Найти тему
Бегущие под Небом

Не Урал. Описание автомобильной трассы Тюмень-Екатеринбург-Пермь

Оглавление

В 2022 году мы проехали с двухгодовалым ребенком маршрутом от Владивостока до Санкт-Петербурга. Геоэкспедицию от Тихого океана до Атлантического мы назвали "От Петра до Петра". Описание всей дороги от Владивостока до Санкт-Петербурга мы поделили на трассы.

Большинство главных трасс России называются по водным объектам, в районе которых трассы и проложены. Маршрут "От Петра до Петра" проходил через трассы Уссури, Амур, Байкал, Енисей, Сибирь, Иртыш, Волга, Нева. Трассы Урал (Москва-Челябинск) наш маршрут не касался. Трасса Иртыш условно заканчивается в Челябинске или же под Тюменью в Ишиме, смотря как ехать и считать, а трасса Волга, начинается от Казани или от Перми. Вот и получается что участок от Тюмени до Перми официального именного названия не имеет. Или не имел.

В статье использованы личные фотографии 2016, 2018 и 2022 годов из разных автоэкспедиций. Описание дороги приводится по состоянию на 2022 год с добавлением проверенной информации на 2024 год.

Стелла при въезде в Тюмень. 2016 год.
Стелла при въезде в Тюмень. 2016 год.

Дорога Тюмень-Екатеринбург-Пермь с 2023 года стала частью трассы М12. Больший ее участок можно будет называть трассой "Восток". Строительство Востока еще не закончено, имеются все шансы на появление хорошей двухполосной дороги в каждую сторону.

Согласно международному классификатору, эта дорога является участком европейского маршрута Е22 от Великобритании до Ишима. Где Британия, а где Ишим! ) Но дороги на то и дороги, чтобы соединять страны и территории.

Трасса Е22 на сайте экономической комиссии ООН https://unece.org/DAM/trans/conventn/MapAGR2007.pdf
Трасса Е22 на сайте экономической комиссии ООН https://unece.org/DAM/trans/conventn/MapAGR2007.pdf

К концу 2025 года трассу Восток обещают доделать до Тюмени. В таком случае от Москвы до Тюмени мы получим качественную минимум двух полосную дорогу в каждом направлении. Но пока качественная дорога на этих территориях встречается лишь местами. Забор вдоль трассы большая редкость, а еще можно стоять часами в пробках. Но обо всем по порядку.

https://roads.ru/forum/topic/34999-r-351-km-35-km-104-obhod-s-malye-brusyany-mezenskoe-rp-beloyarskiy-g-bogdanovich/#comments
https://roads.ru/forum/topic/34999-r-351-km-35-km-104-obhod-s-malye-brusyany-mezenskoe-rp-beloyarskiy-g-bogdanovich/#comments

Тюмень - Екатеринбург

Дорога в Тюменской области нас приятно удивила еще в 2016 году. Уже тогда на трассе Екатеринбург - Тюмень встречались длинные участки по две полосы в каждую сторону. Это большая редкость для Сибирских дорог. За шесть лет двухполосных (в каждую сторону) участков стало несколько больше. На таких участках водители легковых машин наконец-то могут безопасно обогнать первую очередь из фур, и с легкость догнать вторую.

Надпись на "чемоданчиках"  - "Медицина катастроф"
Надпись на "чемоданчиках" - "Медицина катастроф"

У выезда из Тюмени много лет стоят контейнеры - "чемоданчики" медицины катастроф. При них вертолетная площадка. Считается, что в случае необходимости, вертолет с медиками именно отсюда может улететь на помощь пострадавшим.

Под городом Богданович есть хорошее место, чтобы встать с палаткой на ночевку. Здесь расположились Семицветные озера и красивые березовые леса. Ссылка на карты. Здесь можно пообедать, если вы планируете доехать за один день от Екатеринбурга до Тюмени, или поставить палатку и покупаться.

При переезде границы в Свердловскую область дорога становится хуже, двухполосных участков мало. Приходиться ехать медленно, уперевшись в очередную фуру. Из-за большого траффика, окон для обгона фур на этой трассе практически нет. Представите себе один-два часа томительной езды со скоростью 70 километров в час. Это реальность летнего сезона 2022 года в Свердловской области.

На стыке районов в Свердловской области
На стыке районов в Свердловской области

Вечные пробки

Богданович. Федеральная трасса проходит через город Богданович. Ни трассу, ни город это не украшает. Пробки от светофоров, ям, пешеходных переходов и перекрестков, на которых местные жители пытаются переехать поперек трассу, чтобы попасть на работу, в поликлинику и всем остальным делам. Трасса практически разрезает город пополам. И трафик трассы практически останавливается в этих местах. Объезд Богдановича планируется реализовать в "пятом этапе" строительства Востока. Если все пойдет по плану, то к концу 2025 года объезд будет готов.

