Марка Cadillac — символ американского успеха и, возможно, самый престижный автобренд из США. Но почему у него такое французское название? И что, чёрт побери, такое Escalade?! Рассказываем про главные тайны в истории тяжелейшего детройтского люкса.
Фирму Cadillac основал Генри Форд
Да-да, именно он! Годом рождения компании надо считать не 1902-й, как это записано в большинстве источников, а 1899-й. Именно тогда легендарный промышленник основал в Детройте автомобильную фирму Detroit Automobile Company, которая чуть позже превратилась в Henry Ford Company.
Старт будущего автомобильного короля Америки получился не слишком удачным. Инвесторы были крайне недовольны выбранным направлением и результатами деятельности и Detroit Automobile Company, и Henry Ford Company.
Форд, по их мнению, ошибся с модельной гаммой и слишком увлёкся постройкой гоночных машин. Конфликт разрешился самым радикальным способом — инвесторы выставили Генри Форда за дверь и назначили нового управляющего, другого Генри — Лиланда, а компанию переименовали в Cadillac.
Смена власти и вывески случилась в 1902-м, который традиционно принято считать годом рождения компании.
Формально, мы все неправильно произносим название фирмы
Почему, кстати, Cadillac, а не Leland, например? Помимо того, что Генри Лиланд являлся отличным инженером, он был ещё и очень скромным человеком. В 1919 году он запустил ещё один премиальный автомобильный бренд и снова не стал использовать собственную фамилию для названия. Машины той марки мы теперь знаем как Lincoln.
Что до Кадиллака, то, подбирая название, Лиланд вспомнил про основателя Детройта — французского путешественника и военачальника Антуана де Ламот-Кадильяка. И эмблема новой фирмы была выполнена по мотивам родового герба француза.
Соответственно, и правильное прочтение фамилии Cadillac — французское. Кто-то говорит — Кадияк, другие настаивают на варианте — Кадильяк. Но совершенно точно не Кадиллак или Кэдиллэк, принятые в русском и английском языках соответственно.
Именно Cadillac нужно благодарить за климат-контроль и подушки безопасности
Список инноваций от инженеров Cadillac не ограничивается электростартером. Достаточно вспомнить, например, что подушки безопасности впервые появились именно на автомобилях Cadillac 1974 модельного года. Правда, тогда же эту опцию стали предлагать и на автомобилях Buick, а также Oldsmobile. Зато первенство Кадиллака в другом направлении несомненно.
В 1953-м в каталогах фирмы появилась опция под названием Weather Conditioner. Но это был не просто кондиционер. Благодаря термостату, выключавшему систему при достижении необходимой температуры в салоне, это был первый в мире климат-контроль.
Поначалу Weather Conditioner предлагался только в качестве допоборудования и стоил очень дорого — 620 долларов при базовой цене двухдверного купе 62-й серии 3571 доллар. Но прошло всего несколько лет, и автоматический кондиционер стал стандартным оснащением большинства Кадиллаков.
В списке уникальных опций Cadillac когда-то были намагниченные стопки
С самой полезной опцией, которую подарил миру Cadillac, кажется, определились. Теперь пришло время обсудить самую странную, если не сказать — безумную!
Машины Cadillac 1957 года оснащались... встроенным мини-баром! В перчаточном ящике подходящего момента ждали четыре серебряные стопки для виски. Благодаря намагниченному основанию, они надёжно фиксировались на хромированной внутренней стороне крышки бардачка.
Среди других неожиданных опций модели Eldorado Brougham 1957 года были кожаный портсигар, а также дамская косметичка с пудрой, помадой, расчёской и зеркальцем. Плюс ко всему каждый автомобиль поставлялся с флаконом духов Lanvin Arpege. Наконец, в комплекте имелась ручка в золотом корпусе и блокнот для записей с обложкой из натуральной кожи.
В названии хита Cadillac скрыт «наезд» на конкурента
Нельзя не вспомнить и «говорящую фамилию» одной из самых популярных моделей фирмы. Ведь вы наверняка не знаете, что означает слово Escalade, да?
Большой премиальный внедорожник назван в честь тактики боевого штурма крепостей. Эскалада — это способ преодоления оборонительных сооружений при помощи лестниц и стенобитных орудий. А если учесть, что Cadillac Escalade появился на рынке уже после громкого успеха Lincoln Navigator — понятно, какую именно крепость он должен был разрушить.
Cadillac стал героем Первой мировой войны
Как и многие американские автомобильные фирмы, Cadillac в годы мировых войн менял производственную программу. Самым известным вкладом фирмы в оборонку считается производство танков «Стюарт». А вот менее известный факт о марке: в Первую мировую американский экспедиционный корпус во Франции передвигался именно на Кадиллаках.
Всего в Европу отправилось около 2350 машин — в основном открытой модели Type 55 Touring. И это был по-настоящему премиальный автомобиль — с пятилитровым мотором V8 мощностью 77 л.с. и ценой шести новеньких Ford T. Пожалуй, ни до, ни после в истории армейский транспорт не был настолько премиальным.
Автомобили бренда любил легендарный гангстер
Впрочем, автомобили Cadillac любили не только американские военные, но и американские гангстеры. Если Бонни и Клайд радовались возможности угнать всего лишь Ford V8, то главный мафиози Америки 1930-х предпочитал машины попрестижнее.
Нет, Аль Капоне не был однолюбом — в его гараже были не только Кадиллаки, но и Линкольны, Паккарды, а также парочка МакФарландов. Однако первая ассоциация при упоминании автомобильных пристрастий Аль Капоне — именно Cadillac. Считается, что он ездил на одном из первых бронированных автомобилей своего времени. Речь о Сadillac 341 1928 модельного года.
Бронированными на самом деле там были только стёкла и боковины задних дверей. Но легенды приписывают этому Кадиллаку много лишнего. Согласно популярному городскому мифу, именно этот автомобиль, конфискованный у короля преступного мира, в годы Второй мировой использовал президент Рузвельт. Но всё это выдумки.
У Пресли был универсал Cadillac
Страсть короля рок-н-ролла к автомобилям Сadillac общеизвестна. Но знали ли вы, что одним из многочисленных Кадиллаков Элвиса был... универсал?
Эту машину он заказал осенью 1974 года. Требовался престижный, роскошный и комфортный автомобиль для перевозки музыкального оборудования. Плебейский фургон для этого не годился, как и Cadillac с традиционным трёхобъёмным кузовом.
Тогда-то Пресли и купил новенький четырёхдверный Deville, а специалисты American Sunroof Company превратили его в универсал. С огромным багажником и рейлингами на крыше. Всё удовольствие обошлось Пресли примерно в 27 тысяч долларов — 17 тысяч за автомобиль и 10 тысяч — за переделку.
Cadillac — это ещё и недвижимость
Бренд известен не только автомобилями. В штате Техас вот уже 50 лет существует Cadilac Ranch. Это не столько ранчо, сколько арт-инсталляция с 10 закопанными в землю Кадиллаками. Машины с 1948-го по 1964-й модельный год расположены в порядке возрастания поколений. Посетители могут наглядно проследить эволюцию хвостовых плавников. Кстати, закопаны Кадиллаки под углом, который точно соответствует наклону сторон пирамид в египетской Гизе.