208,4K подписчиков

«Король эпизода»: за что зрители так любили Савелия Крамарова?

105 прочитали
Косой взгляд, улыбка во все лицо и мощный комедийный темперамент.

Косой взгляд, улыбка во все лицо и мощный комедийный темперамент. Внешность актера Савелия Крамарова была знакома каждому в Советском Союзе, а фразы, сказанные им с экрана, тут же становились крылатыми и уходили в народ.

В этом фильме снялись Михаил Пуговкин, Анатолий Папанов, Татьяна Пельтцер и другие любимые советские актеры. Савелий Крамаров в нем – совсем молодой и еще малоизвестный актер. Но роль в этом фильме во многом определила его будущее амплуа, так как Савелий Крамаров в ней «идеально смешон». Он играет простака, который принимает розыгрыш за чистую монету. Его деревенский герой в окружении модно одетых городских красоток смотрится особенно уморительно. В этом году исполняется 90 лет со дня рождения Савелия Крамарова – актера, который был так любим в Советском Союзе, а умер в эмиграции в США. Рассказываем, каким был путь Савелия Крамарова в кино.

Кадр из к/ф «Ход конём», Киностудия «Мосфильм», Реж.Татьяна Лукашевич, 1962 год
Кадр из к/ф «Ход конём», Киностудия «Мосфильм», Реж.Татьяна Лукашевич, 1962 год

Как Савелий Крамаров собирался дожить до 120 лет?

Савелий Крамаров родился в интеллигентной семье московских евреев, которые даже в коммунистическом Советском Союзе умудрялись соблюдать все религиозные ограничения, включая шабат и кашрут. Может быть, поэтому всю последующую жизнь актер придерживался строгих правил, которые устанавливал для себя сам. В частности, отказывался сниматься по субботам, чем выводил из себя режиссеров, не желавших считаться с его религиозными убеждениями.

Правила кашрута в еде Савелий Крамаров со временем заменил на полный отказ от мяса и множества других вредных с его точки зрения продуктов. Это произошло после того, как Крамаров прочитал книгу американского натуропата Поля Брэгга «Чудо голодания». Автор этой книги заявлял, что его методика способна победить старение и продлить жизнь до 120 лет. Крамаров такой перспективой очень вдохновился и с этого момента вел здоровый образ жизни: не ел мясо, занимался спортом, плавал, не употреблял алкоголь, лечился травами, увлекался сыроедением и лечебным голоданием.

В зрелом возрасте Крамаров стал интересоваться также индийской философией и йогой. Сначала занимался самостоятельно, а потом нашел кружок единомышленников, которым заинтересовался КГБ. Но это было уже в то время, когда актер был известным и знаменитым.

Как случай стал путевкой в кино?

Попытка поступить в театральный институт, которую Савелий Крамаров предпринял в юности, провалилась. И он стал учиться в лесотехническом институте и посещать театральную студию «Первый шаг» при Центральном доме работников искусств.

В кино он попал случайно. Шел после занятий по улице, подошел к оцеплению и начал смотреть, как работает съемочная группа. В перерыве между съемками ассистент режиссера подошел к нему и предложил сыграть удивление и испуг одновременно. Савелий, конечно, справился. Впоследствии именно это выражение можно увидеть крупным планом у многих его героев.

В тот раз Крамарова сняли в массовке, но кадры с ним в итоге вырезали. Однако мечта о кино прочно поселилась в парне. Когда будущему актеру было 24 года, он решил действовать и разослал свою фотографию во все киностудии страны. Их в то время было немало, но ни одна из них не пригласила Савелия сниматься. Зато его пригласили в свой фильм начинающие режиссеры Алексей Салтыков и Арсений Ястребов. Они снимали на учебной киностудии ВГИКа фильм «Ребята с нашего двора». После того как интеллигентный юноша, сын адвоката Савелий Крамаров, снялся в роли хулигана Васьки Ржавого, несколько лет подряд ему предлагали исключительно роди хулиганов и уголовников. Так достоверно ему удалось сыграть.

