Мужу Лида не рассказывала, что давно за своими детьми странности заметила. А то он может разозлиться, что она наговаривает на их детей. Считает их хуже других! А она и не считала, да и разве можно своих родненьких деток считать хуже? Но супротив правды ведь не попрёшь!
Старший Пашка рос очень добрый, стихов много знал. В садике выступал на всех детских утренниках и ему сильнее всех хлопали. Артистом называли и хвалили.
Сестричку свою младшую Свету Пашка любил и опекал. Когда в школу пошёл, сам за ней в садик всегда ходил и стращал,
- Кто мою сестру хоть пальцем тронет, пожалеет! И обзываться только попробуй, будешь иметь дело со мной! - Пашка закатывал рукав и показывал бицепс. Малыши из Светиной группы подходили по очереди, трогали пальцем и уважительно смотрели.
- Все поняли? - грозно спрашивал Паша
- Всее-е-е, - неровным хором соглашались дети. А Пашка гордо обнимал сестрёнку, - Вот так, Светка, никого не бойся. Если что - у тебя есть старший брат. И я всегда буду рядом!
Но лет с двенадцати Пашка резко переменился. Учиться перестал, стал грубить даже отцу.
- Да это у него переходный возраст, себя что ли забыла? - ворчал муж, видя как Лида расстраивается.
- Да я помню, Миша, - Лида старалась тоже так думать. Но видела у Пашки в глазах что-то иное. Какое-то равнодушие ко всему происходящему. Будто теперь ему ничего не интересно и он ничего не хочет.
Время шло и то же самое стало происходить со Светой. Она уже не хотела ни танцами заниматься, ни петь в хоре.
- Может Пашка твой с компанией плохой связался, ты бы хоть узнала? Может втихаря выпивает или ещё чего? - Лиде советовала подруга.
- Да нет, Надя, думаешь я не проверяла? - Лида отвернулась, не хотела показать слезы на глазах, - Я и ребят его знакомых всех знаю. Обычные ребята, в телефонах сидят. Кто-то хочет учиться поступать, кто-то работать и заочно учиться. У многих девушки уже есть, один парень уже жениться собрался. У всех есть какие-то планы на жизнь, понимаешь? И только у моего Пашки их нет, не знаю, что и делать! - Лида прикрыла глаза рукой.
- Ну а Миша что думает? - Надя от Лиды не отставала. Они давние подруги, рожали вместе, вместе детей воспитывали. И ей за Лиду было обидно, что у неё так. У Нади дочка в училище швейное поступает, глаза от радости светятся. А у подруги не пойми что происходит.
- Ничего Миша не думает, он считает, что у Пашки возраст переходный затянулся. Ну и про Свету тоже так считает. Говорит, что я нервная и что я нагнетаю. Что у многих так и не надо трагедию делать. Ну не пойдёт Пашка в университет, не всем высшее образование обязательно получать. Вот так.
- Сходи к бабке, вот что я тебе скажу, подруга! Хуже не будет, а та, про которую я тебе говорю, точно тебе скажет. Проверено, многие к ней ходили и всё сошлось. И берет недорого, пиши адрес, - настаивала Надя.
Лида сначала отказалась, а потом раздумалась - ну а почему нет, что она теряет? Может и правда на какие-то мысли нужные наведет? Тем более, что у детей никаких улучшений. Павел ходит, как в воду опущенный. Ни с того ни с сего решил стать волонтёром и помогать старикам в доме престарелых. Желание может и неплохое, но он сам, как старик стал. Ходит, бормочет под нос не пойми что и даже не улыбается. Только Светочка на него хорошо действует. Сестре он светло улыбается, ругает, что учится плохо, но Света тоже хороша. Школу запустила, по стопам брата пошла. Тоже ничем не интересуется...
Домик бабки стоял на краю посёлка. Зинаида Карповна оказалась внешне совсем обычной. Лида думала у неё какие-то атрибуты ведуньи и провидицы будут в доме. Травы развешаны, или кристаллы магические. Но ничего похожего у Зинаиды Карповны в доме не было. Да и сама она обычно выглядела.
