Медицинское образование добавляется новыми около медицинскими программами и не врачебными специальностями, прирастает новыми вузами и факультетами при непрофильных университетах. Общество же требует улучшения подготовки врачей именно по профилю. Что намерены сделать члены нового кабинета министров с медицинскими вузами?
На круглом столе «Медицинское образование. Столицы или регионы?» ректоры из регионов нахваливали свои университеты, куда желающих поступить меньше, чем в московские. Рассказывали о бонусах: на 1-3 курсах Самарского ГМУ обязательна программа по ядерной медицине, все 6 лет студенты углубленно изучают IT, бережливые технологии, управление качеством медпомощи, коммуникативные навыки и исследовательские компетенции. В Тюменском ГМУ «предусмотрена специализация в области научных исследований».
«Мы все, практически 50 университетов Минздрава, предлагаем как бы одинаковый продукт. <…> один и тот же диплом. И здесь включаются два других важных фактора. С одной стороны, это образовательный опыт и среда, через которую пройдет студент в момент обучения. И с другой стороны, это дополнительные возможности, которые может дать университет», — сказал ректор Сибирского ГМУ Евгений Куликов.
Одинаковые дипломы выдаются выпускникам всех 163 медвузов и факультетов, но единообразное образование получают только в подчинённых Минздраву 46 вузах или 28% от всех медицинских. Как сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко, на бюджетные места медвузов в 2024 году примут 55,5 тысяч абитуриентов, а с 2026 года в тысяче российских вузов начнётся «внедрение новой системы высшего образования», по 180 новым программам уже обучается 4 тысячи студентов.
В медицинских вузах тоже внедряют новые программы, но именно обучение медицине общественность не удовлетворяет. На Совете ректоров академик Глыбочко озвучил коллегиальное мнение – доверить Минздраву подготовку единого стандарта обучения на всех уровнях медицинского образования – от колледжа до курсов последипломной подготовки, не исключая ведомственные и частные. Депутаты попросили премьер-министра проверить программы частных медвузов, их в стране 14 и два при научных центрах.
Депутаты предложили разрешить Минздраву совместно с Минобрнауки определять целесообразность открытия новых вузов и планировать численность поступающих вне зависимости от принадлежности учреждения. Глава Комитета по науке Сергей Кабышев инициировал законопроект о наделении Федерального учебно-методического объединения (ФУМО) обязанностью подготовки единых подходов к программам медицинского образования, аккредитации и требований к ДПО.
Про недостаточность практических навыков и профильных знаний ректоры вузов никогда не упоминают, вероятно, своими выпускниками довольны. Уровень профессорско-преподавательского состава в вузах разной подчинённости не обсуждается - нельзя «палиться», но у спикера Госдумы возникли сомнения, а у пациентов нет уверенности вообще ни в чём.
Недоверие к качеству подготовки врачей «смоют» объективные доказательства, которые может предоставить Минздрав, если ему доверят такую работу.
Все значимые новости здравоохранения за день в кратком «Дайджесте вредного врача» в telegram