Найти тему
Код Памяти

Сергей Андрияка. Главный кремлёвский художник

16 мая ушел из жизни знаменитый российский художник и педагог, оставивший серьезный след в развитии культурной сферы нашего общества. В статье мы изучим основные факты биографии и жизненного пути известного акварелиста и его влияние на художественное искусство страны.

Биография

Сергей Николаевич Андрияка появился 14 июля 1958 года в городе Москва. С раннего детства он стал увлекаться творчеством, наблюдая за примером именитого отца Николая, бывшего Заслуженным художником РСФСР. Его мать Этолия была учителем иностранных языков и переводчиком на государственной службе.

По воспоминаниям самого Сергея Николаевича, впервые к искусству его начала приобщать мать, временно оставившая работу для ухода за маленьким сыном. Тогда они жили в небольшой коммунальной квартире, стены которой были увешаны многочисленными картинами за авторством его отца. Мать оставляла маленького Сережу рядом с отцовскими произведениями и с включенной классической музыкой, пока занималась домашними делами, что также повлияло на творческое развитие личности будущего художника.

Изначально отец не воспринимал всерьез его детское увлечение рисованием, считая «что все дети любят рисовать всякое». Но когда он заметил реальную заинтересованность мальчика в изобразительном искусстве, то стал заниматься с ним персонально и готовить к поступлению в художественную школу.

Отец работал преподавателем, а затем и директором МГХИ имени В. И. Сурикова и с ранних лет приобщил сына к профессиональному рисованию. Еще с шестилетнего возраста мальчик начал писать свои первые картины, осваивая мастерство художественной практики под отцовским руководством. В детских годах он освоил мастерство акварели, научился быстро запоминать зрительные картинки и изучил творчество других мастеров-художников.

В 1976 году Сергей Андрияка закончил обучение в художественной школе и поступил в Московский институт имени В. И. Сурикова, которым руководил его отец в первый год его учебы. На факультете художественной живописи он успешно совмещал деятельность студента и преподавателя рисования в средней школе, помогая молодым дарованиям раскрывать свои скрытые таланты.

В 1982 году окончил институт, успешно защитив дипломную работу в сфере живописи, написав выпускную картину про Куликовскую битву. До 1985 года работал в мастерских художественных академиях СССР. В том же году возвращается в свой институт в роли преподавателя, где трудится вплоть до 1989 г.

В 1996 году получил звание Заслуженного художника РФ. В 1999 году Андрияка открывает в Москве школу акварели, действующую и в настоящее время. Был руководителем школы вплоть до своей смерти.

В 2012 году Сергей основывает высшее учебное заведение – Академию акварели и изящных искусств, названную в честь самого себя. В том же году снялся в нескольких телепередачах на тему рисования на телевизионном канале «Культура».

В 2017 году стал основателем журнала «Secreta Artis» совместно с другой известной художницей Дарьей Фомичевой.

Издание на тематику традиционного изобразительного искусства продолжает публиковаться по сей день с периодичностью 4 выпуска в год.

В последние годы жизни Сергей Андрияка страдал от прогрессирующего рака кишечника и проходил лечение в московской клинике. По сообщениям близких, 16 мая 2024 года он умер на 66-ом году жизни в своей больничной палате.

Творчество

В начале своего творческого пути Сергей Николаевич предпочитал масляные краски и гуашь, но затем начал отдавать предпочтение акварели. Большое влияние на его работы оказали художественные достижения творцов прошлого из Западной Европы, с произведениями которых он познакомился еще во время учебы в институте.

Большая часть картин Андрияки были связаны с его родной страной – Россией. В своих работах он запечатлевал известные памятники и шедевры русской архитектуры, российские города, церкви, цветы, натюрморты и природу. Его основной техникой рисования являлась акварельная живопись, в которой он достиг настоящего мастерства.

Он любил русскую историю и ратовал за сохранение памяти о прошлом родной страны, которое прославленный художник проявлял в своих произведениях. Российская история была для него безграничным кладезем новых идей и образов, способных обрести воплощение на холсте.

Множество произведений он рисовал по личной памяти, доставая образы будущих картин из собственных воспоминаний. Часто он творил без начальных рисунков карандашом, исключая свои наиболее сложные картины. Накладывал 2-3 десятка слоев красок, белил и дополнительных материалов, использовавшихся для воссоздания образов из его воображения на бумаге.

