Найти тему
ABW

Как китайский Hongqi стал ультрароскошным брендом

Оглавление

Бренд Hongqi славится своим высоким статусом среди китайцев. А некоторые модели этого бренда ценятся даже больше, чем Bentley или Rolls-Royce. Но так было не всегда. Компании пришлось пережить много падений и неудач, чтобы спустя почти 60 лет найти свой путь.

Мао Цзэдун и первый китайский седан

Историю бренда Hongqi невозможно рассказать без упоминания «Первого автомобильного завода» (или First Automotive Works), который сегодня превратился в концерн под названием FAW Group. Компания производит и продает автомобили под собственным брендом, например, Hongqi и Bestune. А еще у FAW Group есть совместные предприятия с иностранными брендами – это FAW-Toyota и FAW-Volkswagen.

Но изначально First Automotive Works как китайский государственный производитель выпускал только военные и промышленные грузовики. Причем с помощью СССР. Советский Союз предоставил Китаю не только техническую поддержку, инструменты и производственное оборудование. Еще до открытия первого китайского завода 39 сотрудников FAW обучались производству грузовиков прямо на «Заводе имени Сталина». А в общей сложности там побывали около 500 китайских инженеров.

После этого, в 1953 году, появился первый завод FAW в Китае. Еще через 3 года на базе советского ЗИС-150 был выпущен грузовик «Цзефан» СА-10. Считается, что Мао Цзэдун был так доволен его презентацией в Пекине, что сказал следующее: «Было бы здорово, если бы однажды мы могли ездить на нашем седане китайского производства».

-2

И уже в 1957 году центральное правительство Китая приказало FAW создать седан специально для национальных лидеров. А после сбора информации о самых передовых и роскошных авто, доступных в 1950-х годах, китайские инженеры решили провести реверс-инжиниринг Simca Vedette и Mercedes-Benz 190. Если простыми словами, то они хотели создать точную копию того, что уже успешно работало. В результате этого мозгового штурма в 1958 году появился первый китайский седан – Dongfeng CA71.

Интересно, что модель получила название Dongfeng («Восточный ветер») на основе цитаты из выступления Мао Цзэдуна в Москве: «Восточный ветер преобладает над западным ветром». Недвусмысленный политический камень в европейский двор. Помимо названия, в седане было еще много чего от председателя Мао. В прямом смысле. Изначально все надписи на автомобиле были на латинице. Но официальный Пекин призвал FAW изменить их на китайские иероглифы, причем написанные рукой самого Мао Цзэдуна.

-3

Всего было выпущено 30 автомобилей модели Dongfeng CA71. Несмотря на полное копирование Simca Vedette и Mercedes-Benz 190, китайская машина оказалась не очень надежной. Она часто ломалась, а грубые методы реверс-инжиниринга отражали недостаток у Китая технологических и производственных знаний. При этом именно Dongfeng CA71 заложил основу для рождения Hongqi.

Как с нуля создать автомобиль за 30 дней, или Китайские амбиции

В 1958 году, в разгар кампании большого скачка, которая должна была укрепить индустриальную базу страны и резко поднять экономику Китая, FAW объявила о создании более роскошного седана всего лишь через 90 дней после производства Dongfeng CA71. Идея заключалась в том, чтобы за месяц создать и выпустить совершенно новую и улучшенную модель.

Правда, тогда Китай все еще копировал, а не создавал. Поэтому инженеры FAW разработали модель Hongqi на основе автомобиля Chrysler Imperial 1955 года. И самой сложной частью был реверс-инжиниринг двигателя V8. В то время советские эксперты советовали FAW отказаться от этой идеи, ведь в 1958 году даже СССР не мог производить восьмицилиндровый двигатель. Но это лишь вдохновило китайских инженеров. FAW решила доказать, что в Китае могут сделать то, что не может могучий Советский Союз.

План выглядел примерно так: нужно было вручную отлить 100 заготовок двигателя на основе двигателя Chrysler, затем выбрать 3 лучших и поручить команде инженеров и рабочих за две недели выковать прототип, который потом должны были установить в экспериментальную модель CA72-1E.

-4

Так, в августе 1958 года, после месяца непрерывных работ, была создана ​​первая модель Hongqi («Красное знамя») – название отражало то, что автомобиль был построен «высоко держа великое красное знамя мыслей председателя Мао».

Стоит отметить, что, как и в случае с Dongfeng CA71, дизайн Hongqi CA72 был наполнен китайской культурой. Причем это была смесь имперского прошлого и коммунистической реальности. Например, в одном авто сочетались веерообразная решетка радиатора, задние фары в форме китайского фонарика и пять маленьких красных флажков на борту машины, изображающие рабочего, фермера, торговца, студента и солдата.

При этом, с какой стороны ни посмотри, это был амбициозный проект, с аномально сжатыми сроками и спорными методами производства. Одновременно с этим машина Hongqi CA72 стала довольно щедрой жертвой в поддержку большой скачка.

Национальный автомобиль Китая и заложник статуса

В сентябре 1964 года Hongqi CA72 был объявлен ​​национальным автомобилем Китая. Да и по сути владеть им могли только госучреждения или руководство Коммунистической партии. Именно поэтому модель CA72 можно было увидеть практически на любом официальном выездном мероприятии тех лет.

После такого успеха бренд Hongqi продолжил свое производство. В 1965 году появился CA770, в 1969 году была изготовлена ​​первая пуленепробиваемая модель Hongqi CA772. Примерно в это же время началось производство Hongqi CA773. Но все эти машины тяжело назвать отечественными и хорошими. Китайские инженеры продолжали копировать уже созданные авто и всё еще делали это плохо. По этой причине тираж любой модели не превышал и 300 экземпляров.

