Найти в Дзене
Сергей Михеев

Можно ли наказывать детей физически

Был достаточно интересный опрос: большинство россиян (две трети) выступают против физического наказания детей и применения силы в спорах между супругами. Более четверти россиян считают, что можно наказывать детей, и среди них есть те, кто говорят, что можно и ремнем отшлепать, и даже розгами. Розги вспомнили.

Сергей Михеев: Что касается физических наказаний, любое физическое воздействие – это всегда крайняя мера и не всегда она оправдана. Это как война. Война случается тогда, когда политики считают, что политические, экономические меры исчерпаны. Это последнее, к чему стоит прибегать. Поэтому я принципиальным сторонником физических наказаний или выяснения отношений с помощью физической силы не являюсь и никогда не являлся. Считаю, что насилие как таковое человека скорее унижает, чем возвышает.

Потому что насилие от дьявола. Объясню почему. Тот человек, который, например, немотивированно применяет насилие с целью унизить другого человека, по сути, оскорбляет образ Божий и работает в этот момент на сатану. Именно силы зла заставляют кого-то демонстрировать унижение другого, и в этот момент кидается вызов Самому Богу. Это Твое творение, Твой образ, а я его сейчас низведу до состояния животного, затопчу его ногами. Я по этой причине испытываю абсолютное неприятие ко всем шоу по избиению друг друга за деньги. То есть, лучше к этому не прибегать.

Что касается отношений между мужем и женой, я считаю это неприемлемым. На мой взгляд, такого быть не должно. Что касается детей: иногда какое-то физическое воздействие на особо взорвавшихся сорванцов-детей нужно. Нужно ли пороть розгами или ремнем? Я думаю, что это очень сомнительный и крайний способ воздействия. Но иногда остановить разбушевавшегося или потерявшего рамки подростка или ребёнка надо. Какая степень физического воздействия? Я думаю, что она всегда должна быть очень серьёзно выверена. Здесь надо понимать, что ты, применяя это воздействие, в любом случае подавляешь его волю и унижаешь этого человека. Поэтому если ты это делаешь, это должно быть очень обоснованно и очень дозировано.

Это должно быть не просто доказательство того, что «я выше и сильнее, а ты ниже и слабее». Это должно иметь под собой однозначно справедливую подоплёку и с объяснением того, почему именно так и почему в следующий раз так делать ребенку не стоит. То есть это надо обосновать. Ребенок должен понимать справедливость этого наказания, его обоснованность. И здесь степень применения физической силы должна быть очень дозированная. Это надо выверять очень серьезно, а не просто бить по любому поводу.

Может быть сейчас много противников того, чтобы ребенка шлепать ремнем, потому что то поколение, которое получало ремня, выросло и для себя решило: «Нет, своего ребенка буду воспитывать по-другому». Может быть не всегда получается.

Сергей Михеев: Трудно сказать. Мне кажется, может быть где-то Вы правы, а где-то совсем не правы, потому что огромное количество людей выросло в неполных семьях (по крайней мере, в России), и никто их никаким ремнём никогда не шлёпал. Тем не менее, многие из них склонны к насилию. Сколько людей, столько и вариантов.

Комментарий от нашего слушателя: «Как только в школах отменили розги, всё с этого началось - пошла вся мировая вакханалия».

Сергей Михеев: Я хочу его спросить, Вы тогда учились, когда розги еще были?

Возможно, наш слушатель прокомментирует.

Наши слушатели напоминают святые слова: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (книга Притчей Соломона). Судя по комментариям, большинство за то, что возможны меры физического воздействия в воспитательных целях. Многие слушатели «за». Слушатель пишет: «Вы же помните золотое правило: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Евангелие от Матфея). Тот, кто бьет своих детей, получит ответ спустя годы, когда станет слабым».

Сергей Михеев: Я пояснил, что эти вещи должны быть мотивированы: ребенок должен понимать, что за любыми наказаниями есть справедливый мотив. Тогда в большинстве случаев он это примет. Конечно, это должно быть как крайняя мера и дозировано. Что касается наказания вообще: здесь было процитировано Библейское высказывание из Ветхого Завета, но я поддерживаю скорее с точки зрения принципа. Вседозволенность, отсутствие наказаний приведет к тому, что вырастет избалованный эгоист и вам это вернётся быстрее, чем розги или подзатыльник, который вы когда-то отвесили. Просто из них не надо делать принципа и не надо унижать. Я считаю, что ничем не ограниченный, ненаказываемый ни за что ребенок вырастет избалованным эгоистом и не будет вас за это любить.

Вопрос: Как Вы относитесь к предложению заменить пенсии алиментами от детей?

Сергей Михеев: Алименты от детей существуют.

По «Семейному кодексу». Дети обязаны содержать своих родителей.

Сергей Михеев: Может быть кто-то не в курсе, но если одинокий родитель попадает в безвыходную ситуацию, то по закону он имеет право подать в суд, и детям будут назначены алименты, выплаты на содержание родителя. Если говорить о принципах, то я уверен в Библейском подходе к этим вещам, что родители обязаны заботиться о своих детях, а дети - о своих родителях. Это совершенно понятное, человеческое и естественное состояние дел.

Слушатель пишет: «Из своего детства (мне сейчас 50 лет) помню, как мама давала мне ремня за сигареты в 6 лет - до сих пор не курю и ничуть не обидно». Всё-таки подействовало.

Сергей Михеев: Я согласен, когда это мотивировано. Ребёнок, даже если поплачет и покривляется, всё равно понимает; а если его не ограничивать, он очень быстро превращается в «зверька». С другой стороны, у детей есть от природы, от Бога чувство того, что правильно, а что неправильно. Они чувствуют, когда делают неправильно, и, в отличие от взрослого человека, не начинают придумывать себе оправдания. Дети понимают: если они получили по мягкому месту, то за дело. Поэтому если за дело и дозировано, то это может быть на пользу. А когда это унижение и немотивированное насилие, тогда западает в душу, и обида остаётся.