Найти в Дзене
Шпионские страсти

Шпионов у нас нет

1908-1910 годы

Российская империя

После русско-японской войны вопрос о деятельности иностранной агентуры на просторах Сибири стал одним из первоочередных для местных военных.

Как работала система штаба Омского военного округа по задержанию подозрительных иностранцев?

От командиров отдельных частей и начальников гарнизонов в штаб округа, в военно-статистическое (разведывательное) отделение штаба округа поступает информация о замеченных на территории округа иностранцах.

Адъютант штаба (он же начальник разведотделения) систематизирует поступивший материал и передаёт его окружному генерал-квартирмейстеру. Тот, в свою очередь (если находит целесообразным) доводит до сведения начальника штаба округа конкретные случаи состоявшегося появления иностранцев на территории округа или ожидаемого появления иностранных разведчиков. На основании доклада генерал-квартирмейстера начальник штаба округа принимает решение: обращаться или нет за помощью к гражданским властям и жандармам.

Сама подобная система прохождения материала требовала времени, да и с людьми, кто мог бы заниматься оперативной работой, было плохо.

В январе 1908 года Томский губернатор по просьбе штаба Омского округа приказал Бийскому уездному исправнику выяснить, не было ли в пределах Алтая замечено японских разведчиков. Исправник с оговоркой «Насколько удалось узнать» сообщил, что японцев на Алтае в течение трёх последних лет никто не встречал. И это при том, что в Генеральном штабе Российской армии знали из ряда источников о том, на Алтае в тот момент находилось несколько экспедиционных партий японцев.

Барон Карл Станиславович фон Нолькен (1859–1918) – российский государственный деятель. В 1905–1908 гг. Нолькен был губернатором Томской губернии.
Барон Карл Станиславович фон Нолькен (1859–1918) – российский государственный деятель. В 1905–1908 гг. Нолькен был губернатором Томской губернии.

В начале июля 1908 года штаб Омского военного округа получил сведения о том, что в приграничный город Зайсан прибыло семеро «желтолицых азиатов, выдающих себя за китайцев, ...говорят по-русски, по внешнему виду – интеллигенты». Когда им предложили уплатить большую пошлину за привезенные товары, они не стали торговаться, чем вызвали подозрение: купец, которыйне торгуется? Уплатили и отбыли на Алтай. Понятно, что поездка странных купцов в приграничные горные районы вызвалау военных подозрения. Штаб передал телеграфом Томскому и Семипалатинскому губернаторам, все, что было известно об этих «купцах», сопроводив их просьбой «установить за азиатами негласный досмотр». Однако, найти «купцов» местным властям не удалось ни в Семипалатинской области, ни в Томской.

-2

Эффективность контрразведывательных мероприятий омских военных по взятию на учёт прибывающих или проживающих в Сибири иностранцев была крайне низкой. За 1908 и 1909 годы штаб округа взял на учёт всего семь человек, как вызвавших подозрение в шпионаже. Среди них - четверо русских, китаец, кореец, японец. Ни одному из них не было предъявлено обвинения в шпионаже, так как доказательств их преступной деятельности ни у военных, ни у жандармов не было. В число подозреваемых эти люди попали либо волею случая, либо потому, что раньше сотрудничали с русской военной разведкой, а теперь порвали с ней связи. Штаб округа считал, что японцы охотно вербуют агентов среди лиц, которые «занимались во время войны тайной разведкой как на службе у Японии, так и у нас...». На основании данного вывода иногда производились аресты.

Так, 3 января 1908 года в селении Кош-Агач был арестован китаец Чжан Канюн. В русско-японскую войну он был переводчиком при отряде полковника Мадритова, а в 1907 году вдруг оказался на Алтае «без определенных занятий».

Игнатий Ошлыков, крестьянин Зайсанского уезда, попал в число подозреваемых, так как раньше сотрудничал с русскими военными, выполнял поручения по разведке, но «оказался ненадёжным, с дурной нравственностью».

Мещанин Арефий Соболев оказался под надзором лишь потому, что «владеет китайским языком и находится в подозрительных сношениях с китайцами».

Кореец Тин Ха Ир привлёк к себе внимание тем, что старался жить только на больших станциях Сибирской железной дороги.

В 1909 году вновь обострились отношения между Российской и Японской империями, и возникла угроза новой войны между ними. Это самым серьёзным образом повлияло на отношение гражданских властей и жандармских органов Сибири к вопросам борьбы со шпионажем.

В первых числах октября 1909 года начальник штаба Омского округа оповестил губернаторов Западной Сибири, что японская разведка «в настоящее время... производит обследование в географическом и топографическом отношениях всей Сибири. С этой целью лица, причастные к шпионажу, разъезжают по Сибири… Япония задалась целью и напрягает все усилия, чтобы поднять Китай против России». В связи с этим военные просили губернаторов установить «негласное и непрерывное наблюдение за японскими и китайскими подданными».

Генерал Валериан Павлович Тихменев на пароме. 1910 год. В 1907­–1911 годах генерал-лейтенант Валериан Павлович Тихменев занимал должность начальника штаба Омского военного округа. Мы видим его на па­роме в окружении офицеров и двух чиновников.
Генерал Валериан Павлович Тихменев на пароме. 1910 год. В 1907­–1911 годах генерал-лейтенант Валериан Павлович Тихменев занимал должность начальника штаба Омского военного округа. Мы видим его на па­роме в окружении офицеров и двух чиновников.

Теперь гражданские власти отнеслись к просьбе военных со всей серьёзностью.

12 октября Акмолинский губернатор* потребовал от начальника жандармского управления донести ему о всех японских и китайских подданных, проживающих в области. Начальник жандармского управления, опросив подчинённых, рапортовал губернатору, что ни японцев, ни китайцев на территории области нет. Губернатор не поверил и 23 октября вновь распорядился «усилить надзор за всеми иностранцами и в особенности за японскими и китайскими подданными». По мнению губернатора японцы и китайцы в области есть, просто полиция о них не знает.

Однако, систематический учёт приезжих иностранцев, о чем все время просили военные, налажен так и не был. Естественно никаких разведчиков не обнаружили.

Они вскоре обнаружились сами...

Для любителей проникнуться "духом времени":

https://istmat.org/files/uploads/55719/pamyatnaya_knizhka_akmolinskoy_oblasti_na_1909_god.pdf

Всё-таки Россия это страна-загадка, некий Сфинкс, которого ни понять, ни победить... Сколько воды утекло, войн прошло и лет, а всё так же идёт своим каким-то непонятным чередом. Какой-нибудь другой стране это обязательно аукнулось бы, могла бы и вовсе пропасть... А вот России всё нипочём.

(Источник: Греков)