-5

Чтобы исправить положение, в 1972 году инженеры FAW загорелись идей создать самый совершенный седан в мире. Новая модель CA774 претерпела существенные изменения. Новый дизайн стал передовым и современным: появились боковые окна дугообразной формы для улучшения аэродинамики, а кузов автомобиля был изготовлен из листов высокопрочной стали для снижения веса. Однако некоторые чиновники увидели в этом потерю роскошного статуса машины. Так была отвергнута самая современная и смелая модель Hongqi. Вместе с этим провалилась и модернизация бренда – символический и священный статус автомобиля председателя Мао фактически топил компанию.

Смерть Мао Цзэдуна и падение Hongqi

В 1976 году Мао Цзэдун умер. Центральное правительство Китая приказало FAW создать для его Мемориального зала транспортное средство для перевозки тела в случае чрезвычайной ситуации. Это был последний Hongqi, сделанный для председателя Мао.

Казалось, что после его смерти бренд, наконец, сможет двигаться дальше. И в 1979 году FAW даже возобновила разработку CA774 с более консервативным дизайном. Но центральное правительство уже потеряло всякий интерес к новым моделям Hongqi, ведь священный статус бренда, тесно связанного с председателем Мао, исчез вместе с ним.

-6

Параллельно с этим для Китая стал очевиден технологический разрыв между государственными автопроизводителями и международной автомобильной промышленностью. Высшие партийные чиновники стали все чаще жаловаться на Hongqi из-за высокого расхода топлива и ненадежности. Например, машины часто ломались прямо в аэропорту во время визита иностранных делегаций. А последней каплей стала серьезная авария из-за отказа тормозов, когда румынскому президенту показывали Великую китайскую стену.

Были и политические причины, по которым бренд Hongqi впал в немилость. Одной из новых тенденций в Китае стала вестернизация, в то время как автомобиль Hongqi оставался символом консервативного прошлого, которое нужно реформировать. Поэтому уже в 1981 году официальный Пекин решил прекратить производство Hongqi. А вместо этого появились импортированные из Японии Toyota Crown в качестве служебных автомобилей и Mercedes S-класса для национальных лидеров.

Подпольные разработки и иностранное производство

Как только партийные лидеры, единственные покупатели Hongqi, решили отказаться от него, у FAW не осталось выбора. По сути еще молодой бренд должен был исчезнуть. Однако, несмотря на то, что с 1981 по 1996 год в производстве не было ни одной модели Hongqi, их разработка никогда не прекращалась.

А еще у FAW была своя стратегия. Компания планировала возродить свой премиальный бренд с помощью иностранных производителей и их передовых технологий. Так, уже в 1982 году начались переговоры с Nissan, Ford, Chrysler и Audi.

И лишь в 1996 году бренд Hongqi смог возобновить производство. А уже через два года появилась модель CA7220 на основе Audi 100. Это была самая успешная машина в истории бренда, которая за 8 лет производства принесла FAW ¥6,6 млрд. В первую очередь на коммерческий успех повлиял статус автомобиля, который теперь могли купить региональные чиновники, организации, государственные предприятия и даже частные лица. А еще модель CA7220 позиционировалась как более дешевая версия Audi 100.

-7

Однако все другие машины, которые производились в это же время, потерпели полный провал на рынке. Все они были точной копией американских авто, но со значком Hongqi. Клиентов такой подход не устроил, а репутация бренда уже была запятнана.

Поиск своего пути

Продажи Hongqi все так же падали. Но компания не спешила менять свою стратегию. В 2009 году был представлен Hongqi HQ, который внешне очень походил на Rolls-Royce Phantom. При этом цена китайской копии была существенно выше. За нее просили ¥8 млн. Естественно, государственные СМИ Китая раскритиковали ошеломляющую стоимость авто. Новая модель Hongqi вновь провалилась.

FAW устал нести убытки, но прощаться с когда-то роскошным брендом не хотел. Так, с 2010 по 2015 год компания потратила около ¥33 млрд на исследования и разработки Hongqi L5 и H7. Эти деньги были получены от прибыльных совместных предприятий с иностранными автопроизводителями. Новые модели вновь были ориентированы на рынок государственных автомобилей. И это вновь ни привело к успеху.

Кроме этого, с 2013 по 2015 год по обвинениям в коррупции были арестованы в общей сложности 80 менеджеров FAW, в том числе генеральный директор отдела продаж легковых автомобилей. Все это стало частью антикоррупционной кампании Си Цзиньпина.

А в 2017 году председателем совета директоров FAW был назначен Сю Люпин, президент государственной корпорации China South Industries Group Corporation, которая специализируется на производстве оружия и военного оборудования для Министерства национальной бороны Китая. Своей главной целью Сю Люпин назвал возрождение Hongqi.

-9

И у него это получилось. С 2018 по 2021 год бренд продемонстрировал чрезвычайно высокий рост: с 33 000 единиц в 2018 году до более 100 000 в 2019 году, более 200 000 в 2020 году и более 300 000 в 2021 году. Т.е. за 4 года продажи увеличились почти в 10 раз. А еще у компании появился свой гибридный суперкар S9, который может разгоняться от 0 до 100 км/ч всего за 1,9 секунды. Таким образом, сегодня бренд Hongqi вновь вернулся к своему премиальному статусу, но вместе с тем ненадежные машины остались в прошлом.

]]>