Найти тему

Гринвошинг. Зелёный обман

Оглавление

Тема экологии сегодня актуальна как никогда. Пандемия усилила экологическую тревогу, побуждая людей искать более устойчивые решения.

В этой ситуации гринвошинг, или “зеленый камуфляж”, становится серьезной проблемой. Гринвошинг – это маркетинговая тактика, когда компании создают образ экологически ответственных предприятий, не предпринимая реальных действий для улучшения своей экологической деятельности.

Такая практика подрывает доверие к экологическим усилиям и вводит потребителей в заблуждение, препятствуя им в принятии осознанных решений.

История возникновения термина

Термин «гринвошинг» (greenwashing) впервые предложил американский эколог Джей Вестервельт в 1986 году. Он использовал этот термин для описания практики гостиниц вывешивать плакаты в номерах, призывающие гостей не менять постельное бельё и полотенца каждый день, чтобы снизить нагрузку на экологию. Истинная причина их «озабоченности природой» была в том, что повторное использование полотенец позволило бы гостинице сэкономить на стирке, говорил Вестерфельд.

К слову, в 1960-х годах началось активное распространение экологического движения в западных странах, что подтолкнуло многие компании к созданию положительного «зелёного» образа с помощью рекламы. Одной из первых таких компаний стала американская электротехническая компания Вестингауз, которая провела рекламную кампанию о безопасности и чистоте ядерной энергии.

Уловки гринвошинга: Семь грехов гринвошинга

  1. Грех скрытого компромисса: продукт кажется экологически чистым, но другие важные экологические проблемы не учитываются. Пример: офисная бумага, производство которой приводит к вырубке лесов и выбросам парниковых газов.
  2. Грех без доказательств: информация на упаковке не может быть проверена, и отсутствуют сертификаты третьей стороны. Потребитель не может быть уверен в том, что использует натуральный продукт.
  3. Грех расплывчатости: использование расплывчатых утверждений для маскировки недостатков продукта. Пример: указание полностью натурального состава, но скрытие того, что натуральные ингредиенты могут быть ядовитыми.
  4. Грех поклонения ложным ярлыкам: использование поддельных этикеток и логотипов для создания впечатления одобрения продукта со стороны сторонних организаций.
  5. Грех неуместности: экологическое утверждение, которое может быть правдивым, но не является достижением компании, так как использование компонента запрещено на законодательном уровне.
  6. Грех меньшего из двух зол: сравнение продукта с аналогами, которые якобы более вредны для окружающей среды, хотя сам продукт также не является экологически чистым.
  7. Грех вранья: указание несуществующих компонентов в составе продукта.

Пример гринвошинга: компания H&M

В 2020 году Елена Володина, блогер и экоактивистка, провела эксперимент, чтобы проверить, что происходит с одеждой, сдаваемой на переработку в H&M. Она положила GPS-трекер в пакеты с одеждой и обувью, которые сдала в магазине.

Программа H&M предполагала, что сданные вещи после сбора в магазинах отправятся на сортировочный склад в Лыткарино, а затем — на завод по переработке SOEX в Германии. Однако, как показало видео, часть вещей так и не покинула склад в Лыткарино. Пакеты с одеждой были обнаружены на Avito, выставленными на продажу в нетронутом виде.

Этот эксперимент показал, что программа переработки H&M не работает так, как заявлено.

Рекомендации: как не попасться на уловки гринвошинга

Чтобы убедиться в подлинности органического продукта, проверьте наличие сертификата и его актуальность. Недобросовестные производители могут использовать сертификат для одного вида продукции, но помечать им весь ассортимент. Также сертификат может быть просрочен.

Как проверить сертификат:

  1. Реестр Минсельхоза: Товар должен быть в реестре Минсельхоза. Проверьте, совпадают ли названия товара и производителя на упаковке и в сертификате, и является ли сертификат действующим.
  2. Приложение «Роскачества»: В приложении Роскачества есть информация о товарах, прошедших проверку качества, включая сведения об экомаркировках.

Также стоит внимательней читать состав и обращать внимание на упаковку: изучите состав товара и убедитесь, что он натурален и безвреден. Проверьте, действительно ли упаковка биоразлагаема.