Найти тему
АиФ Волгоград

Больше ни капли! Об избавлении от алкогольной зависимости рассказывает врач

Оглавление
   Один из признаков зависимости – когда любая прогулка сопровождается пенным напитком.
Один из признаков зависимости – когда любая прогулка сопровождается пенным напитком.

Конец весны и лето – традиционное время для встреч, торжеств, свадеб с обильными столами и алкоголем, который льётся рекой.

Какие напитки с градусами вызывают наибольшую тревогу у врачей и как не переступить опасную черту, «АиФ»-Нижнее Поволжье» рассказала врач-психотерапевт, нарколог, заведующая диспансерно-поликлиническим отделением Центрального района Волгограда Елена Синолицая.

Пиво или водка?

Лидия Ковалёва: Елена Геннадиевна, какой алкоголизм хуже – пивной или водочный?

Елена Синолицая: Разделения официального нет, но если взять опыт наблюдений за пациентами из практики, то мне кажется, что пивная зависимость страшнее и сильнее по ряду параметров. Пиво – слабоалкогольный напиток, и когда человек его употребляет, то у него создаётся ощущение, что он не пьянеет сильно, находится в одной поре, что ведёт к употреблению больших доз алкоголя. Я иногда слышала какие-то фантастические цифры вроде употребления пяти и даже 10 литров пива в сутки у зависимых людей.

Это трудно представить, потому что даже воды такое количество организму выдержать непросто, а тут жидкость, содержащая массу токсических вредных веществ.

Так, в пиве есть компонент с содержанием кобальта, который воздействует на организм аналогично трупному яду. В первую очередь эти токсины разрушают печень и поджелудочную железу, причём даже больше, чем крепкий алкоголь. Стабилизатор пивной пены тоже содержит опасные компоненты, причём их количество превышает норму в 10 раз.

Много в пиве синтетических аналогов женских половых гормонов, что отрицательно воздействует и на здоровье, и на внешний вид любителей напитка. По моим субъективным наблюдениям, тяга к пиву оказывается сильнее, чем к крепкому спиртному.

– Существует ли безопасная доза алкоголя?

– Это миф, и никаких безопасных цифр нельзя встретить в научных рекомендациях или учебниках. Другое дело, что формируется зависимость у каждого по-разному – это зависит от частоты употребления, физического состояния организма, психического настроя, наследственности и т. д.

– Если человек выпивает, например, раз в неделю, то при какой дозе у него сформируется зависимость?

– Считаю, что употребление спиртного каждую неделю – это уже нездоровое поведение. У разумного человека нет такой установки, как «если сегодня пятница, то это повод выпить». Ну, скажем, один-два раза в месяц бывают важные события в жизни, и это условно безопасная частота употребления алкоголя, причём в небольших дозах.

Избавиться нельзя, жить в трезвости можно

– Как много людей, согласно вашим наблюдениям, избавляются от алкогольной зависимости?

– К сожалению, избавиться полностью от зависимости, если она сформировалась, уже нельзя, но держать её под контролем можно. Зависимость – это сложная биопсихосоциодуховная парадигма, затрагивающая все основные сферы жизни человека, путь борьбы с ней не может быть простым. Мы считаем хорошим результатом, если человек воздерживается от алкоголя хотя бы год – это может продлить его жизнь, укрепить физически и морально и создать мотивацию на дальнейшую борьбу с алкоголем.

Сдаваться не надо никогда, даже если зависимость многолетняя. Так, у меня есть история человека, который пил много лет и в конце концов стал виновником преступления, аварии, неумышленно забрал много жизней. Попал в тюрьму, но вый­дя на свободу, продолжал злоупотреблять. И всё же, к счастью, нашёл в себе силы остановиться. Закодировался один раз и не пил до конца жизни, почти 20 лет.

Был случай, когда одна моя пациентка приняла решение бросить пить. У неё погиб сын, и нельзя сказать, что она была напрямую в этом виновата, но она понимала, что если бы уделяла ему больше внимания, всё в жизни могло бы быть по-другому. Было множество и других потерь. Она нашла в себе силы отказаться от алкоголя, прошла курс лечения и уже более 15 лет остаётся в трезвости.

Есть и такие пациенты, которые держатся по два-три года, потом срываются, обращаются снова, и так не раз. Считаю, что это не худший вариант. Да, падения случаются, но главное, что человек успешно поднимается после этого и восстанавливается, и продолжает жить дальше в трезвости.

Наркология научила меня, что в отношении зависимых никогда нельзя делать прогнозы о благоприятном исходе или наоборот. Иногда люди, казалось бы, совершенно безнадёжные обретают трезвость и благополучие, а перспективные погибают...

– С чего надо начинать человеку, который понял, что зависит от алкоголя?

– Главное – понять, что зависимость – это болезнь, её надо лечить. Умение признать проблему и попросить помощи – это не слабость, а, напротив, качество, присущее сильным людям. Не надо обращать внимание на то, что алкоголизм по-прежнему считается в обществе недугом позорным – позорно будет погибать и ничего при этом не делать. Также важно, что лечение в государственных наркологических диспансерах можно пройти анонимно.