Найти тему
АиФ-Дагестан

Дай «пять», школьник! Педагог поразила Дагестан своими приветствиями

Оглавление
   Дай «пять», школьник!
Дай «пять», школьник!

Учительница начальных классов Мадина Аликадиева из села Сулевкент Хасавюртовского района уверена, что посещать школу дети должны с позитивными эмоциями. Для этого она разработала особый ритуал приветствия учеников, который попал на видео и поразил пользователей социальных сетей.

Нельзя заставить

Ума Саадуева, dag.aif.ru: Мадина Мусаевна, откуда и как возникла идея здороваться с каждым ребёнком оригинальным способом?

Мадина Аликадиева: Честно скажу, в интернете увидела, и очень захотелось попробовать со своими детьми. Им понравилось с первого раза. Приветствуем друг друга не как обычно, а объятиями, жестом «дай пять», рукопожатиями, поклонами, прикосновениями кулачком в кулак и так далее. Привыкли они сразу, и каждый ребёнок ежедневно выбирает новый жест. Это развивает память и поднимает настроение. Ученик уверенно заходит в класс и выходит мотивированным осваивать программу, готовым применять знания.

– Для этого одного оригинального приветствия мало...

– Способность своевременно разглядеть талант, развить лучшее в детях – вот, наверное, самое важное дело педагога. Детей нельзя заставить учиться, их нужно заинтересовать, увлечь. Чтобы вырастить увлечённых делом детей, важно быть креативным учителем, и не только авторитетом в глазах школьников, но и товарищем, который всегда готов прийти на помощь. Ребёнок должен знать, что я думаю, переживаю, радуюсь вместе с ним.

– Наверное, в школе вы были круглой отличницей?

– Да, угадали (смеётся). В школьные годы я с восхищением смотрела на своих преподавателей – они были самыми необыкновенными людьми для меня. Постепенно, взрослея, я всё больше осознавала, как важна и нужна профессия учителя. С самого раннего детства представляла себя в этой роли. Мы часто с подругами играли «в школу», и мне нравилось что-то объяснять, выставлять оценки в «журнал». Я благодарна своему первому учителю Абакару Абакаровичу, своей классной руководительнице Марият Муртазалиевне и двоюродной сестре Аминат за то, что развили во мне любовь и уважение к своей профессии. Именно они стали для меня примером.

Я более 20 лет работаю в родной школе, откуда когда-то выпустилась. Учителя, которые меня учили, стали моими коллегами и по сей день делятся бесценным опытом.

«Не так уж страшно»

– Вы были совсем молодой, когда пришли работать в школу. Как прошёл ваш первый урок?

– Мне было 22 года, я только окончила университет. Как же я старательно готовилась к уроку! Была продумана каждая минута, взвешено каждое слово. И всё же в самом дальнем уголочке сознания затаилась крупинка сомнения и страха – справлюсь ли? Первый урок, как первый снег – внезапный и лёгкий, но долгожданный.

Иду по коридору и чувствую, что меня охватывает сильное волнение: трясутся руки, подкашиваются колени, пропадает голос. Вхожу в класс, начинаю урок и мгновенно чувствую, как между мной и учениками потянулись невидимые нити дружелюбия, открытости. Из них не нужно было вытягивать слова – они легко вступали в диалог, задавали множество вопросов. Мне хотелось так много сделать на уроке! Всё время смотрела на часы. Надо уложиться! Но вот ощущения от первого урока до сих пор со мной: смесь волнения, страха, удивления. «Неужели я настоящая учительница, а это мои ученики?» – не верилось мне. Незаметно пролетели 45 минут. Урок окончен. В голове промелькнула мысль: «Я справилась. И не так уж это страшно».

– Обучение в те годы и сейчас сильно отличается?

– Да, всё очень сильно изменилось! Есть советские учебники, которые по качеству подачи материала, на мой взгляд, гораздо лучше современных.

Сейчас принято, что ребёнок должен приходить в школу уже со знаниями, а если их не дали в детском саду или дома, то школьник начнёт отставать по программе.

Лучше качество обучения будет тогда, когда детишкам дадут время вовлечься в учебно-познавательную практическую деятельность. Им надо давать возможность размышлять. У советского школьника к выпускному классу должна была сформироваться целостная картина мира. И к этому его вёл учитель.

– Что же мешает сегодня так работать?

– Мы все прекрасно знаем, как сильно поменялась система образования, в какие рамки загоняют ребят и педагогов. Из-за массовой цифровизации утеряны навыки письма, как следствие - и способности к творчеству. Книги отошли на второй план. Компьютерная и игровая зависимости ни к чему хорошему не приводят. Школа перестала быть развитым социальным институтом, выполняющим функции и образования, и воспитания.

Писатель Лев Толстой отмечал, что совершенный учитель объединяет в себе любовь к своему делу и к своим ученикам. Это важно, чтобы вырастить достойное поколение.

– Вы можете этим похвастаться...

– Я горжусь своими учениками и считаю, что они должны превзойти своего учителя. В этом моё призвание. Они не только моя гордость, но и гордость школы и села. Многие из них поступили в высшие и средние учебные заведения, работают в самых разных профессиональных сферах во благо своей страны.

И сам немного ребёнок

– Как классному руководителю стать по-настоящему классным в глазах детей и родителей?

– Сплочение родителей класса при его образовании – важный элемент. Класс – это большая семья с разными характерами, темпераментами, взглядами на жизнь.

Быть учителем – значит быть немного ребёнком. Сложно найти точки соприкосновения, когда вы смотрите на мир под разными углами. Каждый ребёнок – это неповторимая индивидуальность. Мне нравится работать с детьми, наверное, поэтому мне удаётся быть классной (смеётся).

– Есть родители, которые полагают, что учителя должны приложить все усилия, чтобы пробудить интерес детей, перекладывая всю ответственность на преподавателя.

– Меня не пугает ответственность. Многое в будущем ребёнка зависит от первого учителя, он становится примером для подражания и влияет на становление личности.

Да, у меня особая профессия. Я первый учитель маленького человека, который час за часом открывает для себя этот большой и непонятный взрослый мир.

– Мне и одноклассникам в школьные годы казалось, что учительская – кабинет, где преподаватели перемывают косточки своим ученикам. Что же на самом деле вы делаете там во время перемены?

– Раньше, когда были бумажные журналы, учительская была кабинетом, где они хранились. Один учитель приходил и оставлял журнал, а второй приходил и брал. Педагоги старших классов проверяли задания в тетрадках. Да, на перемене собирались в кабинете и беседовали: о детях, семьях, огородах. Мы обыкновенные люди, и ничто человеческое нам не чуждо. А теперь даже скучаем по такому общению.

– Какие напутственные слова скажете начинающему педагогу?

– Я убеждена, что профессия учителя – самая лучшая на свете! Это ответственность перед обществом, потому что мы, педагоги, формируем основы знаний и ценностей будущих поколений. И я горжусь тем, что выбрала эту профессию, которая, несомненно, обогащает меня как личность и даёт возможность оставить свой след в жизнях детей.

Отвечайте на все вопросы своих учеников, формируйте у них правильное окружение. Учитесь вместе с детьми, кстати, хороший способ совместного обучения – игры. Хвалите их и никогда не сравнивайте с другими, не переходите на личности. Работайте с «огоньком» – это поможет вам получить желаемые результаты от нелёгкого, но такого нужного и прекрасного труда!