- Заходи, деточка, смотрю с трудным вопросом пришла, разговор долгий. Садись, чаю налью, и прими то, что скажу тебе сейчас. Хотя примешь ты или нет - ни на что не повлияет. Всё будет так, как суждено!
То, что дальше ей сказала Зинаида Карповна, Лида даже Наде говорить не стала. Это было невозможно воспринять, Лида рыдала по ночам. Как можно принять такое, если это касается твоего ребёнка?
Наде Лида наплела что-то другое. Кажется Надя ей не поверила, но промолчала. А Лида начала с ещё большей энергией пытаться направить сына, но всё было напрасно.
Еле окончив школу, Павел стал ездить в дом престарелых. Сам одевался кое-как, в какие то старые вещи, говорил, что ему не надо ничего. Похудел, как тень, а Лида, вспоминая слова бабки Зинаиды, с ужасом считала - вот ещё полгода прошло, а лучше и не стало!
И чем быстрее приближалось время, о котором сказала бабка Зинаида Карповна, тем страшнее было Лиде.
Однажды ночью Лиду разбудил телефонный звонок, - Лидия Ивановна Климова? Павел Климов ваш сын? Он в тяжёлом состоянии в реанимации, срочно приезжайте! Пишите адрес...
Лида чуть не выронила телефон из ослабевших рук. Неужели права бабка Зинаида и от судьбы не уйти? Но за что, ведь они ничего плохого никому не делали, за что?
Лида на такси домчалась до клиники. Врач предупредил, что жизнь Паши висит на волоске. Лида села в коридоре и стала ждать, а что ей ещё оставалось?
Она перебирала в мыслях всё, что мучило её последние годы.
Тогда бабка Зинаида Карповна сказала ей немыслимые вещи! Что Пашка отрабатывает какие-то грехи их рода. И что он вряд ли доживёт до двадцати пяти лет, надо это принять и всё, ничего с этим не поделать! Про Светочку Зинаида Карповна сказала, что как только Пашка своей жизнью заплатит за них всех, у Светочки сразу всё изменится к лучшему. Но Лида отказывалась верить в то, что ради счастья их и дочери она должна смириться с жертвой сыном! Какая мать в такое поверит? Какая мать сможет с этим смириться?
Она читала молитвы и плакала, не веря ни словам бабки, ни своим молитвам. И в то же время понимая, что к этому всё и идёт неумолимо...
Под утро Лида прислонилась спиной к стене, и чуть не провалилась в болезненный сон.
Но услышала вдруг голос врача, - Ну вот и всё!
- Как всё? - ужаснулась Лида, -Что вы такое говорите, как всё?
- Нет, вы неверно поняли, всё плохое позади, ваш сын будет жить. Павел будет жить!
У Лиды слёзы покатились по щекам - он будет жить! Бабка ошиблась, когда сказала, что Павел рождён чтобы принять на себя и отработать грехи предков, а потом умереть в двадцать пять в расцвете сил! Но она ошиблась! Лида плакала и смеялась одновременно.
Светочка встретила маму и брата объятиями, глаза её сияли радостью, как раньше. И тут кто-то позвонил в дверь. Лида открыла, думала муж из рейса вернулся раньше, но это была... Зинаида Карповна. В нарядной одежде, она вдруг поклонилась Лиде,
- Сыну твоему поклон мой, первый раз такого сильного человека вижу живьём. Говорят он спас при пожаре в доме престарелых девять стариков, даже не думая о своей жизни! Отработал твой сынок Павел всё сполна, и теперь ему дарована жизнь длинная и счастливая. И у дочери твоей Светланы всё наладится, верь мне!
Лида была потрясена её словами. Зайти Зинаида Карповна отказалась, попрощалась и ушла.
А следом приехал Михаил. Пожал руку сыну, обнял дочь и поцеловал жену, - Ну слава Богу, все живы. Я ведь говорил, ну переходный возраст, но всё пройдёт и жизнь наладится, да, братцы кролики?
- Да, пап, обещаю! - твердо сказал Павел.
- Конечно, папа, у меня полно планов, буду поступать учиться.
- Ты прав, теперь точно всё будет хорошо, - Лида уткнулась носом в плечо мужа. Теперь она точно верила, что всё плохое позади!
Сын их всех защитил.