЕМИИ АКВАРЕЛИ И ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ
Улочка в Нижнем Новгороде возле Благовещенского монастыря, 2006. С сайта АКАДЕМИИ АКВАРЕЛИ И ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ
-34

Во время посещения выставки я обратил внимание на одну нетипичную для творчества Сергея Андрияки картину.

-35

Вспомнил, что был такой пожар 14 марта 2004 г., но ведь полно всяких событий, а в творчестве Сергея Андрияки "экшн отсутствует". Оказалось, что у картины есть история, связанная с выставкой работ хужожника.

"Пожар в Манеже" (2004,105х145, бум.акв.).
"Пожар в Манеже" (2004,105х145, бум.акв.).

Дело в том, что в марте  2004 года в Манеже должна была проходить выставка, посвященная 5-летию Школы акварели и уже начали завозить оборудование.

"Школа акварели была создана в 1999 году, а в 2004-ом мы отметили наш маленький, но очень значимый для нас юбилей. Нам хотелось красиво и творчески отметить наше пятилетие и показать, что было сделано за эти годы и учащимися, и нашими художниками- педагогами, и мной за эти годы. Готовилась огромная выставка в Большом Манеже, к которой была проведена серьезнейшая подготовка. Кроме непосредственно экспонирования картин, планировалось проводить мастер-классы, встречи со зрителями, пробные уроки для всех желающих, которым выдавали бы кисточки, краски и бумагу, и они могли бы попробовать себя в течение двух с половиной часов. А также детские конкурсы, благотворительные аукционы. В некоторых залах планировалось показывать видеозаписи мастер-классов, на которых показывалось, как писались вещи с комментариями и под музыку. Мы собирались установить около десяти больших панелей с видеомагнитофонами, которые должны были демонстрировать для зрителей в непрерывном режиме вот эти мои работы. А работы- оригиналы висели бы рядом. Уже была проведена огромная и интенсивная работа по первому учебнику акварели, по подготовке нашей печатной продукции: буклетов, альбомов и тому подобному. И приближался день, когда мы должны были перевезти все наши работы в Манеж. В общей сложности, более двух тысяч работ. Только моих под тысячу, а также работы наших педагогов и учащихся. Все это планировалось сделать в понедельник, пятнадцатого марта. Четырнадцатого марта были выборы президента, и вся страна говорила только об этом.
<14 марта 2004 г.>По всей Москве были открыты избирательные пункты, куда народ шел голосовать, а у нас шла своя непрерывная работа в школе. Мы готовили работы для транспортировки. Наконец, транспорт был подготовлен. Все было готово к тому, чтобы в понедельник 15 марта в восемь часов утра завезти все работы в Манеж, складируя их как можно дальше от служебного входа к парадному. Там должны были красить щиты, и по мере их готовности мы собирались делать экспозицию и вешать работы.
В восемь вечера рабочие повесили на фасаде Манежа плакаты, предваряющие нашу выставку “Сергей Андрияка. Школа акварели”. Завезли необходимое техническое оборудование для монтажа щитов, ковролин, краску и прочие вещи. Я совершенно спокойно сидел с друзьями-коллегами Владимиром Сергеевичем Погодиным и Сережей Сорокой. Мы работали над макетированием будущего учебника, исправляли неточности в текстах, исправляли сам макет. Мы были полностью поглощены работой. Вдруг неожиданно нас оторвал от работы телефон. Звонил мой друг Дима Буташин, который сообщил, что только что по Интернету узнал – горит Манеж. Он сказал, что не знает, какой горит Манеж – Большой или Малый, но тут же новая информация поступила, и Дима закричал, что горит Большой Манеж, и этот пожар показывают в экстренном выпуске новостей.
Я, честно говоря, не очень себе представлял, что, собственно, происходит, и не сразу сориентировался в этой страшной ситуации. Потом бросился звонить маме и жене. Мы быстро собрались и бросились в сторону Манежа. При этом я захватил нашу профессиональную школьную видеокамеру. Так как у меня был пропуск, мне удалось пройти через кордон вместе с Владимиром Сергеевичем и Сережей Сорокой. Мы прошли почти к горящему зданию. Причем, пока мы ехали, еще с Садового кольца увидели клубы красного дыма. Зрелище было ужасным, его видно было из разных точек Москвы. Подойдя к этому зданию, я решил записать хоть что-то на камеру. Но руки не слушались, дрожали. И я не смог ее зарядить, не смог ничего снимать. Карандашей и бумаги у меня тоже не было. Я стоял в совершенном оцепенении до тех пор, пока не провалилась крыша и пожарные почти что потушили внутренность здания.
Меня трясло, состояние, конечно, было ужасным. Но, с другой стороны, я себя успокаивал тем, что мы не успели завезти картины. Ведь случись этот пожар через несколько часов, роковой огонь уничтожил бы всю мою творческую жизнь. И не только мою, но и моих художников-педагогов и труд всей школы. Трагедия была жуткая. И вот, придя в мастерскую, я никак не мог успокоиться и в два часа ночи опять пошел к Манежу. Пробыл я там почти до половины пятого утра. Спать я не мог, и мне нужно было как-то выплеснуть тот заряд отрицательной энергии, того эмоционального стресса, который я только что получил.
Проводив своих друзей, я остался в своей мастерской один. Взял небольшой лист бумаги и сделал первую попытку выплеснуть все свои эмоции. Получилось не столько, быть может, здание Манежа – у меня не было ни карандашного рисунка, ничего, а какой-то вот комок отрицательной энергии выплеснулся с силой на лист бумаги. За полтора-два часа была сделана небольшая акварель. На следующее утро с нашим директором Андреем Чебановым мы пошли посмотреть и уже в более спокойном состоянии смогли отснять на камеру то, что осталось от сгоревшего Манежа.
Было очень много зевак, подъезжали какие-то правительственные машины, видел я там и префекта Центрального округа, и еще каких-то чиновников, которые обсуждали что-то с пожарными. Но я захватил с собой альбомчик и сделал маленький коротенький рисунок с того места, где я стоял во время пожара. Потом я вернулся в мастерскую, где у меня был натянутый полутораметровый планшет, отключил все телефоны и начал работать. За два-три дня я выплеснул на этот лист бумаги все те эмоции, которые меня переполняли. Я создавал образ. Образ того горящего здания. И не просто образ пожара, а пожара, который мог бы унести все наше художество, все наши картины. Получилась пронзительная и образная картина, которая рисует те события с каким-то, может быть, даже преувеличением. Вот так я написал горящий Манеж. Когда пришли журналисты, ко мне обратилась корреспондентка одной газеты, которая перед пожаром написала статью о нашей выставке. Она была в недоумении, что же ей теперь делать с этой статьей. Я рассказал, что у меня есть почти написанный до конца пожар Манежа. Она обрадовалась, сказала, что добавит еще что-то, немного перепишет материал, и он пойдет в печать. Она была уверена, что это будет интересно. Но я в тот момент и не думал о пиаре. Эта вещь была написана болью души. Ну, а то, что картина потом попала в средства массовой информации, попала на телевидение, в передачи новостные, это, наверное, естественно. О пожаре Манежа говорили очень много, что понятно. Ведь это один из самых крупных памятников истории культуры Москвы. Но все эти публикации и прочее вокруг этой картины – это уже не моя вина. Вот так родилась картина “Пожар в Манеже”." ( С. Андрияка, Альбом Городская архитектура, 2005