По оценкам профессионалов, за всю свою жизнь Сергей написал больше 10 000 картин, многие из которых сейчас находятся в музеях и галереях по всему миру, у частных коллекционеров и даже в московском Кремле.

В 1995 году получил сложный заказ от мэра Москвы на создание большой акварели высотой в шесть метров. На изображении должна была быть панорама города XIX века. С помощью картинок из старого фотоальбома 1867 года ему удалось создать невероятное произведение искусства, вновь доказавшее российскому художественному сообществу его профессиональное мастерство.

Семья и личная жизнь

В 1995 году Сергей женился на своей невесте Дарье. Семейное древо Андрияки продолжилось в шестерых детях – сыне Федор и пятерых дочерях Софье, Елизавете, Марии, Ксении и Анне.

По заявлениям самого мастера, в браке он любил рисовать романтические портреты своей супруги как во взрослом возрасте, так и в образе ребенка по детским фотографиям.

Андрияка в интервью 2012 года упоминал, что у его старшей дочери с детства церебральный паралич в тяжелой форме. Часто брал детей в заграничные поездки, стремясь показать им мир и культурные особенности других народов планеты.

Мировоззрение

Знакомые и близкие люди описывали Сергея Андрияку как очень мягкого и добродушного человека, всегда готового помогать ближним. В любых обстоятельствах он старался быть хозяином ситуаций, решая проблемы, а не подстраиваясь под них.

Будучи человеком искусства и ректором собственной академии, он никогда не критиковал своих студентов, всегда давая им возможности для личного роста. Несмотря на это, он считал, что творческий талант есть только у очень немногих людей, а большая часть учеников его учебного заведения вряд ли смогут достичь безграничного потенциала творчества.

В интервью 2012 года он поделился своими взглядами на западное общество, назвав творческой проблемой тамошних жителей так называемый «синдром кнопки». По мнению Андрияки, люди из Америки, Западной Европы и Японии обучаются в узких специализациях, за пределами которых они практически ничего не знают. А для всего остального они пользуются «кнопкой вызова» специальных служб, которые ищут для них информацию, осуществляют починку техники, привозят товары и прочее.

Также Сергей являлся поклонником традиционной архитектуры и неодобрительно относился к повсеместному отказу от стиля модерн в современном строительстве. Он выражал недовольство многочисленными «стеклянными коробками», которыми застроили Москву и проявлял заинтересованность в следовании более консервативному архитектурному стилю начала XX века. Он не отрицал важность современных стилей, но также подчеркивал необходимость следовать традициям прошлого и сохранять код жизни прежних поколений.

Андрияка был уверен, что каждый человек скрывает внутри себя насыщенный внутренний мир, наполненный сказками и огромным творческим потенциалом. Изобразительное искусство он считал способом воплотить образы своего воображения на бумаге в объективной реальности, чтобы отобразить свои фантазии во внешнем мире.

Достижения

Начиная с 1985 года Сергей Андрияка провел более пяти сотен личных выставок, на которых показывал свои собственные произведения. Участвовал в тысячах художественных выставок по всему миру – в Германии, Великобритании, Японии, Италии, Швейцарии, Китае и др.

В 1999 году открыл художественную школу в Москве. По его словам, он основал учебное заведение, чтобы помочь юным студентам познать основы изобразительного искусства и научить их рисовать зачатки настоящих шедевров. Понимая, что родословная обеспечила ему необходимую помощь в раскрытии своих талантов художника, он хотел оказать такую же поддержку другим подросткам со всей России, создав систематизированную схему обучения рисованию с нуля.

В 2012 году состоялось основание его Академии акварели – высшего учебного заведения для студентов, желающих профессионально заниматься изобразительным искусством. Будучи ректором, Андрияка проявлял суровый подход к обучению и заставлял учащихся развиваться всесторонне, а не замыкаться в узких специализациях.

С 2007 по 2013 год на Арбатско-Покровской линии московского метро поезд «Акварель» был расписан произведениями Сергея Андрияки и его лучших студентов.

Заключение

Сергей Андрияка оставил богатое культурное наследие, пополнившее творческое богатство России. Будучи любителем истории и традиций, он часто подчеркивал важность сохранять память о событиях прошлого и жизни своих предков.

Один из лучших современных способов почтить кровных предшественников – создать собственное генеалогическое древо с помощью современных технологий. Цифровой памятник в виртуальном пространстве всегда будет доступен для вас и ваших потомков, сохраняя память рода на многие поколения в будущее.