Федеральная трасса еще совсем недавно проходила через центр небольшого городка, давшего название рядом построенной Белоярской атомной электростанции. На протяжении десятилетий этот участок был самым медленным от Урала до Байкала. Множественные светофоры в городе, тысячи фур и автомобилей, объезжающих ямы, и переезды. В Белоярском водители могли провести по несколько часов стоя в пробках. Но к 2024 году большая часть автомобильного обхода Белоярского уже готова. Вероятно, к 2025 году про страшные пробки в приатомном городе можно будет забыть, водители и жители вздохнут с облегчением.

От Белоярского до Екатеринбурга теперь ведет хорошая четырехполосная дорога. Схема взята с сайта.

Стрелками показана старая дорога в городе Белоярский. Самый восточный участок объезда -  у Моста №2, должен быть реализован в 2025 году.
Стрелками показана старая дорога в городе Белоярский. Самый восточный участок объезда - у Моста №2, должен быть реализован в 2025 году.

Сам Екатеринбург - третий европейский город России, заслуживает многодневного отдыха и осмотра.
Если у вас всего один день, то мы рекомендуем посмотреть
Музей Невьянской иконы. Не бойтесь названия. Там по-настоящему интересно, даже с 2х летним ребенком. Если вам повезет, то внутри вы сможете встретиться и пообщаться с создателем музея.

А если хотите попроще, то можно зайти в Екатеринбургский зоопарк. В нем живут редкие для России африканские животные - Трубкозубы. Ради них можно сходить и в зоопарк. Петербуржцы, вечно грустные от нехватки слона, могут порадоваться и увидеть слона вживую. Он находится неподалеку от Трубкозуба.

Екатеринбург - Пермь

Если вы заехали в Екатеринбург как и мы, то выезжать скорее всего будете по Ново-Московскому тракту. На тракте, по правую руку, сделана удобная парковка у мемориала памяти жертв политических репрессий. Мы рекомендуем его посетить.

Маски Скорби Эрнста Неизвестного
Маски Скорби Эрнста Неизвестного

Через пару километров можно сделать еще одну остановку у очередного памятника Европа-Азия. На Урале большое количество памятников, посвященных условной границе между Европой и Азией. Они находятся в разных местах, как по широте, так и по долготе. Как правило памятники ставились не там, где есть хоть какое-то географическое обоснование, а там, где это удобно строителям и туристам. Местонахождение границы - вопрос филосовский, и не имеющий четкого ответа. Классический ответ - граница проходит по Уральским горам. Более подробный ответ - сами Уральские горы - это Европа, а место где горы заканчиваются на востоке - здесь и начинается Азия. Но где именно горы заканчиваются, не понять даже на местности. Поэтому такие памятники - ни что иное, как место для фотографий и отдыха множества путешественников. Да и сам Екатеринбург все таки хочется считать европейским городом, и место для конкретно этого памятника не самое удачное, но безусловно подходящее под туристов.

У Екатеринбурга есть своя кольцевая. Теперь хорошая, двухполосная в каждую сторону, объездная. Она нужна для тех, кто в город заезжать не будет. Но после основного съезда с трассы на город Первоуральск дорога вновь станет однополосной в каждую сторону, узкой и медленной. Прямо сейчас дорогу расшивают, и к 2025 году, возможно, трасса Восток поедет быстрее.

В Уральских горах, на трассе попеременно идут одна и две полосы в каждую сторону. Наверх, в гору две полосы, чтобы обгонять фуры, вниз одна полоса. Уральские горы - горы небольшие, но подъемы и спуски будут ощущаться. И так на протяжении двух сотен километров в сторону Перми. Если ваша машинка не имеет мощного двигателя, как наш Хастлер, то подъем в гору с опережением фуры - это всегда мини_приключение )

На этом участке трассы мы отметим три интересных места: Вакутин Камень, Суксун и городок Кунгур. К первому и второму можно заехать, чтобы поразмять ноги, а третьему лучше посвятить один день своей жизни.

Вакутин камень

Это место еще называют Серый камень. Красивый вид на реку Иргина открывается со скалы. Согласно легенде, скала - это богатырь Святогор, а река Иргина (приток Сылвы) - это красавица Ирга. Боги наказали влюбленных за нарушенную Святогором клятву. И теперь они рядом, но не могут быть вместе. К Серому камню можно подъехать на машине. Подняться пешком наверх. Здесь можно перекусить и сделать красивые фотографии.

Панорама с Серого камня
Панорама с Серого камня

Суксун - Родина самовара

Если вы думаете, что самовар изобрели в Туле, то уральцы с вами не согласятся. И будут правы. Первый самовар был изобретен здесь. В поселке Суксун в краеведческом музее это доказывают. Большая коллекция самоваров и доказательства, что самовар здесь придумали раньше чем в Туле, вам обеспечены.

Раньше в поселке работало кафе Колибри. Кафе ресторанного типа, с вкусной и недорогой едой. Работает ли оно сейчас? С ЯндексКарт оно пропало.