Кадр из к/ф «Ребята с нашего двора», ВГИК, Реж. Алексей Салтыков, Арсений Ястребов, 1959 год
Кадр из к/ф «Ребята с нашего двора», ВГИК, Реж. Алексей Салтыков, Арсений Ястребов, 1959 год
Фильмом, который сделал Савелия Краманова знаменитым, можно считать приключенческую ленту «Неуловимые мстители». «А вдоль дороги мертвые с косами стоят, и тишина», – говорит его герой. Совсем короткий эпизод, но как он запомнился зрителям.

Король эпизода, или Почему зрители так любили Савелия Крамарова?

Многие называли Савелия Крамарова «королем эпизода». И действительно, главных ролей у него было мало, но появление актера в кадре, даже небольшая сценка с его участием способна была вытащить любой фильм в лидеры проката. А как его любила публика. Он был один такой, и даже явный недостаток – косоглазие – работало на его уникальный образ. На него только посмотришь, и уже смешно.

Кадр из к/ф «Неуловимые мстители», Киностудия «Мосфильм», Реж. Эдмонд Кеосаян, 1966 год
Кадр из к/ф «Неуловимые мстители», Киностудия «Мосфильм», Реж. Эдмонд Кеосаян, 1966 год

«Для народа Савелий Крамаров был великим артистом. Ему поклонялись, люди ждали фильмы с его участием, – вспоминал о нем режиссер. – Надо заметить, что наши люди любят простачков и дурачков, но Савва не был дураком. Он был закрытый человек, но очень быстро все соображал. Звездной болезнью не болел, но с удовольствием «поедал» ту сумасшедшую, чудовищную популярность, которая у него была. И КПД у него был стопроцентный. Мы с ним много поездили на встречи со зрителями, по разным городам, и в нашей компании он всегда был суперзвездой».

На пике своей карьеры Крамаров снимался в четырех-пяти фильмах в год. Получал сто рублей за съемочный день. Такую же сумму учителя и врачи получали в то время за месяц. Столь высокие гонорары обычно бывали только у исполнителей главных ролей.

Савелия Крамарова, точнее, его собирательный кинообраз, любили и принимали абсолютно все – от заводских работяг до ученых с мировым именем. Актриса Нины Масловой, игравшая с Крамаровым в нескольких фильмах, вспоминала, что на Всесоюзном кинофестивале в Баку ему устроили настоящие овации. Всем аплодировали, но ему – особенно.

Кадр из к/ф «Большая перемена», Киностудия «Мосфильм», Реж. Алексей Коренев, 1973 год
Кадр из к/ф «Большая перемена», Киностудия «Мосфильм», Реж. Алексей Коренев, 1973 год
«Когда ведущий произнес: «Артист кино Савелий Крамаров», зал встал, – рассказывала актриса. – В первом ряду сидели академики, ученые мужи с седыми бородами, они первые встали – и весь зал поднялся. И ведь есть разные артисты – красавцы, обаятельные, талантливые, брутальные, герои-любовники, а артиста типа Крамарова больше нет».

Самому актеру нравилась громкая слава, но из тридцати своих фильмов он любил лишь несколько: «Друг мой, Колька!», «Неуловимые мстители», «Двенадцать стульев», «Джентльмены удачи», «Не может быть» и «Большая перемена».

Кадр из к/ф «Джентльмены удачи», Киностудия «Мосфильм», Реж. Александр Серый, 1971 год
Кадр из к/ф «Джентльмены удачи», Киностудия «Мосфильм», Реж. Александр Серый, 1971 год

Говорят, что Савелий Крамаров сам себя считал вовсе не комедийным, а драматическим актером. Он мечтал сменить амплуа и воплощать серьезные, глубокие образы. Возможно, поэтому на пике своей популярности он вдруг решил эмигрировать в США. Но расчет не оправдался: на родине он входил в пятерку главных комиков СССР. За океаном он стал одним из тысяч безымянных актеров. Хотя в кино его все же снимали, и он не бедствовал, но такой всенародной любви, как на родине, в Штатах он не получил.

Когда в 1995 году актера не стало, на его могиле на еврейском кладбище в Сан-Франциско был установлен такой памятник: гримерный столик, на котором лежит череп и разбросаны маски, символизирующие так и не сыгранные актером трагические роли.