Картина очень экспрессивна, но лучше, чтобы больше не возникало таких поводов для написания подобных картин.

Но вернемся к мастер-классу, который проводил Сергей Андрияка.

Многие пришли со своим красками и кисточками и, следуя указаниям мастера, писали картину. Дополнительно весь процесс  демонстрировался на двух мониторах.
Многие пришли со своим красками и кисточками и, следуя указаниям мастера, писали картину. Дополнительно весь процесс демонстрировался на двух мониторах.
И вот картина закончена, и Сергей Николаевич отвечает на вопросы посетителей. На вопрос о красках ответил, что краски использует отечественные.
И вот картина закончена, и Сергей Николаевич отвечает на вопросы посетителей. На вопрос о красках ответил, что краски использует отечественные.
Перед началом автограф-сессии он должен был отмыть руки.
Перед началом автограф-сессии он должен был отмыть руки.
А вот и сама картина , которая была создана на наших глазах.
А вот и сама картина , которая была создана на наших глазах.
Вид со сцены, прямо по курсу уже образовалась очередь за автографами
Вид со сцены, прямо по курсу уже образовалась очередь за автографами
Охранник уже уносил картину, когда одна девушка попросила его остановиться, чтобы сравнить свою работу с работой Сергея Андрияки.
Охранник уже уносил картину, когда одна девушка попросила его остановиться, чтобы сравнить свою работу с работой Сергея Андрияки.
-43

Сергей Николаевич во время автограф-сессии.

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ.....