Кунгур

Кунгурский городок очень важен для истории Урала.

Главная достопримечательность Кунгура - Ледяная пещера, одна из крупнейших пещер в Европейской части России. Ее протяжённость более 8 километров, и в ней насчитывается более 60 озёр. Благодаря сохраняющейся низкой температуре в ней хорошо сохраняется лед, естественные ледопады, и антропогенные фигуры изо льда. В свое время, пещеру исследовал Семен Ремезов, тот самый, кто Тобольский кремль построил, и создал первые карты Сибири. Карты правда не сохранились, но их описание хранится в музее в Москве. Про Семена Ремезова мы уже вспоминали в статье о трассе Иртыш.

-13

Посещение самой пещеры - дело дорогое и долгое. Цена на билеты кажется высокой: 2008 году экскурсия стоила 300 рублей за человека. А в 2024 году цена за базовую экскурсию по пещере, согласно сайту, начинается от 1100 рублей в будний день. Еще дороже в выходные. Но на наш взгляд, такая цена оправдана. Во-первых, полтора часа вас будет развлекать экскурсовод. Слово развлекать в нашем случае идеально походит. Речи экскурсоводов подобраны для всех типов туристов. В словах экскурсовода будут и научные данные, и бытовые хитрости. Тексты понравятся как взрослым экскурсантам, так и юным покорителям пещер. Во-вторых, такая высокая цена - это способ уменьшить количество людей, зашедших в пещеру. Пещера ледяная, там, под землей отрицательная температура, и когда открываются двери, то тепло проникает в пещеру, а каждый человек несет с собой свое тепло, и лед потихоньку тает. Чтобы не нарушать баланс холода в Ледяной пещере - придуман график экскурсий и лимит посещений. Летом, экскурсантов запускают меньше, а зимой больше.

Важный совет: приезжайте к пещере заранее. Места в каждой экскурсионной группе ограничены. И купить билет на экскурсию, которая начинается "вот прямо сейчас" - практически невозможно. После покупки билета скорее всего придется ждать своей экскурсии пару часов. У входа в пещеру уже выстроился минигородок из торговых киосков и кафешек. Есть мастерские и свои отели. Кунгурская Ледяная пещера - это хороший пример того, как одна природная достопримечательность может дать сильный толчок для процветания бизнеса в малом городке. Еще один отличный подобный пример - это Рускеала в Карелии.

По самом Кунгуру тоже можно погулять, он старинный, подзапустевший, и в нем есть несколько недорогих кафе-столовых. Главное приезжайте непоздно. Все сервисные организации закрываются рано. А еще в городе продают свой фирменный Кунгурский пряник, Кунгурский лимонад и Кунгурский ирис - отличные недорогие сувениры, чтобы подарить их друзьям по окончании путешествия.

Дорога между Кунгуром и Пермью в 2022 году. Расшивают участок.
Дорога между Кунгуром и Пермью в 2022 году. Расшивают участок.

От Кунгура до Перми уже недалеко. Примерно через 30 километров после Кунгура, перед Пермью дорога станет двухполосной в каждую сторону. В 2022 году этот участок расшивали.

Плакат на въезде в Пермь
Плакат на въезде в Пермь

Владивосток - Санкт-Петербург на кей-каре

Описание трасс:

Трасса "Амур". Описание дороги от Хабаровска до Читы

Трасса "Байкал". Описание дороги от Читы до Иркутска

Трасса "Уссури". Описание дороги от Владивостока до Хабаровска

Трасса "Сибирь". Описание дороги от Иркутска до Новосибирска

Трасса "Енисей". Описание дороги от Красноярска до Абакана

Трасса "Иртыш". Описание дороги от Новосибирска до Тюмени

Дорога от Тюмени до Перми в отличии от предыдущих, нами описанных трасс, уже проходит по обжитой цивилизацией местности. Здесь часто встречаются заправки, есть кафе. Все чаще встречаются современные туалеты. На трассе относительно много СТО и шиномотажных. Связь ловит неплохо. В горах иногда встречаются участки без интернета, но опять же по сравнению с предыдущими участками пути от Тихого океана, здесь есть все необходимое, а встречную машину не нужно ждать полчаса. В летний период трафик настолько плотный, что трасса не справляется со своей задачей и нуждается в срочном увеличении пропускной способности. Не большой, но все же перепад Уральских высот, добавляет своего колорита, и требует от водителя быть особенно осторожным.

Расстояние между Тюменью и Пермью по дороге около 700 километров. В 2022 году вместе с двухгодовалым ребенком, посещая достопримечательности, мы проехали за три дня. Один полный день в Екатеринбурге и по несколько часов на других достопримечательностях. Но Урал - не просто регион России. Это отдельная цивилизация, по которой лучше всего путешествовать самостоятельно и на много-много недель. О чем мы еще конечно же расскажем.